Урок развития речи Труд на селе 3 класс (ОНР)
Урок: Развитие речи. 3 класс (ОНР)Тема: Труд на селе.
Цель: Способствовать формированию знаний об отрасли сельского хозяйства – животноводстве, о значении животноводства в жизни людей.
Задачи: Ознакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства – животноводство, с профессиями, связанными с разведением домашних животных; активизировать и расширять словарь учащихся, развивать умения составлять простые распространённые предложения; развитие умений анализировать, обобщать, выделять существенные признаки; развитие памяти и внимания; воспитание уважительного отношения к труженикам села, любви к труду.
Оборудование: интерактивная доска, маршрутные листы, индивидуальные карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Мотивационно-целевой этап:
Организационный момент:
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, садитесь. Начинаем урок.
– Давайте вспомним основные правила речи:
а) Прежде, чем говорить, подумай.
б) Говори громко, четко, выразительно, чтобы твоя речь была понятна всем.
Работа по картине (слайд с изображением сельской жизни):
- Что изображено на картине? (село, деревня)
- По каким признакам догадались, что это село?
(частные дома, много деревьев, зелени, нет машин, асфальтированных дорог и т.д.)
Выход на тему:
- Чем занимаются люди на селе? (выращивают растения и разводят домашних животных)
- Итак, тема нашего урока – Труд на селе. (слайд)
II. Операционный этап:
1. Актуализация знаний:
- Как называется отрасль сельского хозяйства, которая занимается выращиванием растений? (растениеводство)
- Познакомимся с другой отраслью сельского хозяйства, которая занимается разведением домашних животных. Догадались, как она называется? (животноводство)
- Что это за слово? (сложное)
- Из каких слов оно состоит? (животное + водить, разводить)
2. Изучение нового:
а) Игра «Заселим сельский двор»
- Отгадайте загадку:
Рыжий молокозавод день жуёт и ночь жуёт,Ведь траву не так легко переделать в молоко. (Корова)
- Чем питаются коровы летом? (травой)
- Коровы травоядные животные. Летом они пасутся на лугу.
- А чем они питаются зимой? (сеном)
б) Слово учителя:
- Летом хозяева заготавливают для своих Бурёнок корм на зиму. В деревнях начинается весёлая пора сенокоса. Народ примечает: "Коси, коса, пока остра" и зовёт всех на работу: "Кто дорос, спеши на сенокос". Люди спешат скосить луговые травы, пока те не пересохли на горячем солнышке, чтобы стебли трав не стали грубыми и жёсткими. (слайд с изображением сенокоса)
в). Работа над значением слова:
- Как образовалось слово сенокос?
- Это слово сложное, составлено из двух слов «сено- косить»
- Как вы думаете, какую пользу приносят коровы людям? (Они дают нам молоко и мясо).
- Из молока люди научились готовить много полезных, вкусных, питательных продуктов. Какие? (сметана, кефир, творог и другие)
г) - Отгадайте загадку:
Не земледелец, не кузнец, не плотник,А первый на селе работник. (Лошадь)
- Какую пользу приносит лошадь?
Ученик читает: В старину крестьяне запрягали лошадь в плуг и распахивали поле. На лошадях возили и сено с лугов, и дрова из леса, и снопы с полей. И сейчас лошади незаменимы в деревне.
- А на чем ещё сейчас перевозят грузы в деревне? (на тракторе)
Загадка:
Овсом его не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет – семь плугов тащит. (трактор)
– Как называется напиток, изготовленный из молока лошади?
Кумыс - полезный для здоровья напиток.
д) - А кто живёт ещё на деревенском дворе, вы узнаете, отгадав загадку:
Я маленькая, белая, Пугливая, несмелая,Шерсть даю своей хозяйкеНа шарфы и на фуфайки. (овца)
- Что дают овцы человеку?
Ученик читает: Овцы и бараны дают людям великолепную мягкую и тёплую шерсть, из которой мастерицы вяжут свитеры и кофточки, платки, шарфы, варежки и шапки.
- Посмотрите, ребята, мы заселили деревенский двор.
- А каких ещё домашних животных вы знаете? (свинья, коза; гуси, утки, индюки - это домашние птицы).
- А почему всех этих животных мы называем домашними?
- Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, строит жилища, кормит, заботится о потомстве.
Физминутка.
- А теперь оживим наш двор. Вспомните голоса домашних животных.
Я вам буду читать маленькое стихотворение, а вы вставьте подходящее звукоподражание.
1. Кто похлёбку съел мою? Свинка хрюкает: (хрю - хрю ) 2. Молочка налили мало! Кот мяукал: (мяу-мяу)
3. Хватай вора за рукав! Пёс залаял: (гав-гав-гав)
4. Мой хозяин далеко! Ржёт лошадка: (и-го-го)
5. Где телёнок, не пойму? Замычит корова: (му-у-у-у)
е) Ученик читает стихотворение:
Домашних животных я очень люблю:Кормлю, берегу и ласкаю,Собаку и кошку, козу и свиньюДрузьями своими считаю.
Корова, коза молоко нам дают,Нет шерсти овечьей пышнее,Нам кошка - мурлыка подарит уютИ всех переловит мышей.
Помощники наши - корова, баранИ конь вороной тёмногривый.Живут с нами рядом, привязаны к нам,Доверчивы, миролюбивы.
3. Закрепление.
Дифференцированные задания:
а) Дополни предложение:
От коровы молоко, а от курицы- …
От овцы - шерсть, а от пчелы - ….
б) Подбери к словам из 1 столбика подходящие по смыслу слова из 2 столбика. Соедини слова стрелочкой.
Теленок овца
Поросенок лошадь
Ягненок свинья
Жеребенок корова
Угадай, кто что дает. Соедини стрелочкой слова.
Кумыс овца
яйцо верблюд
шерсть курица
шубат лошадь
в) Напиши общее слово, для которого подходят следующие определения:
Липовый, пчелиный, цветочный - … . Белое, парное, коровье - … .г) «Четвертый лишний»
- Зачеркни лишнее слово:
Жеребёнок, мышь, курица, гусь.
Корова, кролик, ягненок, лошадь.
- Оцените себя. Закрасьте кружочек в нужный цвет.
Красный – отлично.
Синий – хорошо.
Зелёный – не очень.
д) Устный рассказ. Игра «Пришелец»
-Представь, что ты встретил пришельца из другой планеты, который ничего не знает о жизни землян. Расскажи ему о людях, изображенных на картинке, - как называются их профессии, для чего они нужны. Раздать картинки с изображением людей разных профессий.
Доярка, пастух, ветеринар, птичница.
4. Работа над текстом.
- Прочитай текст.
- Найди выделенное предложение. Что означает слово «мигом»? (быстро)
5. Задания к тексту. Самостоятельная работа.
1) Запиши кратко ответы на вопросы.
а) Какими словами девочка звала кур?
б) Какие слова говорила девочка курам, чтобы они ушли?
2) Составь из слов предложение.
у, живут, в, бабушки, куры, деревне
- Проверка.
- Оцени себя.
III. Рефлексия:
Задание на рефлексию. Работа в паре.
Соедини части пословиц:
Без труда а лень портит.
Не спеши языком - не вытащишь и рыбку из пруда.
Труд кормит, торопись делом.
- Прочитай. Объясни смысл пословиц.
- О чем эти пословицы?
- Как ты считаешь, важен ли труд на селе? Почему?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Корова, кролик, ягненок, лошадь.