Поощрение и наказание ребенка в семье.



Тема:«Поощрение и наказание в семье»
(родительское собрание)
Хабибулина Р.Х
Мужи 2010
И поощрять надо уметь!
Рассмотрим особенности применения поощрений. Прежде всего, следует подчеркнуть, что эта мера не всегда дает желаемый эффект. Более того, неправильное применение ее может нанести серьезный вред воспитанию. В тех случаях, когда ребенок получает поощрения незаслуженно, без достаточных оснований, оно теряет свою воспитательную ценность.
За что же следует поощрять детей?
Если ребенок хорошо учится, добросовестно трудится, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечные результаты его действий, но и, главное, затраченные им усилия. Не стоит поощрять за одни только способности. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в поощрении одобрением.
При использовании такой формы взаимодействия следует внимательно подходить к индивидуальным особенностям каждого ребенка. И если скромного, неуверенного в себе малыша весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого надо поощрять очень осторожно. За хорошими поступками и действиями могут скрываться различные побудительные мотивы. Одни старательно учат уроки, потому что они трудолюбивы и любознательны, другие – потому что тщеславны и самолюбивы, третьи – из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Естественно, что одинаково оценивать и поощрять их успехи не следует.
Как поощрять детей?
Поощрения в семье могут быть самые разнообразные: словесные, в виде наград и подарков.
Словесное поощрение может быть выражено в виде одобрения словами: «хорошо», «правильно», «молодец» и т.п., можно приветливо улыбнуться, одобрительно взглянуть на ребенка, погладить по голове – и он почувствует, как вы довольны его трудом или поведением. Словесная форма – одна из самых важных форм поощрения.
Другая форма благодарности – подарок. Это один из наиболее уязвимых вопросов в практике семейного воспитания. Неправильное иго использование часто приводит к нежелательным, а порой и безнравственным проявлениям ребенка. Излишество в подобном виде поощрений вредит делу. Конечно, дети должны чувствовать внимание к себе, заботу, любовь родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, заплаченной за подарок. Как показывает практика, дорогие вещи сначала радуют детей, но затем постепенно развивают у них зазнайство, формируются мещанские взгляды на жизнь. Например: бабушка одной из учениц – школьницы 4 класса - рассказывает:
- Я очень люблю свою внучку и всегда помню ее день рождения. А в этот последний день рождения я очень расстроилась: за неделю зашла в магазин, долго выбирала и купила ей в подарок книгу о Пушкине, чашку с блюдцем и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: « Книжки у нас есть, посуда тоже есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.
Спрашивается, что это, как не первые очень тревожные ростки будущих мещанских взглядов на жизнь! Очевидно, что Надина реакция на бабушкин подарок не случайна - это отражение совершенно определённых взглядов, позиции родителей по отношению к вещам, их ценности и нужности. Поэтому, мы считаем необходимым подчеркнуть, что, используя форму поощрения, следует добиваться того, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла от ребёнка то чувство, то отношение, которое родители или другие люди хотели выразить подарком. Подарки в общей системы средств воспитания должны помогать проявлению лучших качеств черт человека. В одном случае это может быть вещь из числа так называемых товаров длительного пользования, в другом- необходимая лишь сегодня. Разумеется, мы не собираемся приводить подробный список: это, мол, дарить нужно, а это не нужно. Но родители обязаны знать, что дарить вещи следует с учётом их действительных потребностей и интересов: прежде всего это книги, разнообразные игры, коньки, лыжи, инструменты и другие предметы, способствующие умственному и физическому развитию. Они должны также понимать, что у абсолютного большинства детей (за исключением тех, кто уже испорчен родителями) свои критерии ценности подарка. Казалось бы, можно ли сравнивать, например, часы и паяльник? В нашем, взрослом, понимании большую ценность имеют часы. Но вот что рассказывает ученик шестого класса товарищу:
- Мне папа подарил паяльник. Как здорово! Я теперь могу собирать интересные вещи: всякие механизмы, даже приемник на транзисторах соберу!
Бесспорно, у этого юного техника действительно любящий и думающий отец. Он видит, что приятно, полезно и даже необходимо его сыну, что доставит ему настоящую радость и в то же время будет полезно для его развития.
Рассматривая проблему поощрения детей в семейном воспитании, нельзя обойти молчанием и вопрос о поощрениях детей деньгами. В практике воспитания встречаются разнообразные, порой весьма сложные ситуации, порожденные проблемой «дети и деньги».
Обратите внимание на то, как ваши дети относятся к деньгам, и вы увидите, что это одна из очень серьезных проблем. У одного появившиеся 2 рубля вызывают в кармане «жжение»: он должен их истратить, все равно на что, - купить ли 200 г пряников или почти ненужную кисточку. Ему нравится сам процесс траты денег, покупки чего-нибудь. Другой ребенок эти 2 рубля откладывает на что-то, добавляя к уже имеющимся. У него есть совершенно определенная цель, которую он в будущем попытается реализовать. Третий в деньгах видит только источник возможных удовольствий: кино, мороженое и т.п. Иногда приходится отмечать у некоторых детей отдельные проявления частнособственнических инстинктов – жадности, стремления к накопительству и т.п. Возникает вопрос: «Откуда у этих маленьких людей такие малоприятные проявления? Как они появляются и кто в этом виноват?»
Как мы думаем, здесь, прежде всего, вина родителей. Об этом свидетельствуют факты. Вот один из них.
Как-то, зайдя в сберкассу, мы обратили внимание на стоявшую впереди очереди худенькую девочку лет 11-12. В руках она бережно держала сберегательную книжку и заполненный детским почерком приходный ордерок. Когда подошла наша очередь, мы спросили у контролера сберкассы:
- Скажите, пожалуйста, если это не секрет, впереди стояла девочка, которая сдавала деньги на книжку. Много ли у нее денег и как ее фамилия, из какой она школы? Я – педагог, и меня это интересует с чисто педагогической позиции.
- Не могу сказать, - ответила контролер, - это тайна вкладчика!
- Тогда не можете ли вы сказать, много ли у вас таких несовершеннолетних вкладчиков?
- Немного, но есть, - ответила она.
И на этом разговор в сберкассе закончился. И все-таки случай познакомиться с юной вкладчицей, хотя и неожиданно, представился.
Буквально через день-два я зашел в школу, выяснить некоторые вопросы организации практики студентов. Учительница, которую нужно было увидеть, была занята на уроке. Пришлось ожидать звонка. Когда он, наконец, зазвенел, и из класса стали выходить дети, я вдруг увидел свою «незнакомку». Выяснив у ее одноклассников фамилию и имя, удалось повидаться с матерью девочки. Между нами состоялся такой разговор:
- Не скажете ли вы, как давно и какой целью собирает деньги ваша дочь?
- Не ошиблись ли вы, я что-то не знаю, чтобы моя дочь собирала деньги! Что вы имеете в виду?
- Вы ведь мама Светы?
- Да, это моя дочь. Но я не понимаю, о каких деньгах идет речь?
- Тогда разрешите пояснить. Дело в том, что ваша дочь Светлана является вкладчицей сберкассы и собирает деньги на книжку.
Для матери это было настоящим откровением. Ни она, ни отец не знали, что Света тайком от них собирает деньги. Более того, родители, обеспокоенные вялостью и плохим внешним видом дочери, водили ее по больницам и врачам, пытаясь определить причины неестественной бледности дочери, ее апатичности. А ларчик, оказывается, открывался просто: не имея никаких источников дохода, Света собирала и откладывала на книжку деньги, которые ей выдавались на завтраки. Так была разоблачена тайна Светиного вклада, и в сберкассе стало одним вкладчиком меньше.
Но дело, конечно, не в Светином вкладе. История Светиной сберкнижки говорит о том, что родители давно и регулярно портили ее. В самом деле, деньги она начала собирать не случайно. Все произошло потому, что в некоторых семьях до сих пор существует дурная традиция: отказывая себе в необходимом, копить деньги без цели, про черный день. Некоторые родители приучают к этому и детей. У них возникает иллюзия, что, собирая с ребенком деньги в копилку, они формируют у него бережливость. Именно так было в семье у Светы. Еще в раннем детстве папа с мамой научили девочку собирать деньги в копилку. Когда копилка наполнялась мелочью, ее торжественно открывали. Считалось, что собранные деньги – собственность Светланы, и ей покупалась какая-нибудь игрушка. Эта игра с копилкой продолжалась в первые школьные годы. Только теперь деньги опускались в копилку не всегда, а приурочивались к хорошим поступкам девочки: отмечались ее старания в самообслуживании, помощи маме по домашней работе, успехи в учебе.
Но однажды копилка разбилась, а новой не купили. Не стало копилки, не стало денежных поощрений. Но девочка уже втянулась в «собирание денег». И, став взрослее, она продолжала понравившуюся деятельность, но с той разницей, что стала это делать в несколько иной форме, скрыто, чем раньше – через сберкнижку. В характере Светланы появилась недетская расчетливость, и даже признаки стяжательства.
Конечно, сформировать в семье маленького скрягу, в общем-то, не очень трудно. Гораздо труднее привить ребенку бережливость. И уж, естественно, не с помощью копилки.
Дети сравнительно рано узнают значение денег и те возможности, которые раскрываются перед их владельцами. Мы очень часто слышим от наших детей стереотипные просьбы: «Мама, дай мне денег». А в магазинах, особенно игрушек, порой сопровождаемое детским плачем: «Купи это, купи то!» и иногда доведенная до отчаяния криками и плачем ребенка, мама либо начинает тут же в магазине шлепать ребенка, либо уступает ему и, вопреки своим материальным возможностям и правилам воспитания, покупает просимое, только бы ребенок перестал кричать и плакать. И надо сказать, что оба эти варианта педагогически неоправданны. В подобных случаях ребенка следует отвлечь, переключить его внимание на какой-то другой объект. А позже, в иной спокойной обстановке провести разъяснительную работу. Данная проблема решается не сиюминутно, а в масштабе времени. С известного времени дети учатся производить покупки, подсчитывать стоимость их, сдачу и т.п. Выполнение таких поручений – один из путей формирования правильного отношения к деньгам. Ребенок может также участвовать (право совещательного голоса) в решении некоторых вопросов распределения семейного бюджета.
Итак, возникает вопрос: «Должны ли дети иметь свои личные деньги? И если да, то какие?» На этот вопрос можно ответить положительно – да, должны! Но примерно с 11-12-летнего возраста. При этом очень важно проводить разъяснительную работу: ребенка нужно в доступной форме познакомить с материальными возможностями семьи. Необходимо, чтобы он знал, что деньги – это оплата труда родителей, что они расходуются не по желанию, но исходя из нужд семьи. Небольшие покупки позволят ребенку наглядно знакомиться с распределением бюджета, соразмерять свои желания и возможности всей семьи. Первые опыты обращения с деньгами должны обязательно проходить под активным контролем родителей. Когда родители почувствуют, что ребенок научился сдерживать некоторые свои желания, «личные» деньги давать ему можно и нужно. Вопрос лишь – сколько? В данном случае нужно руководствоваться разумными потребностями ребенка. Не следует давать денег столько, сколько попросят. Но нельзя впадать и в другую крайность. Если у ребенка не будет необходимых ему денег на свои мелкие личные нужды, в то время как товарищи его, их имеют, это может подтолкнуть его добыть их другими, возможно, незаконными путями. Итак, небольшие личные деньги у подростков должны быть.
Одна из главных задач родителей – научить своих детей ценить и уважать деньги. Дети должны знать, как деньги достаются, уважать тех, кто их зарабатывает и с каким трудом. Отсюда следует и экономия, и бережливость, и разумный расчет, и внимание к членам семьи и другим людям. Очень многие дети не знают и не имеют представления, какова зарплата родителей, куда и как она тратится. Не отсюда ли начинаются неоправданные требования: «Мне нужна новая куртка?», «Купите мне гоночный велосипед» и т.п.
К сожалению, некоторым родителям сама проблема (и тем более разговор с детьми о деньгах) кажется неэтичной. В результате в подобных семьях дети до поры до времени очень далеки от всех денежных вопросов. Часто встречается то, что взрослеющие дети совершенно беспомощны во многих житейских вопросах, они не умеют строить свой бюджет, денег им вечно не хватает и т.д.
Есть и некоторые другие аспекты этой проблемы. Вот, например, ситуация, наводящая на грустные размышления. Мать ученика 9 класса делится радостью с подругой:
- Виктор все летние каникулы проработал на стройке. Заработал 2300 рублей, купил себе плащ, костюм, туфли. Приоделся да еще купил себе проигрыватель с пластинками.
На вопрос подруги: «А что он купил тебе и отцу?» радостная мама отвечает:
- Слава богу, хоть себя обеспечил, а нам зачем, мы пока еще себя сами обеспечиваем!
Конечно, радостно, что сын не баклуши бил, а трудился и маме радостно от этого. Но, увы, радость эта не полная. Насколько ценнее было бы, если бы сын не забыл бы своих близких и чем-то их порадовал.
«Ты забыл, что было вчера?»…
В некоторых семьях детей поощряют мало или совсем не поощряют. Родители стараются больше воздействовать на них строгостью, наказаниями. У каждого родителя существуют свои меры наказания. Часто перед родителями возникает вопрос: «Всегда ли нужно наказывать? А нельзя ли обойтись без наказания?». Очевидно, что нельзя оставлять без внимания ни один поступок ребенка. Безнаказанность может привести к тому, что отдельные проступки ребенка со временем могут превратиться в систему его поведения.
Разумная система наказания не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их. Но, однако, эта система не предполагает, что за каждым, даже незначительным проступком должны следовать взыскания, наказание. Наказание будет эффективным только тогда, когда ребенок понимает его справедливость, когда оно соответствует степени вины и тяжести совершенного проступка, когда, наконец, оно своевременно.
Применение родителями физических наказаний. К, сожалению, некоторые родители считают, что «методика ремня» эта наиболее действенная форма наказания. Результат, увы, не тот, который хочется родителям. «Ты забыл, что было вчера? Я тебе напомню!» - говорит родитель, возмущенный каким-то новым поступком сына. А что было вчера? А вчера за какую-то провинность ребенка побили. Конечно, разные дети по-разному реагируют на физическую расправу. У одних она вызывает справедливое чувство обиды на родителей, порой очень долгой. У других – слабых, забитых детей – развивают трусливость и безответственность, у третьих – сильных – дерзость и жестокость и т.п. Но в любом случае физические наказания способствуют возникновению целого рядя отрицательных качеств: лицемерия, лживости, подхалимства, озлобления и т.п.
Наказание вообще не должно применяться в пылу раздражения.
При выборе наказания всегда следует исходить из индивидуальных особенностей, вкусов, интересов ребенка. В одном случае может быть замечание, в другом – выговор, лишение права на развлечение, награду, удовольствие (катание на велосипеде, игра в компьютер и т.п.). Наказание будет эффективны, если соблюдать ряд условий: не превращать одно и то же наказание в систему – их можно разнообразить по форме. Наказывать ребенка надо только за определенный поступок, а не за плохое поведение вообще. Проследить эффективность разового наказания, как правило, невозможно. Результаты дает вся система воспитательной работы.
Всегда, в любой ситуации уважайте в своем ребенке личность. Даже наказывая за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность.