Буклет Поощрение и наказание ребёнка в семье
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Тест
”Какой вы родитель?”
Государственное образовательное учре-
ждение Тульской области
Тульская спе-
циальная коррекционная общеобразова-
тельная школа
-
интернат для обучающих-
ся, воспитанников с ограниченными воз-
можностями здоровья
Поощрение и
наказание детей
в семье
Государственное образовательное
учреждение Тульской области
Тульская специальная коррекцион-
ная общеобразовательная школа
-
интернат для обучающихся, воспи-
танников с ограниченными возмож-
ностями здоровья
Психолог ЦДО
Чернова Ирина Владимировна
+7 (930) 899
-
90
-
89
Skype
:
iberiis
Отметьте те фразы,
которые вы часто употребляете в
общении с детьми.
Бал-
лы
Сколько раз тебе повторять?
2
Посоветуй мне, пожалуйста.
0
Не зная, что бы я без тебя делала.
1
И в кого ты только такой уродился?!
2
Какие у тебя замечательные друзья!
1
Ну, на кого ты похож(а)?
2
Я в твое время!
2
Ты моя опора и помощник(ца)!
1
Ну, что за друзья у тебя?
2
О чем ты только думаешь?
2
Какая ты у меня умница!
1
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
1
У всех дети как дети, а ты
…
0
Какой ты у меня сообразительный!
1
Подсчитайте общее количество баллов.
5
-
6
–
вы живете с ребенком душа в душу. Он
искренне любит и уважает вас: ваши отноше-
ния способствуют становлению личности.
7
-
8
–
свидетельствует о намечающихся
сложностях в ваших отношениях с ребенком,
непонимании его проблем, попытках пере-
нести вину за недостатки его развития на са-
мого ребенка.
9
-
10
–
вы непоследовательны в общении с
ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с
вами откровенен. Его развитие подвержено
влиянию случайных обстоятельств.
Родители должны знать, как воспиты-
вать, знать методы, приемы и средства
воспитания, уметь практически ими
пользоваться.
Поощрение и наказание
–
методы вос-
питания, но это не основные методы, а
вспомогательные.
Упражнять ребенка в правильном по-
ведении надо с самого раннего возрас-
та. Воспитывать
–
значит обязательно
предъявлять требования. Без требова-
ний нет воспитания.
“
Но что делать, если дети не выпол-
няют требований?
”
-
такой вопрос
часто задают родители.
Предъявляй-
те требова-
ния с самого
раннего воз-
раста, посто-
янно увели-
чивайте круг
требований,
усложняйте
обязанности
ребенка, осуществляйте контроль, ни-
когда не ослабляя его. Когда ребенку
нужна помощь
–
оказывайте ее. До-
бившись послушания, важно устано-
вить правильное взаимоотношение с
детьми.
Правила поощрения и наказания
НАКАЗАНИЕ
Наказание не должно вредить здоровью
-
ни физическому, ни психическому.
Если есть сомнение: наказывать или не
наказывать
–
не наказывайте.
За один проступок
–
одно наказание.
Недопустимо запоздалое наказание.
Ребенок не должен панически бояться
расправы.
Не унижайте ребенка.
Если ребенок наказан, значит, он уже
прощен.
Нельзя наказывать едой; сильно бить; об-
зывать бранными словами; ставить
надолго в угол; наказывать в публичном
месте; повторять свои требования множе-
ство раз,
«
усиливая
»
их весомость кри-
ком.
Наказание вынуждает ребенка бояться
потерять родительскую любовь.
Не стоит наказывать ребенка трудотера-
пией
-
после этого любая работа будет
восприниматься ребенком, как наказание.
Внимание!
Ребенка ни в коем случае
нельзя наказывать:
-
когда он болеет;
-
перед сном и сразу после
сна;
-
во время еды;
-
во время работы и игры;
-
непосредственно после ду-
шевной или физической трав-
мы;
-
когда ребенок искренне старается что
-
то
сделать, но у него не получается;
-
когда сам воспитатель находится в плохом
настроении.
ПООЩРЕНИЕ
Поощрение
-
это своего рода искусство
воспитания. Оно может быть как
«
полезным
»,
так и
«
вредным
».
Овладеть
этим искусством родителям поможет ряд
несложных правил:
Не разбрасывайтесь незаслуженной
похвалой направо и налево.
Ребенок оценит искреннюю похва-
лу, и в следующий раз будет ис-
кренне рад сделать вам приятное.
Похвала должна быть направлена на
поступок ребенка, а не на его лич-
ность.
Не хвалите ребенка за естественные
вещи.
Не выражайте свое одобрение в фи-
нансовом эквиваленте.
В семьях, где несколько детей, роди-
тели должны следить, чтобы поощ-
рение одного ребенка не вызывало у
остальных чувства зависти или оби-
ды.
Однозначно исключите метод поощ-
рения
–
конфеткой и шоколадкой.
Поощрение должно следовать за хо-
рошим поступком, а не обещаться
заранее:
«
Сделай
это, тогда
полу-
чишь вот
это
…
».
Наказание
“
это причинение
вреда причиняющему вред.
Похвала
“
педагогический
домкрат.
В. Кротов