Родительское собрание «Поощрение и наказание»(5 класс)
Родительское собрание "Поощрение и наказание"
(5 класс)
Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.
На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.
Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?
Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.
Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.
(Анализ проведённых анкет)
Анкета для родителей:
1. Наказываете ли вы своих детей?
2. Как наказываете?
З. За что наказываете?
4. За что поощряете?
5. Как поощряете?
б. Ваше отношение к физическим наказаниям.
Анкета для детей:
1. Наказывают ли вас?
2. Если да то, как наказывают?
З. За что наказывают?
4. Целуют ли вас родители?
5. Как будете наказывать своего ребёнка?
Дети в костюмах разыгрывают стихотворение М. Гребневой.
Автор:
Как-то осенью в лесуПрокатилась вдруг молва:На поляне ровно в восемьСобирает всех Сова.Побросав дела и деток,Не закончив сбор грибов.Кто пошёл, кто полетелНа тревожный этот зов.
Медведь:
Ты, не ведаешь, кума,Чем встревожена Сова?Может твой Лисёнок сноваВ школе мучает Косого?
Лиса:
Ничего, Медведь, не знаю.Я сама переживаю.Волк, дружище, твой сынокНе срывал Сове урок?
Волк:
Я не знаю, может быть,Он ведь так умеет выть!
Лиса:
А скажи-ка мне, Медведь,Твой сынок ведь любит петь?Может, он Совы терпеньеИспытал прекрасным пеньем?
Медведь:
Не могу сказать, соседка,Я Мишутку вижу редко.
Автор:
Нацепив очки на нос,Задала Сова вопрос…
Сова:
Поднимите, звери, лапы,Кто не бил детишек, папы?
Автор:
Зашумела тут толпа.
Лиса:
Что за глупости, Сова? Я Лисёнка лишь вчераДолго за уши драла.
Медведь:
Про медведя говорят:“Он на ухо глуховат”.Я за шалости сыночкаПриласкаю лишь пруточком.
Автор:
Папа-Заяц на пеньке, Хрумкая морковку, Важно с пафосом изрёк:
Заяц:
Я же против порки!Я косых своих детей лапою не трону.Каждый день им внушаю строго:“Не ходите “на ушах”, не грызите двериИ хвосты своих друзей вы не суйте в щели”.
Автор:
Протрещала тут Сорока...
Сорока:
Я в беде не одинока.Моим детям каждый деньВсе уроки слушать лень.Коль трещат они помногу,Я ремень беру в подмогу.
Автор:
Зашумела вдруг толпа,Кто был “против”, кто был “за”.Долго не могла СоваДонести до них слова.
Сова:
Я прошу вас, звери-мамы,А в особенности папы,Прекратить в своей семьеВоспитанье “на ремне”.Ваши дети так привыклиК выволочкам за проступки,Что от нас, учителей,Ждут таких же вот вещей.
Медведь:
Как не бить! Он же Медведь!Дома как начнёт реветь!
Белка:
Ну а как же быть мне с Белкой?Делать что с моей пострелкой?Как накрасится румяной,Подведёт себе глаза — И порхает на поляне,И порхает до утра.
Автор:
Тут родительские страстиНакалились докрасна.Не в Совиной было властиПерекрыть их голоса.Нерешённая проблемаО битье и небитьеСтать должна несовременнойЕсли мир царит в семье.
Обычный метод воздействия - наказание ремнём, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию родителей, является наименее пригодным из всех мыслимых приёмов воспитания.
Цель наказания — не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его ребенком, а сознание вины ребенком. Для этого нужно, чтобы он понимал справедливость наказания.
Одобрение, поощрение — мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить, учиться, работать ещё лучше. Поэтому это всегда — профилактика против проступков.
Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные: сам факт эффективности их — это уже свидетельство о довольно высоком уровне воспитанности.
Прости меня, сынок!
Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.
Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”
Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”
“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.
Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...
“Разбил... Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.
Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.
— Что же ты, сыночек?
Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:
- Я разбил вазу.
— Я знаю, сынок, — ответила она. — Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.
Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:
Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!
Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня... ”, а поцеловала в щёку и сказала:
“Ну, до вечера!”
Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин — пожарил картошку.
С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?
Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник — там не было никаких двоек.
Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.
…История, которую я рассказала, подлинная. Может быть; она окажется для кого-то поучительной.
Нина Ивановна Варакина.
Поселок Виноградский Краснодарского края
На собрании обсуждали также следующие вопросы:
При каких условиях надобность наказаний в семье отпадает?
Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо?
Надо ли наказывать за плохую оценку?
Можно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?
За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок.
Надо ли наказывать трудом?
В чём вред физических наказаний?
Затем обсудили несколько педагогических ситуаций по теме собрания:
В семье наряжали елку. Игорь и его старшая сестра Света трудились с великой радостью. Вдруг мальчик уронил красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, он стоял и плакал. Света не выдержала и вступилась за брата:
- Мама, разве можно из-за игрушки так ругать Игоря?
- Не твоё дело, своих детей будешь воспитывать, тогда поймёшь! — прервала она дочь и выставила Игоря в коридор.
Стихотворение.
Я заработал двойкуИз-за трёхзначных чисел.Мой папа рассердился.На голос не повысил.Уж лучше бы мой папаКричал, ногами топал,Швырял бы вещи на пол,Разбил тарелку об пол,Нет, он молчит часами..Ни слова не проронит,Как будто я не Павлик,А кто-то посторонний.Он мне не отвечает,Меня не замечая,Молчит и за обедом,Молчит во время чая...Он с безразличным видомМеня оглянет мельком,Как будто я не Павлик,А стол или скамейка!А мне молчанье в тягость!Я с горя спать улягусь!(А. Барто)
Обзор литературы по теме.
В конце собрания родителям раздали памятки:
Памятки родителям
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.