Модель внутришкольной системы оценки качества образования
Модель внутришкольной системы оценки качества образования
Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации является обеспечение качества образования. Создание школьной системы оценки качества образования призвано обеспечить обучающихся и их родителей, педагогические коллективы школ, органы управления образованием всех уровней, работодателей надежной информацией о состоянии и развитии системы образования на всех уровнях.
Как известно, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования необходимо пересмотреть традиционные взгляды как на результаты образования, так и на всю систему их оценивания.
Под системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.[4]
Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами должна обеспечивать оценку нескольких составляющих качества образования:
образовательные результаты учащихся;
условия;
реализацию образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя.
Цель построения школьной системы оценки качества образования:
- создание школьной системы в оценке качества предоставляемых образовательных услуг;
- формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов обучения.
При построении модели были определены основные принципы:
объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки;
полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом;
реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.
В качестве структурных единиц внутришкольной системы оценки качества нами были выделены следующие службы:
- Служба контроля качества,
- Медико-психологическая служба,
- Служба методического сопровождения образовательного процесса,
- Служба стимулирования.
Служба контроля качества образования основные задачи:
создание и разработка нормативно-методического обеспечения управления качеством;
мониторинг показателей качества.
Данная служба координирует работу всех подразделений образовательной организации и обобщает опыт деятельности различных структур. Организационное управление работой Службы качества возложено на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Медико-психологическая служба решает такие задачи:
обеспечение благоприятных условий для развития всех субъектов образовательного процесса,
обеспечение сохранения психического, нравственного и соматического здоровья и формирования здорового образа.
Служба методического сопровождения образовательного процесса главным образом связана с программно-технологическим обеспечением образовательного процесса.
В соответствии с этим для данной службы определены такие цели и задачи:
организация работы по подготовке к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в образовательной организации;
организационно-методическое обеспечение процесса обучения.
Руководство возложено на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Служба стимулирования главное предназначение - обеспечение эффективного использования инвестиционных ресурсов и средств государственной поддержки образовательного учреждения. Основные задачи:
распределение финансовых ресурсов для обеспечения образовательного процесса;
контроль за их целевым использованием.[5]
Кроме этого, Служба проводит обоснование и расчеты по стимулированию труда учителя. Уровень творческой самореализации учителей в профессиональной деятельности является самостоятельным предметом исследования, так как является одним из факторов, влияющих на результаты образования.
Структура модели внутришкольной системы оценки качества образования содержит следующие компоненты:
целевой компонент (цель);
содержательный компонент;
организационный компонент.
Объекты оценки системы качества
Таблица 1
Объект
Критерий
Показатель
Качество образованности ученика
1. Уровень здоровья и здорового образа жизни
2. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности
3. Уровень развития, готовность к жизни в социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями
4. Уровень обученности
5. Уровень владения творческой деятельностью
1. Владеет знаниями по организации ЗОЖ
2. Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности
3. Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация
4. Не ниже 60%
5. Способность решать нестандартные задачи. Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)
Качество деятельности административного работника
1. Компетентность
2. Ответственность
3. Мобильность, открытость и активность
1. Знание нормативно-правовой базы
2.Владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества
3.Своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок.
4. Качественное выполнение должностных обязанностей
5. Умение принимать необходимые управленческие решения
Качество деятельности педагога
1. Открытость
2. Профессионализм
3. Информационная грамотность
4. Авторитет
1 Активно - участвует в инновационной деятельности
2. Участвует в диссеминации передового педагогического опыта
3. Имеет высокий процент качества успеваемости (не ниже 60%)
4. Ученики – участники и победители предметных олимпиад
5. Имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах
6. Участвует в конкурсах профессионального мастерства
7. Занимается научно- исследовательской деятельностью
8. Участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях
9. На высоком уровне проводит внеклассные мероприятия, предметные недели, факультативы.
10. Использует в своей деятельности ИКТ
11. Имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности
Качество организации образовательного процесса
Соответствие требованиям современных образовательных стандартов
1. Использование современных образовательных технологий
2. Использование активных форм, методов, приемов обучения
3. Использование современных форм организации образовательного процесса
Материально – техническое обеспечение
Соответствие требованиям современных образовательных стандартов
Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПина
Качество образовательных программ
1. Актуальность и эффективность
2. Доступность
3. Оснащенность
Соответствие современным образовательным стандартам
Таким образом, модель внутришкольной системы оценки качества образования при ее практическом внедрении может служить объективной характеристикой работы образовательного учреждения по реализации требований стандарта.
Список литературы:
1.Журнал «Управление школой», январь 2014 г.
2. Журнал «Управление школой», январь 2015 г
3. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.
4. Концепция оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования.
5. Формирование школьной системы оценки качества образования. Сборник методических материалов. МБУ «СЦОКО», 2011.
6. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам.– М., 2001.
15