Родительское собрание на тему Поощрение и наказание ребенка (2класс)


Тема: «Поощрение и наказание ребенка»
Цель: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
Задачи:
Образовательные: Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребенка в семье.
Развивающие: Развивать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Воспитательные: содействовать сплочению педагогического и родительского коллектива.
Форма проведения: Круглый стол
Оборудование: памятки родителям, ручки, листы бумаги
Оформление: плакаты с высказываниями
Подготовительный этап:
Подготовить памятки для родителей на тему поощрения и наказания детей. (Приложение 1)
Расставить столы в зале по кругу, приготовить ручки, бумагу.
Литература:
www.maam.ru
moeobrazovanie.ru

Ход родительского собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Улыбнитесь друг другу, мне улыбнитесь.
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения поощрения и наказаний. Как Вы поощряете и наказываете своих детей?
Поощрение ребенка за что- то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
Особенно важно поощрять ребенка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребенок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно убрал игрушки. Эти факты положительного поведения ребенка следует одобрить, используя следующие высказывания: «Ты стал совсем взрослым или же какой ты молодец и т.д.»
Всегда и все нужно поощрять? (НЕТ!!!)
То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения.
Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приемам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребенка.
Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.
Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребенка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путем грубых окриков.
Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.
Уважаемые родители, сегодня мы рассмотрели такие методы воспитания, как поощрение и наказание. К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только ними. Эти родители, можно сказать, действуют методом «кнута и пряника», они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения. А этого, конечно, недостаточно. Сейчас я раздам Вам памятки «Как правильно поощрять ребенка», пожалуйста, прочитайте их, и последуйте этим советам.
Наше собрание подходит к концу и я прошу Вас ответить на следующие вопросы:
Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего?
Какие испытываете сейчас чувства?
Как ваши чувства изменялись на протяжении собрания?
Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.
Помните:
«Главное правило в воспитании – это любовь и восприятие ребёнка как личности. Не забывайте, что ваша цель – воспитать человека. И самая благоприятная атмосфера для этого – любящие родители и счастливая семья».

(Приложение 1)
«Как правильно поощрять ребенка»

1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку: и когда он убирает игрушки, и когда играет, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Дарите ребенку подарки, но при этом учите его, их принимать.
4. Учите своего ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
5. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.
6. Используйте чаще выражение « ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
7. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: на день рождения, Новый год, удачное выступление и т. д.
8. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
9. Учите ребенка понимать и ценить поощрения родителей.






15