Консультация для родителей ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Консультация для родителей.
«Проблема наказания»
Одним из эффективных методов смены нежелательного поведения детей является наказание. Обратим внимание, что адекватно примененное наказание не должно привести к губительным последствиям для ребенка.
Поэтому я ,проводя консультации для родителей, предлагаю в процессе наказания использовать следующие правила:
Перед наказанием дайте ответ на вопрос: «Для чего?». То есть, чего вы хотите добиться применив наказание?
Ни в коем случае не наказывайте «за что то». Это будет месть, отчаяние родителей.
Наказание не должно вредить здоровью – физическому, психическому.
Более того, наказание должно быть полезным . Если есть сомнения наказывать или нет, лучше не наказывать. Никакой профилактики, наказаний наперед, наказаний « на всякий случай».
Срок давности. Лучше не наказывать вообще, чем наказывать с опозданием (ребенок просто не сможет установить связь между нежелательным поступком и наказанием). Запоздавшее наказание воспитывает в ребенке негативное, возвращает к прошлому, а это приводит к регрессу, задержке духовного развития.
Наказанный - прощенный. Должен быть сохранен эмоциональный контакт с ребенком. Наказание – завершение негативного этапа в жизни. Страница перевернута, жизнь начинается сначала.
Наказание не должно унижать достоинство ребенка. Что бы не случилось, какая бы вина не была, наказание не должно восприниматься как триумф вашей силы над его слабостью. Если ребенок считает, что мы не справедливы, наказание подействует только в обратном направлении.
Наказание должно быть адекватным. За один раз – одно наказание, а не «салат» наказаний в связи с разными поступками.
Ребенок не должен бояться наказаний. Парадоксальное правило, но подкрепленное жизненным опытом. Ужас. Тревожность не приводят к развитию, целесообразному поведению. Наоборот, эти эмоции как правило способствуют снижению контроля поведения. В то же время ребенок должен осознавать, что наказание – это неприятно.
Наказание – последнее средство. Используется в случаях, когда другие методы устранения нежелательного поведения не привели к желаемым результатам.
Прочитав эти правила родителям, я предлагаю им подумать, возможно и они используют часть из них. Пусть даже неосознанно. Согласны ли родители с ними? А есть ли среди приведенных правил те, которые противоречат их собственным? В чем проявляется противоречие? Данные правила, конечно, можно и необходимо подвергать сомнению, анализировать их, сравнивать с собственным жизненным опытом, делая индивидуальные выводы, за которые со временем придется нести родительскую ответственность.