Использование игр в социально-личностном развитии ребёнка


Использование игр в социально-личностном развитии ребёнка
Панова Е.Н.
Социальное развитие – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения; складывает первичное соподчинение мотивов. Воля и произвольность становятся важнейшими личностными новообразованиями. Развитие воли связано со становлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности поведения. В дошкольном возрасте формируется ядро личности. У дошкольников она остается весьма пластичной, подверженной воздействию многочисленных факторов. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем, оценка себя в отношении прав и обязанностей. Ребенок, рождаясь как индивид, постепенно приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в социум называется социализацией. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. Общение со взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы. Именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. У ребёнка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать.
Для успешного социально-личностного развития ребёнка, а именно формирование доброжелательных отношений к сверстнику, необходимо решить следующие задачи:
- формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способы управления ими;
- формирование у детей доброжелательного поведения;
- формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения.
Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что работу по социально-личностному развитию детей необходимо проводить последовательно по определённой системе. В качестве основных методов и приёмов используются:
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
Основной целью осуществляемой работы по социально-личностному развитию является сформирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т. д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре – ведущей деятельности дошкольников. Дело не в том, что ребёнок большую часть своего времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения имеют непреходящее значение и подготавливают ребёнка к новой, более высокой ступени развития.
Впервые в игре появляется важнейшая способность – действовать в плане представлений. В игре ребёнок, действуя с одним предметом, представляет на его месте другой. Он видит себя в разных ролях, строит в воображении сюжет игры. В игре развиваются мышление и воображение: создавая общий замысел игры, ребёнок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. Поэтому я считаю, что игра наиболее эффективная форма по формированию у детей сознательного опыта, умения общаться с ровесниками. Именно игра помогает формированию доброжелательного отношения друг к другу.
Я считаю, что формирование социального опыта у детей имеет важное значение. Оно поможет в дальнейшем дошкольникам общаться, дружить, уступать друг другу, именно использование игр поможет ребенку стать уравновешенным, отзывчивым, доброжелательным, уметь сочувствовать, сопереживать.