Исследовательская работа по биологии «Влияние гиподинамии на физическую работоспособность школьника».
Романовская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа по биологии «Влияние гиподинамии на физическую работоспособность школьника».
Выполнила учитель биологии МОУ Романовская СОШ
Данильченко О.Н.
Оглавление:
1.Цель исследования......................................................................................
2.Актуальность исследования.......................................................................
3.Содержание.................................................................................................
4.Вывод............................................................................................................
5.Литература...................................................................................................
Цель - оценить степень влияния гиподинамии на физическую работоспособность организма обучающихся Романовской СОШ
Объект исследования - 7 "А" класс Романовская СОШ
Предмет исследования - зависимость здоровья обучающихся от их двигательной активности.
Гипотеза - гиподинамия является одной из основных причин низкой работоспособности организма школьника и отрицательно влияет на его здоровье.
Задачи:
1.Определить состояние здоровья школьников.
2.Изучить зависимость работоспособности школьника от физического состояния организма .
3.Предложить мероприятия, способствующие повышению физической активности школьников.
Методика исследования – Анкетирование, обследование.
Актуальность
Жизнь современного человека стала более комфортной и удобной, чем раньше. Гиподинамия ( недостаток мышечной активности) - болезнь современного школьника. Причин развития гиподинамии существует очень много. Это слишком малоподвижный образ жизни, чрезмерное использование транспорта, слишком долгий постельный режим, большая нагрузка в школе и недостаточные занятия спортом. Тело, которое большую часть времени находится в спокойствии, начинает терять свою легкость и гибкость. У многих школьников наблюдается мышечная слабость (гипотония), быстрая утомляемость, снижение устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабые и неустойчивые эмоциональные реакции, слабый тип нервной системы. В последнее время наблюдается низкая работоспособность школьников.
Необходимое средство улучшения физической работоспособности школьников - повышение двигательной активности. В своем исследовании я решила изучить зависимость физической работоспособности обучающихся от их двигательной активности.
Содержание
Когда человек большую часть времени проводит в сидячем положении, когда ему не хватает необходимой физической нагрузки, мышцы начинают ослабевать, уменьшается выносливость и сила человека, развивается вегетативно-сосудистая дистония, нарушается обмен веществ. Гиподинамия с течением времени приводит к изменениям опорно-двигательного аппарата: развивается остеопороз, остеоартроз и остеохондроз. Сказывается гиподинамия и на сердечно-сосудистой системе (развивается артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца), на дыхательной (болезни легких), пищеварительной (нарушение работы кишечника). Нарушения в эндокринной системе приводят к ожирению. При гиподинамии происходит снижение силы сокращений сердца, уменьшается масса тела. Кроме того, ослабляются венозные и артериальные сосуды, что приводит к ухудшению кровообращения. Возможны также нарушения в обмене белков, углеводов и жиров.
Ухудшается из-за гиподинамии и работа головного мозга: снижается трудоспособность человека, его умственная активность, он быстро утомляется, ощущает общую слабость, страдает бессонницей. Что касается влияния на опорно-двигательный аппарат, то уменьшается мышечная масса, между мышечными волокнами возникает жировая прослойка. Тонус мышц снижается, нарушается осанка, и это, в свою очередь, приводит к смещению внутренних органов. Гиподинамия и ее последствия сказываются на работе желудочно-кишечного тракта и кровеносных сосудов.
Определение состояния здоровья школьников.
Для решения этой задачи я использовала методику определения состояния здоровья по изменению кровяного давления до физической нагрузки и после неё. Перед уроком физкультуры давление учащихся соответствовало норме. Это говорит о том, что школьный труд является обычной нагрузкой для организма учащихся. После физкультуры у учащихся кровяное давление резко повышается и это нормально, т.к. при повышении активности мышечной деятельности, мышцы человека нуждаются в большом количестве питания и кислорода, и в ответ на это кровоснабжение мышц увеличивается. С целью исследования я провела анкетирование по вопросам, которые есть в таблице (см. приложение), а также снимала показания пульса в покое и после бега, а также измеряла давление в покое и после бега.
По данным в таблице видно, что дети очень любят уроки физкультуры, также следует ,что они в основном активны и на переменах - это радует . Но дома после выполнения д.работы все сидят в "Одноклассниках", спортивные секции посещают только три человека. Это просто ужас. Изменилась частота пульса после нагрузки, причем частота резко возросла у 60% детей. Это говорит о том, что мышцы тела и мышца сердца очень слабые ,что даже легкий бег вызвал увеличение частоты сердечных сокращений .
У одних давление мало изменилось, у 50% оно повышено даже в покое , после нагрузки повысилось у 90% детей .Тот факт, что у большинства учащихся кровяное давление отклонилось от нормы, объясняется тем, что они имеют ослабленные адаптивные способности к физическим нагрузкам, проблемы сердечнососудистой системы, пониженный уровень здоровья. В процессе анкетирования эти учащиеся признались, что они часто болеют ОРЗ и имеют проблемы с состоянием здоровья. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что у 90% учащихся адаптивные способности понижены. «Двигательная активность влияет на сохранение и укрепление здоровья человека. Физические нагрузки воздействуют как на организм в целом, так и на системы органов: сердечнососудистую, нервную, пищеварительную и др. Физические упражнения повышают общий тонус и работоспособность, а также стимулируют защитные силы организма - возрастает устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, поэтому лечебная физкультура широко применяется в медицинской практике». «С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведет к снижению двигательной активности - гиподинамии. У новорожденных тугое пеленание, ограничивающее движения, нарушает образование связей между чувствительными и двигательными центрами мозга. В раннем детском возрасте сильны взаимосвязи между мышечными движениями и психическим развитием. Опыты и наблюдения позволили доказать, что мелкие движения пальцев рук при рисовании и лепке способствуют развитию речи. В раннем школьном возрасте гиподинамия снижает тонус мышц и ведет к нарушению осанки. Гиподинамия у детей способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы. Недостаточная мышечная активность может явиться причиной наращивания избыточной массы тела за счет отложений жира».
Проводя данное исследование, я убедилась в том, что гиподинамия является одной из основных причин низкой работоспособности школьников.
Для того чтобы повысить двигательную активность школьников предлагаю следующие мероприятия:
- разнообразие спортивных секций( волейбол, баскетбол, лыжи и др)
- увеличить число спортивных мероприятий;
- проводить сезонные однодневные походы;
- ежедневно проводить уроки физкультуры;
Литература :
1. А. Г.Драгомилов – 8 кл БИОЛОГИЯ.
2. А. Г. ХРИПКОВА,Д. В. КОЛЕСОВА.ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ. М.ПРОСВЕЩЕНИЕ,1983.
3. А.С. ОБЫСОВ. РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. М. 1972. ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Т.7 (ДВИЖЕНИЕ).
И.Ф.О Любишь ли физ-ру? Как прово-дишь переме-ны?
Активно/ пассивно Как прово-дишьсвободное время? Посеще-ниеСпортив-ных секций пульс
давление
покой бег покой бег
Агибалова Д + + Ком-р -- 52 150 110/70 130/80
Балаян Э + + К-р -- 72 160 110/60 120/70
Бессчетнова Ю + + К- р -- 100 136 130/80 150/90
Ваюкина К + + К- р -- 100 140 140/60 150/80
Гудырин В + + К- р -- 68 100 140/65 150/80
Дюжаков А + + К-р -- 80 200 140/60 150/80
Дружин В + + К- р -- 130 150 120/60 130/80
Дружин Д + -- К- р -- 92 196 130/70 130/80
Капитула Я + + К- р -- 85 172 110/60 130/70
Коротков Е + + К - р + 72 200 100/60 130/90
Немкин А + + К- р -- 72 90 130/60 150/80
Нестеров Д + -- К- р -- 92 164 130/70 140/90
Отрещенко С + + К- р + 80 132 90/60 120/70
Попеску Д + + К- р -- 84 128 110/80 130/90
Попов И + + К- р -- 85 120 120/60 130/80
Панина Ю + -- К- р -- 80 110 120/70 140/90
Семикин Г + + К-- р -- 64 200 130/60 150/80
Спорынев Д + -- К- р -- 70 110 130/70 150/90
Гозев Ю + + К- р + 70 160 110/70 130/90
ПРИЛОЖЕНИЕ