Родительный падеж существительного
5 класс Русская речь
Тема урока: Родительный падеж существительного
Цели урока: 1. познакомить с окончаниями имен сущ-ных в родительном падеже, с синтаксич ролью сущ в родит падеже.
2. развитие умений использовать в речи сущ –ные в родит падеже; находить их в тексте; определить синт роль.
3. воспитание интереса к изменениям в природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания: Упр. 248 стр.108
IV. Новая тема. Слово учителя: Родительный падеж. Отвечает на вопросы - кого? чего? Для определения
родительного падежа, к существительному необходимо добавить слово «НЕТ», при этом существительное не изменяется (нет (чего?) солнышка, нет (чего?) радости, нет (кого?) друга, нет (кого?) тети)
Сущ-ные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания –А, -Я, а сущ-ные женского рода – окончания –Ы,-И: нет света, нет ручки, от снега, из леса, без дождя, до неба и т.д.
Сущ-ные в косвенных падежах в предложении бывают второстепенным членом предложения.
V. Закрепление изученного материала
С родительным падежом употребляются предлоги – у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для.
Кого же нет?
Я очень беспокоюсь.
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите!
Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными.
Падеж я самый главный,
Служу я вам исправно.
Кто действует? Кто главный?
Кто главный, тот герой!
Всегда я - подлежащее,
К успеху приводящее.
Но только как зовут меня,
Не помню я порой.
Напомните название –
И подружусь я с вами.
Задание 252 стр 110 «Что без чего не бывает»
1. выписать сущ единств числа в родит падеже (без реки,без песни,без муки,без тучки,без шипов,без начала,без грибов,без волны, без улыбки,без весны,без неба,без полков,без переменок,без синяков,без друзей,без ступенек,)
2.обозначить окончания
3. определить род
4. расскажите о том, чего без чего не бывает, продолжив данное стих-ие.
Задание 253 стр 110 «Снежные слова»
объяснить название текста
указать падеж выделенных сущ-ныхопределить их синт роль
4. выпишите из текста однокоренные слова. Обозначьте значимые части слова.
Задание 254 устно
Устно составить предложения из данных слов.
Задание 255 на стр.112 письменно у доски
У тебя есть теплая куртка? У меня нет теплой куртки.
У тебя есть клюшка? У меня нет клюшки.
В вашем дворе есть горка? В нашем дворе нет горки.
У вас будет елка? У нас не будет елки.
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
VI. Домашнее задание.
Задание 256 стр 112 + правило
VII. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок