Урок русского языка Родительный падеж имени существительного 
Цель: формировать представление детей об именах существительных в родительном падеже, развивать умение определять имена существительные в родительном падеже в предложении, в словосочетании, познакомить с предлогами, которые употребляются с именами существительными в родительном падеже; развивать память, внимание; прививать любовь к природе.
                             
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (упр. 75)
- назовите в каждом предложении подлежащее. В каком падеже стоит подлежащее?
- что мы ещё знаем об именах существительных в именительном падеже?
II. Повторение пройденного.
    Блиц опрос. (дети, если согласны с высказыванием, поднимают руки. Если не согласны, руки – на парте. Затем называют правильный ответ)Имя существительное – это часть речи.
Имена существительные обозначают признак предмета.
Имена существительные отвечают на вопросы какой? какая? какие?
Имена существительные отвечают на вопросы кого? чего?
Имена существительные бывают одушевлённые и неживые.
Имена существительные бывают мужского, женского и детского рода.
В русском языке 7 падежей.
III.  Актуализация знаний.
   1. Сообщение темы урока.  (Слайд 1)
   2. Запись в тетрадях (19 февраля, Классная работа)
   3.  Минутка каллиграфии (пишем строчку Рр)
  - что мы знаем о звуке, который мы произносим и слышим, когда видим и пишем букву Р?
    4. Актуализация знаний.
  - на доске: дер..во, р..ка, со..нце, тр..ва. Какое правило надо знать, чтобы правильно вставить буквы? Какое слово лишнее? (надо знать правило: правописание безударной гласной в корне слова. Лишнее слово – солнце, Орфограмма: непроизносимый согласный в корне слова).Записываем слова, вставляя пропущенные буквы.
 - Если бы мы писали текст, используя эти слова, о чём бы был этот текст? (о природе).
 - Как нужно людям относиться к природе?
 - Деревья, река, солнце, трава – это всё природа. Из всего этого состоит природа. А из каких частей состоят слова? (Окончание, основа, корень, приставка, суффикс).
  - Подберите однокоренные слова к слову трава и разберите их по составу.(Трава- травушка, травяной).
 IV. Изучение нового материала.
 - Одна грамматическая задача решена. Решим ещё две. (Слайд 2).
     (физминутка – повторение падежей имён существительных).
- на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? В родительном падеже? (Слайд 3). 
        (выполнение упр. 77 учебника «Русский язык». Списываем словосочетания без вопросов, находим имена существительные, определяем падеж). - почему к одним именам существительным ставим вопрос кого?, а к другим чего?
- Один мальчик тоже любил природу, но немного забыл о родительном падеже.
Давайте послушаем о нём стихотворение.   (Слайд 4).
- Почему мальчик забыл об уроках?
  (Называем выделенные предлоги, которые употребляются с именами существительными в родительном падеже).   (Слайд 5).
- (Слайд 6, 7 – изображение ивы). Что вы знаете об этом предмете? К слову ива подберите синоним (верба).
  Есть легенда , почему иву называют плакучей. Девушка и парень любили друг друга и всегда встречались у реки, возле ивы. Парня убили разбойники. А девушка всегда приходила на то место, где они встречались. И превратилась в дерево, которое свои ветви опускает к воде. С тех пор иву стали называть плакучей. А река – это её слёзы.
 Задания:
1 группа получает задание для самостоятельной работы: составить своё предложение так, чтобы слово «дерево» стояло в родительном падеже. Можно употреблять предлоги со слайда 5. Сделать вывод: каким членом предложения является это имя существительное?
2 группа работает с учителем.  Под диктовку (1 ученик – у доски): 
Около реки росла плакучая ива.
- найти существительные, определить падеж.
- подчеркнуть главные члены предложения.
Делаем вывод:  каким членом предложения является   имя существительное - реки? (второстепенным членом предложения)
Задание 2 группе: записать, какое это предложение по цели высказывания, по интонации, простое или сложное)В это время учитель проверяет, как выполнили задание ученики 1 группы.
Затем проверка выполненного задания 2 группы.
Делаем вывод:  каким членом предложения является   имя существительное, стоящее в родительном падеже? (Слайд 8).
 Задание для всех. Под диктовку: Из-за туч выглянуло солнце.
- Найти существительные, определить падеж.
- Запомнить. (Слайд 9).
V. Итог урока.- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
- Называем предлоги, с которыми могут употребляться имена существительные в родительном падеже.
- Каким членом предложения являются   имена существительные, стоящие в родительном падеже?
- Что мы знаем о правописании имён существительных множественного числа в родительном падеже, которые оканчиваются на шипящий?
Донецкая общеобразовательная 
школа І-ІІІ ступеней № 89 
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
Урок русского языка в 3 классе. 
Тема: «Родительный падеж имён существительных»
Учитель: Скорищенко И.В.
Донецк 2016