Статья Индивидуализация обучения на уроке математики — как условие повышения качества образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №34
им. Е.А.Зубчанинова Кировского района г.о. Самары.
СТАТЬЯ:
Автор:
учитель математики
Саблина Людмила Викторовна
«Индивидуализация обучения на уроке математики – как условие повышения качества образования»
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он не работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд:
обеспечение успешности каждого учащегося в обучении;
сохранение и укрепление здоровья детей при организации его учебной деятельности;
обеспечение не механического усвоения суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают обычный стандарт, а есть среди наших воспитанников и одарённые дети, на качество образования, которых влияют многие факторы. Современный ребёнок попадает под пресс неблагоприятных моментов. Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях, а общение с родителями заменяет просмотр телепрограмм. Всё быстрее в нашу жизнь входят компьютеры, в которых дети «пропадают». Игры затягивают их, и это становится болезнью (за неимением более интересных увлечений). Книги детей интересуют всё меньше. Снижается их познавательная активность.
Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении – это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников в ВУЗы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования? Самым актуальным является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношения с учителем. Каждый, кто причастен к воспитанию и развитию ребёнка, обязан знать меру его здоровья и что любой ученик – индивидуален.
Проработаешь некоторое время в школе, наберёшься минимального опыта общения с учениками, и перед нами, педагогами, начинают вставать вопросы: как сделать так, чтобы мы с детьми понимали друг друга на уроке и вне урока, чтобы они быстро реагировали на наши просьбы, заостряли лучше своё внимание на изучаемом материале? Как во время урока получить положительный результат? Как организовать эффективное обучение? Как научиться учить? И главный вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Поиск ответов на возникающие вопросы и помогает нам находить, может и не новые образовательные технологии, но достаточно эффективные. Конечно, применять их нужно по мере узнавания детей.
Реализовываться ребятам непосредственно у меня на уроках получается, работая в группах. Цель такой работы: увидеть индивидуальность каждого ребёнка, раскрыть эту индивидуальность, дать проявить её в жизни.
Данная работа особенно хороша при обобщении пройденного материала и при изучении нового.
Учащиеся разбиваются на произвольные группы, им предлагаются различного рода задания (для творческого применения той или иной темы, задания практического характера). К примеру, на уроке математики мы изучили треугольник. И перед тем, как раздать группам задания, мы мысленно представляем треугольник, берём его в руки, рассматриваем, из чего он изготовлен, меняем его размеры, цвет.
Задание 1. Из квадрата листа бумаги сгибанием получить:
а) равнобедренный треугольник; б) равносторонний треугольник.
В группах ребята обсуждают задание, предлагаются различные варианты его выполнения. Здесь, казалось бы, на не очень трудной задаче, достигается множество целей: это и практическая для применения в жизни и теоретическая в виде усвоения данного теоретического вопроса. Кроме того, работа в группах не оставляет в стороне даже самых слабых учеников, так как она увлекает, делает математику более доступной для осознания и применения в дальнейшем.
Далее предлагается множество заданий (2 - n, где n любое количество, в зависимости от времени) для закрепления темы: изучение свойств треугольника, нахождение его периметра и площади. Задания обязательно дифференцированы для каждого ученика в группе, чтобы все смогли с ним справиться. Так, как не смотря на кажущуюся лёгкость, смысл заданий в том, чтобы данный материал точно остался закреплённым.
На финал желательно предложить ещё одно творческое задание, но уже другого плана:
Задание (заключительное): А теперь, ребята, вам нужно придумать самостоятельно задачу, в которой рассматривались все (или многие) аспекты пройденного материала. Например: задачу про равнобедренный треугольник, в которой бы использовались все свойства такого треугольника. И подумайте, где на практике можно применить полученные вами знания?
И тут становится ясно, насколько усвоен материал, как ребята смогли применить свои творческие способности, как усвоен смысл применения данного материала в дальнейшем (и не только в математике).
Безусловно, наглядность применения математики не только видна на геометрических игровых заданиях, но и на любых математических уроках. И для любого возраста.
Применение игровых технологий особенно актуально в 5 классах. В это время появляется достаточно детей, которые не в состоянии адаптироваться к резкому переходу из начальной школы в среднее звено. У них снижается интерес к обучению, оценки ниже, чем раньше. Расстроены родители. На уроке вроде слушают, а не слышат. В результате у таких детей появляется серия пробелов в информации, что обнаруживается чаще всего во время самостоятельных и контрольных работ и при выполнении домашнего задания. То есть, когда они узнавали об окружающей действительности практически, всё было ясно, а когда учебная деятельность стала переходить в аналитическую, возникли проблемы.
Таким образом, необходимо учить пятиклашек так, чтобы они получали информацию по нескольким каналам восприятия: видим, слышим, рисуем, играем. И чем больше их, тем лучше запоминание. Так скучное решение примеров с многозначными числами, можно превратить в увлекательную игру.
Пусть ответ примера – это определённый цвет, получив который, ребёнок применяет, раскрашивая элемент рисунка. И как же становится радостно, когда на глазах ребёнка
безликий рисунок превращается в красивую картинку, а дроби «отправляются» в плавание.
А можно просто представить себя в парке, играющим с друзьями в домино. Только вместо точек, на карточках опять примеры. Или, о чудо, мы на ипподроме, делаем ставки: только не на лошадей, а на своих одноклассников: кто первый придёт к финишу, решив задачу, пример и т.д. А вот, мы пытаемся найти клад, проходя все этапы (конечно математически), изображённые на древней карте.
К счастью, таких игровых математических занятий можно придумать множество или адаптировать к своим ученикам уже готовые разработки, используя выпускаемую методическую литературу, и применять в любом ученическом возрасте. И чем интереснее и чаще это происходит, тем ярче горят глаза у наших учеников на уроке математики. Образовательная цель такой работы – побудить учеников к самостоятельному творческому мышлению.
Данная работа ученикам помогает раскрыть в себе неизвестные таланты, способствует повышению уверенности в себе и в своих способностях.
На уроках можно также работать в парах. Особенно это помогает при подготовке к экзаменам, как в 9, так и в 11 классах. Ведь, что говорить, и мы с вами порою чувствуем в чём-то неуверенность, затрудняемся с ходу решить то или иное математическое задание. А, поработал в паре, и КПД увеличивается в два раза. Не зря говорят: «Одна голова хорошо, а две – лучше».
Можно рассмотреть ещё один вид работы: также по группам, но уже не смешанным, а дифференцированным (куда входят и сильные ученики, и средние, и слабые). То есть, учащиеся класса распределяются в группы по результатам их деятельности. На первом занятии по новой теме обсуждения происходят совместно, вместе решаются примеры. При разборе нового материала, лучше не давать готового определения, понятия. Выводы должны сделать сами ученики, после того, как будут прорешаны наводящие задания. Далее для закрепления (столько уроков, сколько необходимо по данной теме) каждой группе даётся свой блок заданий: слабым ученикам – лёгкие (на освоение навыков), средним – такого же типа, но с большим количеством действий, сильным – более трудные задания, в которых включено логическое мышление. Соответственно с учениками заключается «контракт» на оценку их деятельности. То есть первая группа получает за выполнение заданий «удовлетворительно», вторая – «хорошо», третья – «отлично» (конечно с учётом правильного выполнения заданий). Но если ученик стремится получить более высокую отметку, то после прохождения своего уровня, он может попробовать пройти следующий. Проверочные работы (самостоятельные, контрольные, зачёты) также лучше давать более дифференцированно. Кроме того, если учитель не успевает проверить работу каждого слабого ученика, то здесь можно подключить сильную группу, которая, закрепляя дополнительно навыки по теме, будет проверять параллельно с нами более лёгкие задания.
Таким образом, результат усвоения математического материала повышается, так как происходит:
повышение эффективности процесса обучения;
развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;
развитие дополнительных (по отношению к процессу усвоения знаний) возможностей учеников.
Кроме всего прочего, идёт процесс воспитания – это и логическое мышление, и побуждение к наблюдательности, и развитие исследовательских навыков, и стремление преодолеть трудности и помочь в их преодолении однокласснику.
Наша школа технически оснащена достаточно хорошо. В нашем кабинете математики есть интерактивная доска, компьютер, проектор. Поэтому все те виды деятельности, что были описаны выше, легко применяются практически каждодневно. Поэтому целью моей работы является развитие личности учащихся, способных к самореализации на творческом уровне, умеющих самостоятельно развивать себя, применять свои знания на практике и ориентироваться в информационном пространстве.
Хотелось бы в заключение дать несколько советов педагогам, которым интересно работать в этом направлении с учениками:
Подходите к проведению занятий творчески.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Старайтесь не учить ребёнка напрямую.
Учись сам. Тогда ребёнок, находясь с вами рядом, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться.
Ищите истину вместе с детьми.
Не задавайте им вопросов, на которые знаете ответы.
Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным нам решением, но в итоге стремитесь оказаться вместе с учениками в одинаковом неведении.
Ощутите радость совместного с ними творчества и открытия.
Искренне радуйтесь любому успеху своего ученика, поддерживайте его, поощряйте.
А результатом успешной работы являются не только хорошие показатели на экзаменах, но и то, что дети с удовольствием «бегут» на уроки математики, ведь там вновь будет, что-то интересное, пока не открытое и не исследованное ими.
Качество образования – есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.
Литература
Белик В.И. Педагогическая психология и психология обучения // Научно-практический журнал «Завуч» - №7, 2005, - С.121 – 126
Бутылина Е.В. Управление качеством образования // Научно-практический журнал «Завуч» - №7, 2005, - С.6 – 11
Иванова М.К. Заповеди самому себе// Научно-практический журнал «Завуч» - №8, 2007, - С.48 – 49
Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить.
–М.: Сентябрь, 1999.-218 с
- 13 PAGE 14715 -