Проект Игровые технологии как средство развития речи дошкольников
Проект Подготовила Воспитатель ДОУ N11Насырова Наталья Александровна
Тема«Игровые технологии как средство развития речи дошкольников»
АктуальностьСегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети и взрослые, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Осознав это, педагоги стремятся вернуть игру детям всячески популяризируя эту важную проблему, обсуждая её между собой и родителями. На мой взгляд, в последние годы недостаточное использование в практике проверенных временем народных игр, как ценности традиционной культуры, которая, к сожалению, утрачивает свое высокое предназначение.
Так как, наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей, а мы живем в республике Саха, именно поэтому из всех игровых технологий выделяю народную игру. В этой ситуации обращение к народным играм, как основе и первоначальному источнику игровой культуры – может стать одной из реальных возможностей помощи педагогу по развитию речи дошкольников.
ЦельВыявить возможности игровых технологий в развитии речи дошкольников
Задачи1. Изучить технологии развития речи с помощью игры 2. Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря3. Развитие связной речи4. Воспитание звуковой культуре речи5. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями6. Приобщить детей к культурным традициям якутского народа.
ПринципыСвою работу построила на следующих принципах:- на тщательном, обусловленном возрастными особенностями детей, отборе материала;- активного включения детей, индивидуальный подход;- использование народных игр (национально - региональный компонент), малых форм фольклора в создании речевой среды.- системность в работе, выражающая в ежедневном охвате всех основных задач речи;- постепенное усложнение содержания, использование повторности в работе.
Методы- Анализ психолого-педагогической и методической литературы;- Сравнение;- Педагогические наблюдения;- Анкетирование; - Педагогический эксперимент;- Обобщение результатов экспериментальной работы;- Систематические беседы;- Целевые прогулки, экскурсии;- Чтение художественных произведений, якутских сказок;- Игры;- Работа с родителями.
Годовой тематический план развития речи старших дошкольников средствами игровых технологийСентябрьОбогащение словаря: растения Якутии ковыль (тырса), рогоз(куба аhылыта), пижма, живокость крупноцветковая, хвощ (боруу), лилия (уусимэбэ), жимолость, толокнянка, стойбище, причал, рупор, ийээ (мама), озаа (папа).Активизация словаря: иван-чай, одуванчик, сосна, ель, лиственница, берёза, лекарственное, ядовитое, важенка.
Октябрь Обогащение словаря:стерх, глухарь, куропатка, хомус, коновязь (сэргэ), юрта (ураса), эбээ (бабушка), эhээ (дедушка), нельма, омуль, баржа.Активизация словаря: дятел, тетерев, дупло, птичницаНоябрьОбогащение словаря:соболь, каюр (оленевод), торбаса (унты с оленьих лапок), погоняет хореем (длинная палка, ею погоняют оленей), маут (аркан для ловли оленей).Активизация словаря: олень, ёж, белка, лось, заяц-беляк, бурундук, лисица, медведь, стойбище, юрта (раса).
ДекабрьОбогащение словаря:геолог, экспедиция, бурильщик, шахта, бортинженер, бортмеханик, стюардесса, бортпроводник, диспетчер, менеджер.Активизация словаря: радист, агент, алмаз, золото, фабрика, взлетает, самолет.ЯнварьОбогащение словаря: реки - Ботуобия, Вилюй, Анабар, Эбелях, Сытыкан, протоки (связь озера с рекой).Активизация словаря:река - Лена, закрепить названия улиц, растения.ФевральОбогащение словаря: береста, шкура, нарты (сани), чорон, туесок, ытык (для взбивания).Активизация словаря:молочник, сахарница, хлебница.
МартОбогащение словаря:модельер, портной-кроит, наметывает, чепрак (накидка на лошадь), бастына (головной убор); орнаменты: арочный, позвонок, капытовидный, сердцевидный, спиралевидный.Активизация словаря: пальто, бисер, орнаменты: трава, цветы, облака, луна, деревья, закройщик, примерка.АпрельАктивизация словаря: растения, птицы, животные Якутии; предметы быта, причал, матросы, баржа, мех, ураса.МайАктивизация словаря:берестяная посуда, гостеприимство, каюр, Якутск, чепрак.
Результат проектаРазработанная программа на основе народных игр способствует более высокому уровню развития речи и познавательной активности детей.Привлекая близких взрослых, мы одновременно обучаем детей, и укрепляем их связь с семьей, формируя уважение к родным и их труду.Устраним препятствия в межличностных отношениях.
ЛитератураНовосёлова С. //Дошкольное воспитание. 1997. №3, с.84. О новой классификации детских игр.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 1999. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Высшая школа, 1999.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой – М.: Изд-во «Совершенство», 2001.Прокопенко В.И., Поротова А.Л., Гуляев М.Д. Игры для учащихся начальной национальной школы коренных народов РС (Я): Учебное пособие / Изд-во ООО «Мирнинская городская типография» - Мирный, 2005.
Благодарю за внимание