Материал к семинару-практикуму по логопедии «Жмурки» или как развивать слуховое внимание у детей с ОВЗ.
00 «Жмурки» или как развивать слуховое внимание у детей с ОВЗ.
учитель-логопед
Куляк Светлана Сергеевна
Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.
Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.
Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.
Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.С самых первых логопедических занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Игра №1 «Где позвонили?»
Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребёнку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребёнок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь малыш, а вы угадываете направление звука.
Игра №2 «Скажи, что ты слышишь?»
Ребёнку предлагается закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, вой ветра, лай собаки. Можно устроить соревнования между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями: «Кто же услышит больше звуков?». Игру очень хорошо проводить на прогулке.
Игра №3 «Продавец и покупатель» или «На кухне»
Для этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое – различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробочке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой коробочке он находиться.Коробочки не открываются, а просто встряхиваются. Находясь с ребёнком на кухне, дайте ему послушать, как звучат разные крупы.
Игра №4 «Найди игрушку»
Ребёнок отворачивается, взрослый прячет игрушку, малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
Игра №5 «Курочка и цыплята»
Мама – наседка, ребёнок – цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз должен пропищать цыпленок. 3 постукивания – пи-пи-пи. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?
Игра №6 «Жмурки с колокольчиком»
Водящему завязывают глаза. Ребёнок с колокольчиком звонит. Водящий должен дотронуться до него.
Игра №7 «Жмурки с голосом»
Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, по голосу узнаёт, кого именно поймал он.
Игра №8 «Узнай по звуку»
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шума: перелистывает книгу, рвёт или мнёт лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют звук предмета.
Игра №9 «Солнце или дождик?»
Взрослый берёт погремушку: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляете, а я буду весело звенеть в погремушку. Если начнётся дождик, я буду не звенеть, а громко стучать в погремушку. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз – два, раз – два, начинается игра!».
Игра №10 «Кто это?»
Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы остальные играющие не видели, какую именно он вытянул.Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Играющие угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом – картинкой.
Игра №11«Угадай, кто сказал»Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.Игра №12«Так ли это звучит?»Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.Игра №13«Кто внимательный»Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображениями положения губ при произнесении гласного звука.Игра №14«Звуковые песенки»Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: «АУ» - дети кричат в лесу. Или «ИА» - как кричит ослик. Или «УА» - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? «ОО!» И т.п. сначала ребенок определяет первый звук в песенке, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает схему из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.Игра №15«Кто первый?»Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.Игра №16«Расколдуй слово»Взрослый рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по -порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы. Например, расколдовываем слово «лиса»: ль, и, с, а.Игра №17«Фокусники»Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово». Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.
Поиграйте с Вашим ребёнком в эти игры или придумаете свои.
И не теряйте драгоценное время общения!