Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся через интегрированное обучение»
Трибунская Ирина Владимировна,
КГУ «Средняя школа № 13с. Озерное»
акимата Осакаровского района
Карагандинской области
Активизация познавательной деятельности учащихся через интегрированное обучение
Мы живём в эпоху, когда мир предъявляет кардинально новые требования к образованию.
Человек воспринимает окружающую действительность как нечто целое, единое в своем многообразии. В обучении различные учебные предметы расчленяют этот целостный мир на отдельные части, которые изучаются отдельно друг от друга. Это дает возможность более углубленно изучать каждую науку, но при этом разрушается целостность картины мира.
Прогрессивные методисты прошлого считали, что показателем широкой образованности учителя является его способность охватить связи между различными предметами, умение провести параллель со смежным предметом. Поэтому в последнее время в педагогической литературе поднимается вопрос о разносторонности знаний школьников, о необходимости воспитания у них полной картины мира.
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики.
Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Меня заинтересовала эта проблема. Возникла мысль: смогу ли сама проводить такие уроки? Они ведь сложные, требуют большой подготовки учителя и учеников. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать. Решила попробовать: еще раз пересмотрела программы, отдельные темы и разделы, проанализировала их и решила проводить такие уроки.
Интеграция ставит цель: дать ребенку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними.
Свою работу по активизации познавательной деятельности с элементами интеграции различных предметов я начала с уроков математики и труда, но в дальнейшем стала использовать интеграцию и при проведении других уроков.
Проводя большое количество нестандартных уроков с применением элементов интеграции, могу с уверенностью сказать, что они способствуют формированию познавательных интересов к предмету, способствуют активизации деятельности учащихся на уроке, наилучшему усвоению учебного материала учащимися, обеспечению развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
На своих уроках стараюсь часто менять виды деятельности, использую различные игры и занимательные упражнения.
В своей работе практикую игровые формы: урок-игру, урок-спектакль. Такие уроки дают возможность успешно решить не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку игра-часть жизни детей. Именно в игре они способны осознанно понять серьезные вещи. Считаю, что наиболее эффективным для достижения учебных и воспитательных целей является урок-путешествие, так как это часть жизни ребенка. На уроках математики, путешествуя, т.е. играя, дети учатся считать, наблюдать, логически мыслить, учатся правилам хорошего тона, а все это в конечном результате – труд. Маршрут путешествия с указанными станциями готовится заранее, оформляется в виде карты, готовятся задания по всему разделу – от простых к сложным; предлагаю разноуровневые задания с той целью, чтобы все учащиеся были включены в список путешественников. Эти уроки удобны свободным подбором материала, непринужденной рабочей атмосферой на уроке. И гораздо доступнее для ученика следующая формулировка: «Решишь эти примеры, ты преодолеешь препятствие и поможешь герою!» Такие уроки дают ученикам возможность оказаться в тех или иных сложных ситуациях, позволяют им принять самостоятельные решения.
Интересно и увлекательно на уроках закрепления знаний проходит «урок-сказка», где учащимся предлагаются задания, выполняя которые, они помогают преодолевать препятствия сказочным героям. Задания подбираются таким образом, чтобы выполнять и закреплять основные правила математики. У младших школьников появляется желание помочь сказочному герою, тем самым он в непринужденной обстановке, самостоятельно выполняет задания, что способствует вовлечению каждого ребенка в процесс обучения. Это интегрированный урок математики и литературного чтения.
Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решение чередующихся заданий, предложенных учителем. Тогда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат. Педагогический момент такого урока – помочь учащимся осознать то, что учиться вместе легче, чем поодиночке.
Проводя с детьми ту или иную игру, я наблюдаю на протяжении многих лет своей педагогической деятельности, что игровые задания способствуют развитию у детей смекалки, находчивости, сообразительности. Кроме того, многие игры требуют от учеников умения построить суждение, высказывание, свое умозаключение. Уроки, проведенные в форме игры, не только красивы и интересны, но и очень организованны, а дети на таких уроках воспитывают в себе умственные и волевые усилия, выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, организованность.
При разработке каждого урока особое внимание уделяю роли ученика. Он выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения. Дети на моих уроках – исследователи, а в одиночку поиск правильного решения невозможен, необходим коллективный поиск, который сопровождается обменом мнений и приводит к контрольному решению данной проблемы. Дети в оживлённой беседе узнают что-то новое, обсуждают ответы друг друга. В некоторых случаях не соглашаются с высказываниями товарищей и учителя, предполагают свое решение, где реализуют свое решение, свои интеллектуальные способности.
Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения. Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.
Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему я считаю, что имеет смысл использовать интегрированные уроки как одну из оптимальных форм урочной деятельности.
Во-первых, потому что он выходит за рамки общепринятых норм – обучающих, развивающих и воспитывающих - как желательная форма в дополнении к привычной школьной урочной жизни.
Во-вторых, потому, что необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг на друга. Ведь любой, даже тщательно подготовленный и методически разработанный урок в момент его проведения всегда требует от учителя гибкости и способности к импровизации.
Эта работа позволяет мне повышать методическое мастерство, успешно решать задачу развития творческих способностей учащихся, осуществлять дифференцированный индивидуальный подход в обучении.
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы: интеграция является одной из современных технологий, которая имеет перспективу в плане сокращения многопредметности и имеет тенденцию к интерференции смежных учебных дисциплин.
Литература
Галаган А.И. Интеграционные процессы в области образования. // «Менеджмент в образовании», 2006, № 4.
Дядич С.П. Интеграция как способ развития творческой активности. // «Начальная школа Казахстана», 2006, № 12