Статья: «Организация исследовательской деятельности обучающихся в аспекте формирования экологического компонента предпринимательской культуры личности»
Гальцева А.В.
аспирантка МичГАУ,
тьюторМБОУ «Избердеевская сош»
имени Героя Советского союза В.В. Кораблина,
учитель
МАОУ СОШ №30 г. Тамбова
«Организация исследовательской деятельности обучающихся в аспекте формирования экологического компонента предпринимательской культуры личности»
Ключевые слова: исследовательская деятельность, ФГОС нового поколения, экологический компонент предпринимательской культуры, экологческая компетенция, экологическая компетентность, экологическое мировоззрение.
Педагогика 21 века ориентируется на формирование целостной системы познавательных способностей, направленных на развитие самостоятельной деятельности и личной ответственности современного школьника. Это связано с колоссальным развитием науки и техники, увеличением спроса на квалифицированные кадры, социализацию подрастающих поколений. Все это диктует нам Концепция модернизации российского образования, в которой особое место отводится повсеместному внедрению исследовательской деятельности в процесс воспитания и образования.
В связи с этим последовали многочисленные изменения в системе образования, а именно: корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Из своего педагогического опыта могу сделать вывод, что исследовательская деятельность обучающихся легко организуется в условиях дополнительного образования. Все чаще сталкиваюсь с мнением, что исследовательская деятельность возможна в работе с одарёнными детьми, но это не верно. Для них это возможность разнообразить свой досуг по интересу, появляется возможность развиваться и организовывать свое самообразование, получать больше, чем дает школьная программа. Даже для детей коррекционного обучения такая работа даёт также положительные результаты относительно их исходного развития. Но стоит учитывать личностные особенности и состояние здоровья ребенка.
Тематика и направленность исследований могут иметь отношение к различным наукам (литературе, истории, биологии, физике и т.д.). Но мы сегодня остановимся на интегрированной области, которая объединяет в себе почти все предметные области из естественно-научного цикла.
Современный экологический кризис, который пока еще не разрешен и который характеризуется продолжающимся обострением взаимоотношений человека и окружающей среды, требует актуализации внимания к проблеме развития экологической культуры у подрастающего поколения.
Рассмотрим исследовательскую деятельность в рамках дополнительного образования или внеурочной деятельности. Цели данной деятельности как правило созвучны – это формирование творческого потенциала у ребенка, развитие интеллекта и социализации личности ребенка.
Исследовательская деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного или осваиваемого обучающимися. Известно, что в процессе работы над исследованием присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.
Экологический компонент предпринимательской культуры специалиста АПК – это инициативные прогрессивные формы, методы работы с учетом экологических требований, направленных на избежание или снижение негативного воздействия на окружающую среду предпринимательской деятельности в сфере АПК, а так же на улучшение экологических показателей в целях получения прибыли или другой выгоды.
Обобщение и анализ существующих результатов деятельности позволили в содержании экологического компонента предпринимательской культуры специалиста АПК, выделить: экологическое мировоззрение (мотивационно-ценностная составляющая) - это система ценностных представлений о взаимоотношениях в мире, способствующая самосознанию, развитию мышления, отражающееся в отношении к природе, обществу, людям; экологическое сознание (когнитивная составляющая) – экологические и межотраслевые ценностно-ориентированные знания, гармоничные и прогностичные отношения, необходимые для экологической безопасности АПК; экологическое мышление (личностная составляющая) - это способность специалиста анализировать состояние и тенденции развития сложных экологических систем АПК, выявлять общие и частные закономерности их функционирования, и опережающему моделированию в процессе предпринимательской деятельности специалиста АПК.
Процесс экологизации должен соответствовать интересам и ценностям общества, а так же потребностям различных возрастных групп. Для достижения результата лучше всего применять социально-проблемный подход, при котором происходит не только экологизация знаний, но и социализация сознания обучающихся. Таким образом, в данном контексте приоритетными становятся социально-экологические проблемные ситуации.
Реализуя принципы экологического образования на основе деятельности обучающихся мы целенаправленно формируем у них экологическую компетентность и компетенцию предприимательской культуры личности.
Экологическая компетентность в сфере АПК - совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы экобезопасной деятельности специалиста АПК; экологическая компетенция сфере АПК – межкультурные и межотраслевые знания, умения, навыки и способности, необходимые для экологически безопасной деятельности специалиста АПК, приобретенные в результате обучения.
Для успешной реализации данных принципов необходимо единство целей и задач. Важным условием для этого является преемственность и скоординированность всех компонентов образовательного процесса, а так же интеграция в систему общего и дополнительного образования образовательных технологий ВУЗа.
В процессе формирования экологической культуры, как одной из важных задач экологизации образования, возникает ряд трудностей. Одна из самых трудных задач в их решении, это изменение мировоззрения детей, необходимо преодолеть в их сознании экокультурное искажение, помочь им в осмыслении сложившейся картине мира, в которой и человек и природа зависимы друг от друга. Результат экологического воспитания зависит от уровня сформированности двух основных экологических ценностей, жизнь и природа.
В настоящее время появилась возможность модернизировать систему дополнительного образования и заниматься научной деятельностью в новой современной формации профильной Избердеевской «Агроэкотехнологической» средней школе Петровского района Тамбовской области.
Так, одним из направлений осуществляющих научно-исследовательскую работу в данной школе стала лаборатория экологической диагностики, в котором возможно определение основных видов токсикантов в пищевой и сельскохозяйственной продукции; экологический мониторинг качества воздушной, водной и почвенной среды; выявление основных источников загрязнения; влияние основных загрязнителей на живые организмы. Основное внимание отводится изучению различных видов и форм культурных растений, правилам и приемам закладки полевых опытов, и использованию различных средств защиты растений, а также оптимизации условий их роста и развития. Учащиеся, при этом, приобретают устойчивые навыки работы с приборами и оборудованием, учатся самостоятельно проделывать почвенные и агрохимические анализы.
Важнейшими условиями и факторами для выбора конкретного эксперимента, является его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь со школьным материалом и практикой. В связи, с чем нами были разработаны различные научные направления, которые будут реализованы в данной школе(рис. 1).
Рис. 1. Схема основных направлений научной деятельности
в Избердеевской «Агроэкотехнологической» средней школе
1.Ландшафтная организация территории. Целью проекта является осуществление ландшафтного планирования на заданной территории районного сельского поселения Петровское Тамбовской области. При проведении данного вида работ ставятся следующие задачи: проведение анализа объектов ландшафтного планирования, сбор и обобщение данных. Требуется проанализировать природно-климатические особенности территории, провести геоморфологическую характеристику, провести анализ литогенной основы, дать гидрологическую, биологическую и социально-экономическую характеристику данной территории. Также необходимо определить функционально-ландшафтную организацию территории.
2.Плодородие почвы и урожай сельскохозяйственных культур. Основная цель данного направления: изучить свойства, определяющие уровень плодородия почвы с. Петровское Тамбовской области, классификацию земель по пригодности для сельскохозяйственного использования.
3.Экологическая безопасность продуктов питания. Целью этого направления является: исследование возможности разработки экологически безопасной продукции высокого качества. Сделать питание человека максимально безопасным, для этого необходимо производство экологически чистого сырья, которое можно получить на основе органико-биологического земледелия.
Организация исследовательской работы в данном аспекте, которая реализуется не один год уже, способствует развитию системы дополнительного образования, которая реализует работу по предпрофессиональной эколого-экономической подготовке школьников; ориентирует молодёжь на жизнь и труд на селе, и тем самым развитие сельских территорий.
Библиографический список.
1.Зайцева Г.А. Агрохимия. Авторская программа элективного курса. – Тамбов, 2013. – 12 с.
2.Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области.
URL: http://kurs.znate.ru/docs/index-135607.html3. Кофанова А.В. Анализ категориально – понятийного аппарата исследования проблемы формирования экологического компонента предпринимательской культуры специалиста АПК.