Особенности обучения декоративному рисованию. Включение регионального компонента.

1. ТЕМА: Особенности обучения декоративному рисованию. Включение регионального компонента.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:
1. развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
2. развивать чувство цвета;
3. развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
4. совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.
Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.
Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.
Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.
Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:
1. развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
2. развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;
3. развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;
4. развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.
Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.
В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.
Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.
Детей необходимо научить:
1. симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
2. использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
3. находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
4. умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.
В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.
Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:
1. развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;
2. развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;
3. учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;
4. совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).
Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.
Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.
Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская, украинская и другие росписи).
Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жестовской росписи.
В подготовительной группе ребята учатся использовать не только краски, но и цветные карандаши. В более младших группах карандаши применялись только в тематическом рисовании, так как дети не могут достигнуть в рисунке карандашом нужного цветового эффекта, который так важен в декоративном узоре. Технические трудности в аккуратной равномерной яркой штриховке отняли бы слишком много внимания и сил детей.
В подготовительной группе у детей уже есть определенные навыки, и они могут использовать карандаш для получения разных оттенков, создавая узор одним цветом. Например, каждый ряд лепестков цветка от центра заштриховывается карандашом с разным нажимом. Дети приучаются видеть красоту не только ярких сочетаний, но и более нежных, спокойных и в то же время приятных для глаза. Эта задача решается в подготовительной группе как при рисовании карандашами, так и красками.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью


1.2. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ К ЗАНЯТИЯМ

Занятие «Дымковская игрушка»
Программное содержание:
Образовательные: Рассказать детям историю дымковской игрушки Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора
Воспитательные:
Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев
Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами
Развивающие:
Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке
Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывают
Материалы для занятия.
Изделия дымковского промысла. Фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек. Пластилин.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня, я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду, даже в нашей группе.
А вы когда-нибудь бывали в музеях? В Саратове музеев много. А зачем люди приходят в музей? Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизни видишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музеях изобразительных искусств можно увидеть картины великих мастеров, в зоологическом музее различных животных. Так как в музеях представлены вещи редкие, ценные, то трогать их руками запрещается.
А мы сегодня пойдем не в большой музей, а в музей нашего детского сада. Там вы увидите очень красивые вещи. Но я не буду рассказывать о них. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, вы всё увидите сами.
Экскурсия по музею
Воспитатель: Итак, сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может быть, кто-нибудь помнит, как они называются? Это дымковские игрушки, их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой.
Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
Беседа с детьми «Характерные особенности росписи дымковских игрушек»
Воспитатель: Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.
Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.
Посмотрите внимательно на фигурки на иллюстрации. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые мастера или грустные?
А как они передали нам свое радостное настроение?
Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера при их росписи? Давайте рассказывать по очереди. Танечка, какая у тебя игрушка? Какого она цвета? А какой узор на ней изображен? Каким цветом нарисованы круги, полоски?
Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях. Он призывает ребят пофантазировать, представить, каким характером обладает его барышня-водоноска, или уточка, или синичка-свистулька, важный индюк или конь.
Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся в музее, поднимая и показывая их со всех сторон. Можно сопровождать показ чтением стихов, русских потешек. Затем он предлагает детям пойти и слепить такие же игрушки.


Занятие «Сине-голубое чудо гжели»
Программное содержание:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой
Рассказать о других керамических промыслах, в частности, о скопинской керамике.
Учить детей находить различия между керамическими изделиями различных образов, учить их проводить сравнительный анализ по фотоиллюстрациям или представленным образцам
Воспитательные:
Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию
Коррекционная:
Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды (квасница сосуд для кваса, ставец большая чашка, миска, братина)
Материалы для занятия
Изделия гжельского промысларазличная посуда и сувениры
Иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели
Ход занятия
Рассказ об истории гжельского промысла
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете это сами.
Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы видите? Да, здесь есть и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов и цветов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.
Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.
Именно в Гжели и зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.
Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая сказка-легенда.
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усика- ми. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе гирлянда с крупным цветком, с гжельском розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сетки.
Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих российских городах. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в XVIII веке достигла наибольшего расцвета. Позднее ее сильно потеснила мода на фарфоровые изделия (Дулевский, Кузнецовский фарфоровые заводы), однако гжельский промысел все же не погиб и сохранился до настоящего времени.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Описание гжельской керамики
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать для себя любое изделие гжельского промысла и составить о нем короткий рассказ по плану: как называется изделие, для чего оно предназначено, какой оно формы, какой узор его украшает.
Можно использовать еще и такой прием: воспитатель просит детей вспомнить, есть ли у них дома изделия гжельского промысла, и рассказать о них.
Воспитатель: Как видите, русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица «Всему можно научиться важно не лениться».
Мы с вами тоже попробуем научиться рисовать узоры гжельской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело!


Занятие «Золотая хохлома»
Программное содержание:
Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров
Объяснить, что существовало много разных техник росписи дерева: хохломская, палехская
Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом
Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать
Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор)
Развивать в детях патриотические чувства
Развивать у детей навыки творческого рассказывания, составления рассказа по картине или рассказа о предмете
Закреплять в памяти детей назначение старинной русской посуды: ендовы, братины, ставца
Материалы для занятия
Предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева и их изображения.
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных ярким», нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся? Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? Художник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал художник-модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.
Большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в детском саду, дома, в магазинах, сделаны на заводах и фабриках. Там художник создает образец, и по этому образцу на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов.
Вы можете увидеть, придя в гости к другу, точно такие же чашки с таким же узором, как и у вас дома. На полках разных магазинов стоят и лежат одинаково украшенные коробки с шоколадными конфетами, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком. Но есть другие красивые предметы, которые расписаны каждый отдельно, вручную народными художниками. Вы знаете народных мастеров, изготовляющих дымковские игрушки, гжельскую и скопинскую посуду. Все эти вещи сделаны из глины.
А сегодня мы начнем знакомство с работой мастеров, изготовляющих свои изделия из дерева, мастеров деревянных
· промыслов России.
Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки). Широко использовалась на Руси и роспись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши и ендовы.
Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:
Братина русский шаровидный сосуд ХУ1-ХУН веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братчинных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Также она использовалась как большая общая чаша для питья и еды.
Ендовадеревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.
Ковш широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Хохломской промысел

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка (оловянного, а позже алюминиевого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился еще с языческих времен. Основной рисунокколосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» черно-красная трава по золотистому фону считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «кудри» вьющиеся волосы). Нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей.
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 1415 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры. Давайте-ка и мы с вами рассмотрим, какие узоры рисовали на своей посуде хохломские мастера.

Рассматривание элементов хохломского узора
Воспитатель предлагает детям взять любое из понравившихся им изделий и внимательно рассмотреть. Затем задает вопросы.
Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?
А какие узоры использовали художники? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.)
А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травку художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц, рыбок.
Затем воспитатель уделяет внимание композиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.
Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечатления от уведенного, описать выбранные изделия по предложенному плану: как называется, для чего предназначается, каким узором украшено, какое настроение вызывает эта посуда и т.д.

Рассказ о других деревянных промыслах
В России есть еще и много других деревянных промыслов. Например, широко известна абрамцево-кудринская резьба по дереву. Зародился этот промысел в конце 19 века в двух селах Московской области Абрамцево и Кудрине (отсюда и название промысла). Главное украшение абрамцево-кудринских изделий не рисунок на дереве, а резьба по дереву. На поверхности изделия острыми ножами вырезается густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Предметы сохраняют натуральный цвет дерева, краски не используются.
Интересен и промысел, возникший в селе Богородском Загорского района Московской области. Здешние мастера вырезали из дерева забавные игрушки: фигурки людей и животных, которые очень нравились не только детям, но и взрослым. Некоторые фигурки «умели» двигаться: медведь рубил дрова, мужик ел ложкой кашу. Иногда богородские игрушки изображали целые сценки из крестьянской жизни или известных сказок. Вот здесь изображены эти фигурки, посмотрите на них.
Деревянный промысел существовал и в городе Сергиевом Посаде Московской области. Этот город прославился изготовлением матрешек. Но об этом промысле мы поговорим с вами позже.
Очень красивую роспись по дереву делают мастера из сел Палех (Ивановская область) и Федоскино (Московская область). Здесь делают красивые шкатулки из дерева. Эти шкатулки покрываются черным или прозрачным лаком, а на лаковую основу наносится рисунок. Рисунки на палехских и федоскинских шкатулках изображают сцены из сказок, былин, крестьянской жизни (хороводы, праздничные гулянья, тройки, чаепития).
Вот здесь есть несколько палехских шкатулок, рассмотрите их повнимательней.
Да, ребята, теперь вы сами убедились, что наша с вами страна, Россия, всегда была богата талантами. Смотрите, только в Московской области находятся богородский промысел, абрамцево-кудринский промысел, федоскинский промысел. Все эти изделия очень красивые, все из дерева, но какие разные!
А сейчас давайте вернемся к золотой Хохломе. На следующем занятии вы подучите возможность побыть немного хохломскими мастерами и поучиться создавать хохломские узоры.



Занятие «Веселый городец»
Программное содержание:
Образовательные: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле
Учить детей узнавать город едкую технику росписи дерева, ее характерные признаки
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов
Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
Развивающие:
Учить составлять рассказ по сюжетной картине из городецких мотивов, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании по сюжетам городецкой росписи
Обогатить словарь детей словами по теме занятия: донце, прялка, кудель
Материалы для занятия
Выставка изделий городецких мастеров, на которой промысел должен быть представлен как можно шире: разделочные доски, блюда, солонки и сахарницы, настенные декоративные панно и т.д. На выставку можно поместить и несколько изделий хохломского промысла для сравнения.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, придя в группу, я увидела на своем столе большой конверт. На нем написан адрес нашего детского сада и указано: «Детям группы «Ласточка». Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе, позавтракаем.
Хотите посмотреть, что в этом письме?
Здесь какой-то рекламный проспект и приглашение.
Посмотрите, что здесь изображено. Какие-то красивые изделия, со сказочной росписью. А в приглашении написано: «Приглашаем всех на выставку изделий из Городца. Выставка проходит в музее народно-прикладного искусства группы «Ласточка»». Как вы думаете, стоит нам ответить на приглашение? Ну что ж, тогда собирайтесь на экскурсию.
Рассказ об изделиях городецкого промысла
Экскурсовод: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада, что вы посетили нашу выставку. Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промыслагородецкие изделия.
А вы знаете какие-нибудь народные промыслы, были уже на каких-нибудь выставках? Сегодня мы знакомимся с городецким промыслом. Название его пошло от имени города Городец маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки - берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб явление выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.
Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца доски для прялок, для прядения нитей из волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.
Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях.
В росписи использовали три основных краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.
Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо - кони, и сказочные птицы.
Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюда, тарелки. Все эти изделия представлены на нашей выставке.
Дорогие ребята, вы можете не только посмотреть на них, но и потрогать своими руками.
Рассказ о городецких изделиях Придумывание сказки «Чудо-конь»
Воспитатель: Понравилась вам выставка и экскурсия по ней? А мне больше всего из городецких изделий понравилось вот это панно, на котором нарисован чудо-конь. Мне кажется, что конь этот сказочный и неспроста он попал на деревянное блюдо. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Если хотите, давайте придумаем свою, сказку про городецкого коня. Пусть в этой сказке будут участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:
«Давным-давно на берегу реки Волги в Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали людям душу, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер...»
Затем детям предлагаются вопросы:
1. Как смог вороной конь проскакать через вражеские войска?
2. Как помогли мастеру его невеста и волшебная птица?
3. Пришла ли помощь жителям Городца?
4. Как отблагодарили коня и птицу жители Городца?
Большее количество вопросов нецелесообразно, так как приводит к излишней детализации, мешает разворачиванию детской фантазии.
Лучшие сказки обязательно записываются.


2. РАССМАТРИВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
Занятие в старшей группе «Сказочная Гжель»
Программное содержание:
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Оборудование:
слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.
Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Предварительная работа:
Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:Дети, вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.
Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, п. Хвойная, детский сад №2 детям старшей группы «Цветик - семицветик».
Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).
Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
Воспитатель:
Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.
Как хороша – эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
А вот индюк нарядный, Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Воспитатель: Откуда нам их прислали?
Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?
Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.
Отгадайте загадку:
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Разноцветные узоры тонко вывела рука!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).
Воспитатель: Как называется эта роспись?
Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)
Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?
Ответы детей:
Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.
Расскажу вам сказку.
Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.
Стал каждый мастер свое умение показывать. ( слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.
При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)
А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)
Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)
Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!
Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.( слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?
Ответы детей:
Беседа по сказке.
Воспитатель:
- О каком промысле эта сказка?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
- Какие изделия делали мастера из глины?
Воспитатель: Давайте отдохнем.
Физкультминутка «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
(Рассматривание изделий народного промысла)
- Для чего нужны гжельские изделия?
- Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.
(Дети выбирают посуду и садятся за столы)
Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).
Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).
Из каких элементов состоит цветок? ( Серединка и лепестки).
На что похожи лепестки цветка? (На капельку).
Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.
Этапы выполнения работы.
Серединка цветка. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.
Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?
Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.
Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?
Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».
(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)
В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.
Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.
О каком промысле мы сегодня беседовали?
Ответы детей:
Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель.
П.Синявский








Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415