Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Программа
профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
«Здравствуй, Я»

Пояснительная записка.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.
В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.
В республике Хакасия число суицидов стабильно высоким. За последние 5 лет 1644 жителя Хакасии покончили жизнь самоубийством. Число случаев суицида в Республике Хакасия за один и тот же отрезок времени в 3 раза превышает количество убийств. в 2008 году в Республике Хакасия количество несовершеннолетних, совершивших попытку суицида, составила 25 человек, из них 5 человек совершили законченный суицид. Наибольшую обеспокоенность вызывает статистика по Аскизскому району, где количество совершивших попытку суицида составляет 4 человека, при этом 3 несовершеннолетних совершили завершенный суицид.
Все эти данные свидетельствуют о крайней актуальности проблем, связанные с ранним выявление лиц с высоким суицидальным риском, осуществлением медико-психологических, социально-экономических и иных мероприятий, направленных на эффективное предупреждение самоубийств среди населения страны.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.


2. Основные цели и задачи программы.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

3. Основные направления деятельности:
- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа с неблагополучными семьями.

4. Содержание основных понятий.
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

5. Принципы реализации программы.
Принцип комплектности, предполагающий сочетание разных методических приемов.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

6. Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

























ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И.Чебодаева

Содержание работы
Сроки
Ответственный

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В течение года
Психолог
Соц. педагог

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.
сентябрь
Соц. педагог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.
В течение года
Психолог
Соц. педагог

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
По запросу
Соц. педагог

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.
В течение года (по запросу)
Соц. педагог

Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска.
ежемесячно
Соц. педагог

Проведение выездного рейда «Каникулы»
Каникулярное время
Соц. педагог

Заседание Совета профилактики
Один раз в четверть
Психолог
Соц. педагог

Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.
Каникулярное время
Соц. педагог

Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.
В течение года
Психолог

Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.
В течение года
Психолог,
Соц. педагог

Учащиеся

Психологические классные часы:
«Как научиться жить без драки» (3 кл, )
«Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6 кл, цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности),
«Мир глазами агрессивного человека» (8 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Подросток и конфликты» (8-9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Проблема отцов и детей в современном обществе» (10-11 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Расскажи мне обо мне» (10-11 классы, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс)
«Способы саморегуляции эмоционального состояния» (11 класс)

В течение года (по запросу)
Психолог

Правовые классные часы:
«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);
«Права и обязанности учащихся гимназии» (5-7 классы);
«Пивной фронт. За кем победа?» (7-11 классы);
«Умей сказать «нет»» (5-11 классы);
«Вредные и полезные привычки» (5-11 классы)

В течение года (по запросу)
Соц. педагог

Формирование у учащихся позитивного образа Я (через уроки психологии)
В течение года
Психолог

Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации)
сентябрь
Психолог

Занятие «У нас новенький!» (2-4 класс, цель: организация взаимодействия между детьми для знакомства и принятия нового ученика коллектив
сентябрь
Психолог

Игра «Две планеты» для учащихся 5-х классов (цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека)
октябрь
Психолог

Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству, ШП №19 2010)
октябрь
Психолог


Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений, ШП № 16 2008)
ноябрь
Психолог
Соц. педагог

Игра «В чем смысл жизни?" (10-11класс)
В течение года
Психолог

Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению, 9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы.)
В течение года
Психолог


Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ
Март-апрель
Психолог


Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии; 10 класс)
апрель
Психолог


Комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер»
По запросу
Психолог


Педагоги

Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога
Один раз в месяц в течение года
Психолог

Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков»
сентябрь
Психолог

Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»
В течение года
Психолог

Семинар классных руководителей «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»
В течение года
Психолог

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»
В течение года
Психолог

Родители

Родительские собрания, лектории:
«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;
«Наши ошибки в воспитании детей»;
«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
«Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
«Родительская любовь»;
«Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
«Капля никотина убивает верблюда»;
«Серьезный мир несерьезных подростков»;
«Про «Это»» (подростковая сексуальность);
«Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;
«Понять. Простить. Принять»;
«Я бы в дворники пошел или Как не отбить у детей желание учиться»;
«О любви – взрослые и дети»;
«Школьная травля, как один из подводных камней школьной жизни»;
«Ваш ребенокпятиклассник»;
«Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
«Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
«Курение и статистика»;
«Давайте будем учиться вместе со своими детьми»
По плану, по запросу
Психолог,
Соц. педагог

Диагностика

Учащиеся

Исследование социального статуса
ежегодно
Психолог

Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы)
ежегодно
Психолог

Исследование уровня тревожности
ежегодно
Психолог

Определение личностных отклонений подросткового возраста:
ПДО по А. Е. Личко,
Опросник Басса-Дарки,
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.
По запросу
Психолог

Определение склонности к девиантному поведению
По запросу
Психолог

Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»
По запросу
Психолог

Родители

Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:
Анализ семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер),
«Сенсорные предпочтения» (Н. Л. Васильева),
Экспресс-диагностика семейного состояния (Р. В. Овчарова),
«Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера),
«Родительская тревожность» (А. М. Прихожан)
PARI (измерение родительских установок и реакций)
По запросу
Психолог





















Литература:
1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
14. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
15. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39
16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
17. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16
18. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
19. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.








Заголовок 115