Родительское собрание на тему Здоровье и вредные привычки.
Родительское собрание.
Здоровье и вредные привычки.
Цели: рассмотреть понятие «привычка», влияние вредных привычек на здоровье человека; сформулировать понятие «здоровье»; воспитывать у родителей чувство личной ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей.
Ход собрания. — Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего собрания «Здоровье и вредные привычки». Нам предстоит рассмотреть вопросы: что такое привычка? Какие бывают привычки? Где и как дети приобретают привычки? Что относится к вредным привычкам? Как вредные привычки влияют на здоровье человека?
М о т и в а ц и я.
— Прежде чем перейти к теме, ответьте на вопросы.
В нашей стране левостороннее движение. Вы водите машину с рулем, расположенным с левой стороны. Вдруг вы садитесь за руль автомобиля, расположенного с правой стороны. Ваши ощущения?
Вы — левша? Правша? Возьмите карандаш в другую руку и напишите свое имя. Ваши ощущения?
Вы любите чай без сахара, а вам подали чай с тремя ложками сахара. Ваши ощущения?
Вы любите тишину, одиночество. Но к вам приехали погостить родственники... Ваши ощущения?
Ваши ответы доказывают, что предложенные ситуации вызывают ощущения не удобства, непривычности. Это происходит изза вашего «подчинения» привычке. Причем многие привычки влияют на самочувствие, а следовательно, и на здоровье. Привычка — это поведение, действия, ставшие для человека обычными, постоянными.
Учитель продолжает обсуждение результатов анкетирования родителей по теме «Каким я вижу своего ребенка в будущем».
— Ваши ответы показали, что проблема, поднятая на собрании, не только общая, но и личная для каждого родителя. Так, на вопрос «Что является залогом счастливого будущего ваших детей?» вы все дали ответ «Здоровье». Только некоторые родители считают, что вредные привычки и плохая экология мешают детям быть абсолютно здоровыми. Семья, как высказались многие родители, оказывает влияние на формирование здорового образа жизни детей. И лишь немногие данную заботу возлагают на школу.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема здоровья детей — главная проблема родителей. Причем здоровье воспринимается ими не просто как отсутствие заболеваний. Здоровье — залог счастливого будущего, основа жизни, всестороннего развития личности.
Ведущая роль в формировании ответственного отношения детей к собственному здоровью отводится родителям (об этом свидетельствуют результаты опроса).
Перед вами ставится задача — воспитание здоровой личности. Вам необходимо знать, что негативно влияет на ваше здоровье и здоровье детей. Поэтому наше собрание посвящено вопросу «Какое воздействие вредные привычки могут оказывать на здоровье?».
Работа с понятиями.
Родители делятся на три группы. Каждой группе предлагается два задания. Группа 1.
Задание 1.
Проанализируйте предложенные словосочетания.
Выберите словосочетания, характеризующие данное понятие, чтобы закончить предложение.
Сформулируйте определение понятия «привычка».
Привычка — это форма поведения человека... (возникающая в процессе обучения, многократного повторения, жизненных ситуаций, выполняемых автоматически).
Задание 2.
Какие из предложенных пословиц отражают тему собрания и почему?
Привычка — вторая натура.
На привычку есть отвычка.
Хорошему работнику мало умения, нужна привычка.
Без привычки косить тяжело. На всякое дело нужна привычка.
Группа 2.
Задание 1.
Подберите синонимы к слову вред.
Задание 2.
Вставьте в предложение с пропусками слова, подходящие по смыслу.
Сформулируйте определение понятия вредная привычка. Вредная привычка — это __________ человека, выполняемое автоматически, наносящее _____________ психическому и физическому _________ человека. Привычка, которая мешает или не дает __________ человеку в течение жизни ___________ себя как _______________.
Группа слов: поведение, вред, здоровье, возможность, реализация, личность.
Группа 3.
Задание 1.
Сформулируйте свое определение понятия здоровье.
Здоровье — это...
Задание 2.
Сравните ваше определение со следующими:
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, равновесие организма с окружающей средой, а также отсутствие физических дефектов и болезней.
Здоровье — это состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, создающее благоприятные условия для расцвета личности человека, талантов и способностей.
Ожидаемый результат группы 1.
Привычка — это форма поведения человека, возникающая в процессе обучения, многократного повторения различных жизненных ситуаций, выполняемых автоматически. Сформировавшись, привычка становится неотъемлемой частью образа жизни.
Привычка — вторая натура. Эта пословица помогает дать толкование определения привычка. Сформированная привычка становится неотъемлемой частью нашей жизни, а значит, и характера.
На привычку есть отвычка. Эта пословица говорит о том, что при желании человек может отказаться от привычки, особенно вредной.
Ожидаемый результат группы 2.
Синонимы к слову вред: повреждение, порча, потеря, убыток, осложнение и др.
Вредная привычка — это поведение человека, выполняемое автоматически, наносящее вред психическому и физическому здоровью. Привычка, которая мешает или не дает возможность человеку в течение жизни успешно реализовать себя как личность. Ожидаемый результат группы 3.
Здоровье — это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.
Обсуждение основной проблемы.
Многие вредные привычки могут впервые появиться в школьные годы. Однако не стоит обвинять во всем школьную обстановку, учителей, сверстников. Хорошие и плохие привычки мы приобретаем в семье. В какой же зависимости находятся эти составляющие: вредные привычки, здоровье и полезные привычки?
Что скрывается за полезными и вредными привычками? Что можно отнести к одним, а что к другим? На каком основании? Предлагаю каждой группе заполнить таблицу.
ПРИВЫЧКИ
Полезные Вредные
«Парад вредных привычек» поможет вам заполнить таблицу. Дети по очереди читают стихи, а родители отгадывают, кто это.
Обжора (с булочкой).
Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все и без разбора,
Потому что я...
Неряха (оборванный).
Честно я скажу ребятам:
Быть опрятным, аккуратным
Очень трудно самому.
Сам не знаю почему.
Вещи всюду я бросаю
И найти их не могу.
Что схвачу, в том и бегу.
Где штаны?
А где рубаха?
Я не знаю.
Я...
Хулиган (взлохмачен).
Прихожу когда из школы,
Не сажусь я за глаголы:
Я иду во двор гулять
И прохожих задирать.
Ваньке я синяк поставил,
Закурил я сигарету,
У Петра забрал конфету.
Знаю, в будущем году
Пиво пить уже начну.
Плакса (с носовым платком).
Плачу по делу, плачу без дела,
Всем своим плачем уже надоела.
Лишь утром вхожу в класс я,
Мальчишки кричат...
Телеман (в больших очках).
Не люблю решать задачи,
А люблю я передачи.
Целый день смотрю подряд
Фильмы, сказки, хит-парад.
Знаю: все это обман,
Но ведь я же...
Я б е д а.
Лишь услышу шум и гам,
Я бегу к учителям.
Говорю, что Дима с Петей
Подрались опять в буфете.
Тот контрольную списал,
Тот к уроку опоздал.
Саша взял пенал у Светы,
На уроке ел конфеты,
Не дежурил утром в классе,
Подарил он жвачку Васе.
Вроде я для всех стараюсь,
Но и тут опять беда:
Почему-то называют Меня ребята...
В р у н.
Я вчера был на Луне!
Что, не верите вы мне?
Лунный камень я привез,
Доставал рукой до звезд.
Погулял я по Луне —
Видел лунных человечков,
Перемолвились словечком.
Три руки у них, три глаза —
Не видал таких ни разу.
Погостил у них немножко.
Как понравилось там мне!
В с е.
Вы ему не верьте слишком,
Потому что он...
У ч и т е л ь.
Вы грустны, грязны, плаксивы,
Вы неряхи, вы ленивы,
И обжоры, и слепцы,
Словом, попросту глупцы.
Нам, увы, не по дороге,
Уносите, братцы, ноги!
Не найдете среди нас
Вы друзей себе сейчас!
Ожидаемый результат.
— Что же вы отнесли к вредным и полезным привычкам? Надеемся, что ваша таблица выглядит примерно так:
ПРИВЫЧКИ
Полезные Вредные
Здоровый образ жизни Чрезмерное употребление пищи
Правильное питание Телемания, игроманияПолноценный сон Постоянные жалобы
Соблюдение режима дня Обман
Соблюдение норм гигиены Курение
Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуального подхода. Рассмотрим некоторые из них.
Ситуация 1. Дети говорят неправду.
— Наверняка это случалось и до того, как малыши пошли в школу. Но вранье маленького ребенка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьезные неприятности и ставит иногда родителей в крайне неловкое положение. Мама восьмилетней Кати встретила както учителя дочери. Та сочувственно посмотрела на нее и спросила: «Ну, как у вас дела? Катюша рассказала о конфликте в семье. Надеюсь, все разрешилось». Мама чуть сквозь землю не провалилась.
Оказалось, что никаких проблем не было, просто дочь постоянно врала. Маме говорила, что им ничего не задают, а учителю — что не может делать задания из-за семейных проблем. Мама наказала дочь, но теперь не знает, как построить отношения с ней, чтобы подобная ложь впредь не повторялась. Что делать?
• Постарайтесь понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался.
• Исключите жесткие наказания, в том числе за ложь.
• Как можно чаще показывайте свою любовь ребенку.
• Постарайтесь сами при ребенке не ссылаться на мнимую болезнь, занятость, чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребенок возьмет с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.
Ситуация 2. Дети берут чужие вещи.
Воровство не всегда привычка. Дети могут просто не знать, что вещи бывают чужие. В воровстве детей часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако если дети крадут, не обращая внимания на окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит, это уже болезнь. Чаще же дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают дети из неблагополучных семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, только когда происходит что-то неординарное. А обделенные вниманием дети рады даже наказанию или скандалу.
Что делать?
• Ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничьтесь рассказом о своей и чужой собственности. Постарайтесь объяснить, что даже если они в чем-то очень нуждаются, воровство — не способ решения проблемы.
• Не осуждайте их публично. Если кража совершена в классе, не стоит посвящать в это учителей, родителей и одноклассников — с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.
• Не делайте негативных прогнозов относительно будущего своих детей.
• Не напоминайте им о проступке. Лучше подумайте о том, как вы можете вместе проводить с ними больше времени.
Ситуация 3. Дети говорят плохие слова.
Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: ругательства дети узнают задолго до того, как идут в первый класс. И конечно, произносят их до тех пор, пока не поймут, что это неприлично. В подростковом возрасте дети часто ругаются, чтобы почувствовать себя взрослыми и не зависимыми.
Что делать?
• Не используйте в своей речи ненормативную лексику.
• При каждом новом «словечке» ваших детей спокойно объясните им, что так говорить не стоит. Это плохо.
Ситуация 4. Дети ябедничают.
В начальной школе у детей складываются первые дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом.
Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, им не хватает внимания и общения, поэтому они хотят казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителей и ребят.
Что делать?
• Пресекайте подобные поступки или не поощряйте их.
• Объясните, почему людям не нравятся ябеды.
• Поясните, что жаловаться не то же самое, что рассказывать взрослым о чем-то опасном или угрожающем.
Ситуация 5. Дети курят.
Будучи уверенными, что их дети ничего не знают о табаке и алкоголе, взрослые не считают нужным объяснять, почему опасно знакомиться с такими веществами. Между тем установлено, что к семидевяти годам мальчики и девочки обнаруживают определенную осведомленность об одурманивающих веществах. Они могут перечислить марки табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Чем раньше дети знакомятся с одурманивающими веществами, тем выше риск, что в более зрелом возрасте у них возникнет пристрастие к алкоголю и курению.
Такая вредная привычка, как курение, появляется, как правило, в подростковом возрасте под влиянием дурного примера. Дети начинают курить, чтобы продемонстрировать свою взрослость и независимость. Наказания здесь не помогут. Проблема табакокурения становится с каждым годом все актуальнее, а возраст начинающих курильщиков — все моложе. Психологи выделяют возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к курению. В младшем школьном возрасте дети проходят через так называемый кризис семи лет. Он связан с изменением социальной позиции детей. Теперь они школьники: у них новые обязанности и возможности, новое окружение. Считается, что кризис семи лет — это рождение социального «Я» ребенка.
Наибольшую значимость для детей представляет все, что связано со школой: школьные успехи, отношение учителя и одноклассников и т.д. Ситуация в школе во многом может повлиять на их отношение курению. Дети, не нашедшие себя в школе, чувствуют себя изгоями, пытаются найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя атрибуты взрослости. Причем если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то в дальнейшем это становится способом получения положительных ощущений.
Важно объяснить опасность курения. Главный акцент стоит делать на значимых для мальчика или девочки моментах. Все дети мечтают быстрее вырасти, поэтому расскажите им, как курение влияет на рост. Все дети (особенно девочки) хотят иметь привлекательную внешность, и тут можно объяснить, что курение быстро старит и делает человека значительно менее привлекательным. Ну а если дети мечтают о спортивных рекордах, заниматься в спортивной секции, расскажите, что еще ни одному курящему не удавалось достичь высот в спорте.
Что делать?
• Позаботьтесь о том, чтобы у детей не формировался комплекс неполноценности. Нужно дать им шанс почувствовать себя хоть в чем-то успешными (спорт, опека младшего брата и пр.).
• Замечайте любые, даже малейшие продвижения в учебе.
• Информация о вреде курения должна быть понятной. Слишком частые разговоры на эту тему перестают восприниматься.
• Устрашающие рассказы о будущих болезнях на подростков действуют мало — юному возрасту свойственна уверенность: «Со мной такое не случится».
• Положительные примеры оказывают лучшее действие. Можно ненавязчиво предложить детям статьи о молодежных кумирах, которые относятся к курению резко отрицательно.
• В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии детей. Подведение итогов.
— Сегодня мы говорили о том, что понятия «вредные привычки», «полезные привычки» и «здоровье» взаимосвязаны. Здоровье является залогом успешного будущего, необходимым условием для реализации себя как личности.
Закончить наш разговор хочу притчей.
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!» Подошел мудрый старец и сказал: — Этот «божественный лист» прино3 сит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится. Купцы с радостью посмотрели на него. — Ты прав, о мудрый старец! — сказали они. — Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «божественного листа»?
И мудрец пояснил: — Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости... Отошли люди от купцов, задумавшись...