Классный час о правонарушениях 
Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение
Криничанская  средняя общеобразовательная школа
КОНФЕРЕНЦИЯ    
«ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»
                                                                                     
Автор: учитель немецкого языка   
Купянская Валентина Николаевна   
2016 год.
   Форма    проведения:  конференция.
Цель: 1. Познакомить учащихся с правилами,  регулирующими жизнь человеческого общества, 
2. Научить подростков предвидеть  возможность последствия  невинных, казалось бы , шалостей.
3. Воспитать чувство ответственности за свои поступки.
4. Воспитать уважительное отношение к закону.
                                           Подготовка
-подбор литературы и составление четырех докладов.
-изготовление для учащихся 10 – 15 экземпляров таблицы-памятки.
                                             Содержание классного часа   
      Учитель: Всем понятно, что человек – Существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Каждый  член общества – единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонность и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящих из других столь же  неповторимых индивидов. Так как же им следует  сосуществовать в одном доме, на одной улице, в оном городе и в одной стране? Об этом мы и поговорим на нашем классном часе «Закон и правопорядок". Закон все люди чтут, но что то за закон?И как в законе жить повелевает он?Иной мне говорит, что он есть у приказных,Где все дела вершат по силе прав указных.Судебные места законами полны,Но если б все дела так были вершены,Указные  правы как о том повелевают,То б не было тех душ, закон что заключают              
В экстрактах, в выписках, в чернилах и пере;И быть чтоб у судьи с подарком на дворе;
И в том, что в год один исписано стоп с десять.
Труды те тяжелы: когда их стать все весить,                                                             
Потянут больше ста, и больше двухсот пуд,В приказах сидя, что подьячие наврут.Достойно взятки брать, что день и ночь там пишут;Трудясь над вздором тем, спины и рук не слышут.Но польза такова изо всего вранья:Что там написано, не знает сам судья.Коль в том наш есть закон, чтоб Бога почитали,И ближним как себе во всем мы помогали;И, словом, чтоб Творца и ближнего любить,То можно без всего закон нам сохранить.
                        Мораль и аморальные поступки
Мораль – это совокупность правил, принятых в обществе и регулирующих поступки каждого члена этого общества. По словам Конфуция, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя,  и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».                                                                                                  
  Выполнение правил  морали привило бы к бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению, порой, то ли по незнанию, то ли просто  не желая считаться с окружающими, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.
   Ребята, попробуйте привести примеры  наиболее часто встречающихся аморальных поступков.
Учащиеся  говорят о грубости и хамстве, о неуважении к старшим, о сплетниках и клеветниках, о замусоривании территории, о неприличных надписях в подъездах домов и в лифтах и т.д.
 Правила морали нигде не записаны, но за их нарушения наступает моральная ответственность в виде морального осуждения нарушителя со стороны тех,  кто согласен с моральными нормами.и если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.                                                                              
Закон есть закон
Закон – нормативный акт, принятый  государственной властью и устанавливающий  общеобязательные правила поведения человека.
 За нарушение этих правил человек  подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как  преступление.
 Правонарушение -  антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных  правонарушениях.
Все мы, конечно, слышали о том, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.  Поэтому я предлагаю  вам познакомиться с некоторыми  статьями  Кодекса РФ  об административных правонарушениях.                                                                                                                              
Учащимся раздается таблица – памятка «Ответственность за нарушения общественного порядка».
Война на дорогах
А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой не замечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте. Пожалуйста , поднимите руку те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения. Только не стесняйтесь и голосуйте честно. 
  Учащиеся поднимают  руки  и оказывается, что почти все они «виновны».
 Спасибо за честное признание своей вины и давайте вместе попытаемся разобраться, какие опасности таят  в себе эти, казалось бы, «невинные шалости» на дорогах.
Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что  «невинные шалости» на дорогах могут принести:
- к  травмированию  беспечного пешехода;                                                          
      - к образованию аварийной ситуации;
     - к дорожно – транспортному происшествию.
А теперь я хочу познакомить вас с печальными данными статистики. Оказывается, что в России в автокатастрофах каждый год  погибают до 30 тыс. человек и получают увечья  до 200 тыс. человек. Эти жертвы сопоставимы с жертвами войны. Жуткие цифры.
 Так, может быть, пора прекратить эту «войну на дорогах»?
Сколько стоит глупость?
Ребята, а вы никогда не задумывались , во что  обходится государству нарушение его законов?                                                                                         
 
 Давайте попробуем рассчитать сколько стоит подобная глупость на одном простом примере. Итак, обычная ситуация. Завтра  - контрольная, а Артем не успел к ней подготовиться. Что же делать? И Артем придумал. Рано утром  в день контрольной он позвонил по телефону 02 и сообщил, что школа    заминирована. В милиции тотчас отреагировали на сообщении о теракте, и в школу прибыла  следственно-оперативная группа с кинологом и  служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, «скорая помощь» и группа МЧС. А ведь каждый такой «выезд» обходится государству в 23 тыс. рублей. Но кто же в гуманном обществе станет думать о деньгах, если под угрозой оказались  жизнь и здоровье детей?..  И вот служебная собака в течение  2-3 часов тщательно, метр за метром, обнюхивает всю школу в поисках взрывчатки. Врачи готовятся к оказанию помощи возможным жертвам теракта.  Пожарные готовятся к тушению пожара. Взрослые дяди и тети готовы грудью защитить жизни детей. И, наверно, видя все это, Артем и сам  жалеет о своем поступке. Ах, если бы можно было  все вернуть назад. Но нет, преступление совершено и отвечать за него придется.
 Статья 207 Уголовного кодекса РФ гласит:
«Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность  гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба  либо наступления иных  общественно опасных  последствий, - наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ…»
  Конечно, платить за  Артемову глупость  придется  его родителям, и вряд ли они воспримут его поступок как невинную детскую шалость.
  А теперь немного статистики. Ежегодно в каждом крупном городе России по телефону 02 принимается   в среднем до 200 заведомо ложных сообщений.  Из них от 60 до 80 – сообщения о «заминировании»  учебных заведений.
  Печально, но оказывается, что безответственные поступки люди совершают не только в подростковом возрасте. А государство вынуждено тратить  колоссальные средства на защиту от глупости.
  Ребята, давайте рассчитаем, сколько тратит наш город  каждый год на проверку 200 подобных звонков.
  Учащиеся производят расчет:
23000 руб.  200 = 4 600 000 = 5 млн. рублей
Не слишком ли дорогое «удовольствие»?
                                               Закон или анархия?
Приходит время,  и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик,  но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбтрают  здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где  побеждает сильнейший и где царит хаос и  анархия.
   Мы с вами подсчитали, во что обходится государству некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание полиции и ГИБДД, судов и прокуратуры, колоний для малолетних преступников, тюрем, лагерей
 и т.д. А ведь эти деньги могли бы быть истрачены на развитие  культуры и искусства, на здравоохранение и образование, на строительство новых жилых домов, заводов, стадионов,  бассейнов и т.д.
   Получается, что чем ниже уровень преступности, тем богаче общество.  А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе социальных причин для возникновения преступности.
Заключение
Учитель: Так что же выбираете вы? Закон и порядок или хаос и анархию?
Учащиеся обсуждают поставленный вопрос и выбирают закон  и порядок.
 Ваш выбор лишний раз подтверждает  правильность исторического выбора  всех цивилизаций закона  и порядка.  Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.   
Законом быть должна меж нами добродетель,А права, истины ей только лишь свидетель.Покровом быть в бедах вдовам и сиротам,Без всех гражданских прав удобно можно нам.Правдивого закон не сделает неправым,И истина воздаст за злости всем лукавым.Когда б все правдою старались в свете жить,На что бы нам экстракт и выписку чертить!Мы видим из того, что права для безбожныхВсе сделаны, для их клевет на правду ложных,Которыми по всем местам наполнен свет.Но правда где живет, то там закону нет.Кто добродетели в закон себе имеет,То злоба на того восстать уже не смеет.Она его бежит, как вихря пыль и прах;Ему равно прожить в веселье и в бедах.Он истины вовек неправдой не погубит;
Ему то и закон, что ближнего он любит.