Текст к презентации из опыта работы Традиции и праздники русского народа
Рязанцева Наталья Викторовна
музыкальный руководитель структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №3 имени М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области «Детский сад «Волна»»
Текст
к презентации «Традиции и праздники русского народа»
(из опыта работы).
Слайд 7 - Осень
С приходом осени заканчивались полевые работы и приходило время посиделок.
На посиделках проходит основная зимняя работа: прядение шерсти, вязание. Посиделки разделялись на два вида 1-работа для себя,2- работа которую делают для кого-то –проходила веселее, чувствовалась взаимопомощь. Были чисто девичьи посиделки, где парней приглашали только на праздничные посиделки, а где – то проходили и смешанные, где парни присутствовали постоянно. Мы в детском саду проводим капустные посиделки и посиделки супрядки.
Слайд – 8 -10
27 сентября капустные посиделки – толока – массовая рубка капусты. Хозяева избы, где шла рубка капусты пекли пироги с капустой, по окончании работы угощали всех и веселились.
Слайд -11-12
С 14 октября посиделки -Супрядки –пряли пряжу –приходили к хозяйке, которой нужна была помощь девушки в обед, она угощала их обедом, и садились прясть до 12 часов ночи, а иногда и до утра. Не пряли только в субботу и в воскресенье.
Слайд -13 -Наступила зима
Слайд – 14-16
Коляда –так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями.
Колядовать начинали дети, молодые парни и девушки, Они пели под окнами изб колядки и получали за то различные угощения.
Колядовали на Руси всяк на свой лад. Рядились во всякое -как правило, колядовали парни –надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных медведей, баранов, коз и.т.д..
Дети всегда ждут с нетерпением прихода колядок, им нравится ходить и рассказывать колядки, петь песни, а в особенности получать подарки. Принося в детский сад мешок на угощенья, они делятся им с детьми других групп.
Слайд -17 -18
Масленица – содержит в своём содержании обрядовую символику масленичныхОбычаев связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.
Этот праздник олицетворение пробуждения природы от зимней спячки, означал начало весенних работ в поле.
Любили на Руси Масленицу –праздник весёлый, озорной, отчаянный.
Степенный народ встречу Масленицы начинал посещением родных. Все дни Масленой недели имеют свои особые названия» встреча-понедельник, заигрыш – вторник, лакомка – среда, разгул, перелом, широкий четверг – четверток, тёщины вечёрки – пятница, золовкины посиделки – суббота, проводы, прощанье, целовальник – воскресенье.Слайд – 20 -Праздник берёзки
Семик – семицкая неделя. Седьмая неделю от пасхи, которая называется семицкой, а четверг семиком. В народе говорили так «С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланяется». Семицкая неделя зелёная, зелёные святки. В семик девушки шли в лес сплетали себе венки. Говорили хорошие слова берёзке, чтобы природа отдала свои дары, чтоб урожай был таким, сколько листьев у берёзы. Водили красочные хороводы, пели песни, гадали о замужестве и девичьей судьбе.
Во все времена почитали, берегли родную землю русские люди, воспевали её природную красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к берёзоньке белой, реченьки быстрой, травушке шелковой, к рябине кудрявой, солнышку красному
Слайд -24 - 26
В современное время русское народное творчество получает всё большее признание. Оно стало широко пропагандироваться, на его традициях создаётся новое народное искусство, которое отвечает потребностям нашей жизни, новым эстетическим направлениям. Русские народные праздники имеют огромную воспитательную ценность для подрастающего человека. Они воспитывают у него любовь к Родине, своему народу, природе, формируют лучшие чувства ребёнка, вызывают желание что –то сделать самому, перенимая несложные приёмы исполнения песен и танцев, припевок, потешек.
Мы видим, что в народных праздниках с их традициями заключён богатейший воспитательный материал, используя который мы вводим ребёнка в более широкий мир деятельности человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах.