Игра-путешествие по ЗОЖ Я зхдоровье сберегу, сам себе я помогу!
«Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу»
(игра – путешествие)
Цель: показать важность использования здоровосберегающих технологий в учебной и воспитательной работе.
Задачи:
- формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
- развитие у обучаемых активной позиции по отношению к сохранению своего здоровья;
- рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека;
- содействовать развитию у детей умения общаться и работать коллективно;
- организовать деятельность учащихся по применению ранее полученных знаний в ходе игры.
Место проведения: кабинеты школы, спортивный зал, библиотека, столовая.
Участники: 1 - 4 классы.
Ход мероприятия
Построение на линейку.
Ведущий:
- 7 апреля Всемирный День Здоровья. Здоровье – самое замечательное состояние нашего организма. Когда мы с вами здоровы, чувствуем себя хорошо, мы спокойны. Учеба и работа доставляют нам удовольствие. Мы легко занимаемся спортом и с радостью развлекаемся. Сохранение и укрепление здоровья – дело каждого человека. Сегодня мы проводим игру- путешествие «Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу».
Путешествуя по станциям вы узнаете много нужного и полезного для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровья.
Командирам класса выдаются маршрутные листы.
Дети вместе с классными руководителями путешествуют по станциям.
Станции.
1. «Глаза – главные помощники человека»
2. «Здоровое питание»
3. «Лекарственные растения»
4. «Спортивная»
5. « Отдых – это здорово!»
6. «Чтобы уши слышали»
7. «Дыхательная гимнастика»
8. «Осанка - стройная спина»
9. «Рабочие инструменты человека»
Станция 1. «Глаза-главные помощники человека»
- О чем первая страница, вы узнаете, отгадав засадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят» (глаза).
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Ночью лучше всех видит сова. Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза огромная, а отдыхают они только во сне. Мы с вами знаем, что нужно делать, чтобы сохранить хорошее зрение.
Умываться по утрам.
Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день,
Сидеть не ближе 3 м от телевизора,
Не читать лёжа.
Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
Регулярно делать гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
• Оздоровительная минутка.
1. Гимнастика для глаз.
1. На экране цветные фигурки (круг, квадрат, треугольник и др.) Упражнение выполняемся стоя. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории.
(Можно указать на лазерную указку и отправиться вместе с ней в путешествие.)
2. Зажмурить глаза, а потом открыть их. Повторить 5 раз.
3. Вытянуть вперёд руку. Следить взглядом за ногтем пальца, медленно приближая к носу, а потом медленно отодвигая обратно. Повторить 5 раз.
4.Расширяем поле зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
Станция 2. «Здоровое питание»
Место проведения: столовая.
Ведущий:
- Не секрет, оттого, что и как мы едим, зависит наше самочувствие. Пища - главный источник энергии, благодаря которой мы можем плодотворно жить и работать. Но нельзя забывать, что один и тот же продукт может послужить для нашего организма как живительным источником силы, так и смертельным ядом. Питание и хорошее самочувствие – две стороны одной медали. Мы не можем нормально работать, учиться, заниматься спортом или любым другим делом, когда организму не хватает белков, витаминов или микроэлементов.
Беседа о полезных продуктах.
Ведущий:
- Ребята, а вы знаете полезные продукты? Назовите наиболее полезные продукты питания.
Дети делятся на три группы. Проводится конкурс.
Составляется меню завтрака, обеда, ужина.
Подводится итог. Правильно или не правильно составлено меню.
Ведущий:
Основные правила рационального питания.
1. Пищу необходимо принимать 3 -4 раза в день.
2. Садиться за стол надо с ощущением голода.
3. Пищу следует принимать в определенные часы.
4. Во время еды не следует смотреть телевизор, читать.
5.Большое внимание следует уделять пережевыванию пищи.
6. Нельзя переедать!
7. Нельзя употреблять слишком горячую или холодную пищу.
8. Овощи лучше употреблять сырыми.
9. Необходимо исключить из употребления пепси, колу, фанту.
10. Не забывайте о необходимости и полезности приема фруктовых и овощных соков.
Работники столовой угощают детей витаминным напитком.
Станция 3. «Лекарственные растения»
Место проведения: школьная библиотека.
Ведущий:
- Здравствуйте ребята. Вы прибыли на станцию «Лекарственные растения. Болеть могут все: и люди и животные. Но кто пропишет дикому зверю рецепт? Зверь лечится сам в лесной аптеке, чутьем отыскивая растение, которое может его исцелить.
Еще в древние времена индейцы Южной Америки заметили, что больные пумы грызут кору какого-то дерева. Они попробовали лечить отваром этой коры людей, мучившихся лихорадкой. «Пумье» лекарство помогло. Так было открыто хинное дерево. Хинин, который добывают из его коры, стал всемирно известным средством от малярии. В древние времена, сила скрытая в растениях, казалась людям из-за недостатка их знаний волшебной, колдовской. Верили, что есть травы, которые могут указать, где спрятан клад, могут отбить память. Казалось чудом, что корень женьшеня возвращает ослабевшему, усталому человеку силы. Со временем наука смогла объяснить, почему нас лечит то или иное растение, а фантастические вымыслы были развеяны. Множество целебных растений используется в медицине, служит людям и сейчас. Некоторые лекарственные растения разводят на плантациях, например перечную мяту, с которой каждый, кто не ленится чистить зубы, встречается по утрам. Приятный запах и свежесть зубному порошку придает ментол – главная часть мятного масла. Ментол есть и валидоле и в других сердечных и успокаивающих лекарствах, в мятных пряниках, в мятной карамели, которая входит в рацион космонавтов. Наша страна богата дикорастущими лекарственными растениями. В лесу растет ландыш, из которого приготовляют лекарство для больного сердца, валерьяна, которая действует успокаивающе, зверобой, про который в народе говорили, что он помогает от 100 болезней.
Выставка книг «Лекарственные растения»
Викторина.
1. Какой цветок лечит сердце? (ландыш)
2. Какое растение богато витамином С? (шиповник)
3. Какое растение используют для лечения ран и ссадин? (подорожник)
4. Какое растение определят даже слепые? (крапива)
5. Какие растения используют для лечения простуды? (малину, липу)
(Ответы дети находят среди открыток с изображением лекарственных растений)
Как правильно собирать лекарственные растения (правила).
Собирают лекарственное сырье в хорошую погоду, когда роса уже обсохла. Нужно помнить, что многие растения содержат ядовитые вещества.
Поэтому не следует брать их в рот, нельзя во время сбора растений прикасаться руками к глазам. После сбора руки необходимо тщательно вымыть. Нельзя собирать загрязненные и больные растения. Собирая лекарственные травы, нужно всегда оставлять часть их неприкосновенными, чтобы сохранить эти ценные растения и на будущее.
Станция 4. «Спортивная»
Место проведения: спортивный зал.
Ведущий:
- Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на станции «Спортивная». Вы, знаете какой сегодня день? (Всемирный день здоровья)
Ведущий: О здоровом смысле жизни
Обсудить вопрос должны мы,
Как прожить нам много лет?
Как достичь больших побед?
Стать веселым и успешным,
И здоровым быть, конечно!
Не брюзжать, не унывать,
Пред трудностью не пасовать!
Не бояться сквозняков,
Позабыть про докторов!
Есть один простой рецепт:
Спорту - Да!
Болезням - нет!
Проводится конкурс «Самый спортивный класс».
Дети делятся на две команды. Одна команда выполняет прыжки через скакалку, другая команда считает количество прыжков. Потом наоборот.
Подводится итог: общее количество прыжков.
Станция 5. «Отдых – это здорово!»
Место проведения кабинет музыки.
Ведущий:
- Здоровый образ жизни - это не только занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, правильного питания, но и правильный отдых. Конечно, наш организм просто устанет от постоянной учебы и долгой тренировки. Организм должен иметь возможность для нормального восстановления сил. Надо уметь планировать свой день, чтобы времени хватало не только на учебу, труд, занятие спортом, но и на активный отдых. Танцы под музыку – это здорово, они не только способствуют развитию двигательных умений, но и поднимают настроение, улучшают самочувствие.
(Дети танцуют под музыку)
Ведущий:
- Умение правильно распределять свое время, чтобы не переутомлять организм, сочетать умственные и физические нагрузки, отдых и труд – это и есть рациональный режим дня, путь к здоровому образу жизни.
Станции 6. «Чтобы уши слышали»
- Прослушайте диалог («исполняют»- двое детей):
- Здравствуй, тётя Катерина!
- У меня яиц корзина.
- Как поживают домашние?
- Яйца свежие, вчерашние.
- Ничего себе вышла беседа.
- Авось распродам до обеда.
- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга? Слух большая ценность для человека. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми органами (сердце, печень, желудок и др.) работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения. Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин. Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы сберечь органы слуха.
- Защищать уши от сильного шума.
- Защищать уши от ветра.
- Не ковырять в ушах.
- Не сморкаться сильно.
- Не допускать попадания воды в уши.
- Правильно чистить уши и мыть каждый день.
• Оздоровительная минутка.
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек, отпустили, нажали, отпустили.
Массируем круговыми движениями вес ухо. В одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.
Теперь найдём мочку уха и хорошенько её помассируем.
Станция 7. «Дыхательная гимнастика»
- Мы с вами знаем, что важное условие правильного дыхания - дышать носом. Дыхание ртом более поверхностное, организм получает меньше кислорода. Очень важно учиться правильно дышать, глубоко, ровно, ритмично, увеличивать объём каждого вдоха, уметь распределять воздух во время разговора, чтения. Что значит правильно дышать?
- Дышать носом, тогда холодный воздух будет согреваться.
- Дышать чистым воздухом.
- Выполнять дыхательные упражнения.
• Оздоровительная минутка.
1.«Шарик»
Представьте, что вы воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре -делаете четыре глубоких вдоха и задерживаете дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхаете.
2.«Ветерок»
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
З. Скороговорки (по выбору учащихся).
4. Каша кипит. Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
Станция 8. «Осанка - стройная спина!»
- Как вы думаете? Приятно смотреть на стройного человека? Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно сформирован скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности. Неправильная осанка делает спину кривой и некрасивой, развивается сколиоз, который лечится долго, иногда даже в больнице. Давайте вспомним правила, как вырабатывать правильную осанку.
- Правильно сидеть за столом, на стуле. Не горбиться.
- Носить учебные вещи в ранце, на спине.
- При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
- Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.
- Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
• Оздоровительная минутка
1.Ходьба на месте; на носках, руки вверх; на пятках. Руки за голову.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
2.«Ёлочки»
«Ели» - стоя на носках, руки вверх.
«Ёлки» - руки в стороны.
«Ёлочки» - присесть, руки вперёд. Следить за спиной, спина прямая.
Есть в лесу три полочки: ели, ёлки, ёлочки.
Лежат на елях небеса.
На ёлках - птичьи голоса,
Внизу на ёлочках - роса.
3. Самокоррекция.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка - высший класс!
Станция 9 «Рабочие инструменты человека»
- Отгадайте загадку и узнаете нашу следующую страницу. Что мягче всего на свете? (руки). Руки наши - труженицы. Рабочие инструменты человека. С рождения им нет покоя. Человек своими руками может сделать столько прекрасных дел! И чтобы они не уставали, были хорошими нашими помощниками нужно о них заботиться.
- Нужно чаще мыть их с мылом.
- Регулярно стричь ногти.
- Делать зарядку.
- Играть в подвижные игры с мячом,
- Делать массаж рук, каждого пальчика.
• Оздоровительная минутка.
- Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
- Возьмите в руки простой карандаш и покатайте его между ладошками.
- Правой рукой массируем каждый палец на левой руке. Тоже сделаемс правой рукой. Начнем уделять внимание каждому суставчику, тщательноего растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга,указательного - улучшает работу желудка, среднего - кишечника ипозвоночника, безымянного - печени, мизинец помогает работе сердца.