Статья на тему как повысить интерес к чтению


Как повысить интерес к чтению у младшего школьника?
Родителей часто тревожит вопрос, в каком возрасте надо учить ребенка читать? Ответ многих удивит: с пеленок. Кроха прислушивается к словам взрослого еще до рождения, так почему после того, как он появился в этом мире, мама переходит только на «понятный» малышу язык? Уже в этом возрасте надо начинать читать разные (даже не детские) книги вслух. Пусть младенец еще не все понимает, но он чувствует, что читают именно для него.
Когда ребенок подрастет, то сам будет выбирать себе книжки с картинками, которые он будет рассматривать, слушая уже в который раз «колобка» или «репку». В это время важно показать бережное отношение к книге. После прочтения обязательно надо поставить ее на полку, нельзя небрежно бросать книжку на стол, ведь карапуз все замечает и копирует действия взрослых.
Скоро ребенок захочет научиться читать самостоятельно. И тут главное, не пропустить момент. Дети быстро переключаются с одного занятия на другое. Легче всего чтение дается трехлетним малышам. Не надо сразу заучивать все буквы, а лучше, выучив несколько звуков, попытаться сложить их в слоги. Детишки любят подражать, и скоро они начнут «учить» свои игрушки.
Примерно с пяти лет, детей заинтересует элемент соревнований: кто больше букв запомнил, а потом, кто больше книг прочитал. Чем шире круг интересов ребенка, тем сильнее у него тяга к знаниям. В этом возрасте нельзя отмахиваться от почемучки, а надо взять энциклопедию и вместе найти ответ на интересующий вопрос.
Читать надо каждый день, сначала взрослый ребенку, а потом наоборот. Пусть это станет неким ритуалом, например, перед сном. Главное, найти ту литературу, которая будет интересна малышу. Иногда его может заинтересовать обычная вывеска на магазине или на торце дома. Что ж, и это тоже надо прочитать.
Когда кроха уже научился читать, но иногда ленится, поддержать заинтересованность поможет такая хитрость: при чтении надо резко остановиться на очень интересном месте, и, сославшись за срочную занятость, выйти из комнаты. Малыш не будет ждать, и сам дочитает до конца.
А не задумывались ли вы, в том, что круг читательского интереса у городских и сельских детей бывают разными?
Так в чем же отличие круга читательского интереса городских и сельских школьников?
В селах уровень образования отстает. Для сельских детей нужно создать больше возможностей для обучения. Как правило, они прилагают больше усилий. У городских детей больше возможностей, широкий доступ к информации. Всем известно, что в селе возможности ограничены, нет того же Интернета, информации мало. В сельских школах репертуар книг ограничена. У них нет такого количества библиотек, как в городе.
Сельские библиотеки в основном тесно связаны со школьной библиотекой. Поэтому сельские школьники часто посещают библиотеку с целью быть готовым к уроку. Они читают в основном научные, или художественные литературы.
Так же, круг читательского интереса у сельских школьников связана с семейным чтением. Многие родители
У городских школьников меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, "мозаичным", "клиповым" (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно в повестях и романах);
Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате - детективам, триллерам, "фэнтези", "ужасам", "кинороманам");
Предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей иллюстрированных журналов и комиксов).
Происходит "клиширование", упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей).
Сегодня книгой стали «пользоваться» а не читать, книга, превратилась в источник информации, и чтение - в способ её получения.
Таким образом, родителям нельзя забывать и о личном примере. В той семье, где любят читать, и ребенок отставать не будет. Если все сделано правильно, то в школе проблем быть не должно, ведь любовь к книге должна закладываться с рождения.
Статью написала учитель начальных классов «Оргетской СОШ им Т.И.Петрова»
Михайлова Нюргуяна Егоровна