Цикл занятий Ознакомить подростков с понятиями толерантность и толерантная личность
Если брат ваш - не вашей масти, Нужны все на свете!
Разве в этом он виноват? Нужны все подряд -
Вы же рвёте его на части, Кто делает мёд
Словно он вам уже и не брат. И кто делает яд.
Борис Заходер
1.1. Актуальность, цель, основная идея, задачи тренинга.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитиичеловека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активновключается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваиваетразличные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Одна из главных задач предлагаемого тренинга - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление старшеклассников не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, которую читает ведущий, используется групповой "мозговой штурм" по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими, кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности. В ходе тренинга подростки, работая с понятием "толерантность", открывают его новые грани и аспекты.
Важной темой тренинга является раскрытие понятий "толерантная" и"интолерантная" личность. Для успешного формирования толерантныхустановок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основныеразличия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.
Толерантность. Как мало пока в этом слове для сердец и жителей России и стран Содружества! Оно воспринимается, как заморская диковинка. Но ещё совсем недавно, по историческим меркам, как непривычные, воспринимались и слова: гуманизм, альтруизм, академия, университет и многие родившиеся в других языках, через века прописавшиеся в нашем обыденном сознании. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществовании я человечества, а не конфликтов.
- А что в вашем понимании означает слово «толерантность»?
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах; оно зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность -готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещь, во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, политических и религиозных взглядов. В Китае быть толерантным значит позволять, проявлять великодушие в отношении других. Для арабов толерантность - прощение, сострадание, терпение, расположенность, в персидском языке - выносливость, готовность к примирению. В русском - существует слово терпимость (способность мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других), а термин толерантность (в медицине и гуманитарных науках)означает отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор.
Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности,предполагает, что мы сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Цели программы:
Ознакомить подростков с понятиями "толерантность" и "толерантнаяличность", критериями и социальными проявлениями толерантности инетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.
Дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих.
Обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;
Развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения;
Обучение толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Сформулировать представления о «факторе объединения» данной группы.
Вводная часть
Цель: введение в проблему.
Процедура проведения. Принимаются правила работы в группе (смотриприложение 1.1).
Приветствие. Здравствуйте, меня зовут. Многие из вас, наверное, знает или слышали о толерантности. Сегодня мы постараемся ещё раз подробнее познакомиться с понятием толерантность и основными чертами «толерантной» личности. Толерантность в переводе с латинского языка означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них:
сотрудничество, дух партнерства;
отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;
терпимость к чужим мнениям;
признание своего равенства с другими.
Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждыйчеловек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантныепоступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности? Это: расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.), умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.
Место проведения: тренинг может проводиться на классных часах в учебном кабинете или актовом зале.
Возраст участников: 14-16 лет.
Продолжительность каждого занятия: 45-60 минут (всего в тренинге 5 занятий).
Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.
Основные принципы групповой работы:
Информированность. Участники должны знать о целях, задачах работы, привалах всех упражнений.
Конфиденциальность. Это этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия каждого участника.
Добровольность. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях. Также любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении всем участникам.
Безопасность. В группе недопустимы физическая и вербальная агрессия как со стороны участников, так и со стороны ведущего. Возможно высказывать свои чувства, но недопустимо давать оценки (особенно негативные) поведения и высказываний других участников тренинга.
Занятие первое. «Это сложное слово - толерантность».
Цель занятия:
познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости,
показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.
Вводный этап. Упражнение «Чем мы похожи».
Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
Необходимое время: 5-10 минут.
Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.
Обучающий этап. Работа с термином «толерантность».
Задача работы: знакомство с определениями толерантности.
Возможно использование приема рисования "Эмблема толерантности".
Материалы: бумага, фломастеры, маркеры.
Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):
Сотрудничество, партнерство.
Готовность мириться с мнением другого человека.
Уважение чувства человеческого достоинства.
Уважение прав других.
Принятие другого таким, какой он есть.
Способность поставить себя на место другого.
Уважение права быть другим.
Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..
Признание равенства других.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
Далее участникам предстоит пофантазировать и создать эмблему толерантности,
которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах. Процесс рисования занимает 5 мин. После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на группы на основе сходства между рисунками. Каждая из образовавшихся групп объясняет, что общего в их рисунках и придумывает лозунг толерантности.
Работа с понятием «толерантная личность».
Задача работы: знакомство со свойствами толерантной личности.
Возможно использовать прием «Мозговой штурм», при котором на доску записываются свойства, предложенные участниками группы, вырабатывается итоговое определение толерантной личности.
Свойства толерантной личности:
признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);
уважение культурной самобытности и языков других наций;
сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
позитивное отношение к людям других национальностей.
Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.
Свойства интолерантной личности:
ставить себя выше остальных;
отсутствие чувства солидарности;
неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
пренебрежительное отношение к другим людям
Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей. Она способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.
Дискуссия. Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).
оскорбления, насмешки;
игнорирование (отказ в беседе, в признании);
негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
преследования, запугивания, угрозы;
дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);
расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
осквернение религиозных или культурных символов;
религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
изгнание (официальное или насильственное);
репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Заключительный этап. Упражнение «Синквейн "Толерантность"».
Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк:
1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Индивидуально или в парах участники пишут синквейны, потом проводится анализ и составляется общий синквейн.
Занятие второе. "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"
Цель занятия:
помочь участникам определить главную причину нетерпимости в мире - различие между людьми;
помочь подросткам понять, что «отличный от меня» не значит «плохой» и осознать «красоту различий».
Вводный этап. Упражнение «Приветствия».
Задача упражнения: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.
Необходимое время: 5-10 минут.
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.
Обсуждение упражнения:
какую роль играют приветствия в нашей жизни?
попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия?
было ли трудно здороваться каким-то способом?
показались ли какие-то из приветствий смешными?
как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.
Упражнение « А я считаю ».
Задачи упражнения:
осознать возможность сосуществования различных мнений;
осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
научится правилам грамотной и корректной дискуссии.
Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения.
Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:
Самый важный предмет - математика.
Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.
Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
Не иметь высшего образования - стыдно.
Самая классная музыка - рэп.
«Кока-кола» вкуснее «Фанты».
Изучать иностранный язык легче, чем физику.
Война - это всегда плохо.
Обсуждение упражнения:
Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
А теперь давайте попробуем создать своеобразный словарь слов, которые так или иначе связаны с понятием «толерантности».
Упражнение «Толерантный словарь».
Задача занятия: исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности и разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми
Оборудование: список понятий, бумага и фломастеры или карандаши для каждой команды.
Разделите участников на небольшие группы (по 3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов бумаги и карандаши. Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание.
Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.
Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме.
После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова:
было ли трудно угадывать?
а рисовать?
какие слова удались легче, какие - труднее?
почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?
Занятие третье. «Нетерпимости – нет!».
Цель занятия:
дать возможность подросткам попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию.
Самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в обществе является сфера отношений между различными этническими группами. На планете есть определенные зоны межэтнической напряженности, зараженные этническим насилием, которые порождают потоки мигрантов. Мы с вами можем наблюдать таких людей, которые вынуждены покидать свою родину и жить в другой стране. Нередко представители других национальностей подвергаются насилию, унижению, известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В обществе существуют негативные стереотипы и предубеждения по отношению к людям другой национальности или религии.
Мы с вами сейчас выполним упражнения, которые помогут нам осознать себя в разных ролях. Способность ставить себя на место другого человека является основой толерантности, поэтому, испытав однажды неожиданные для себя чувства, вы, как участники тренинга, сможете иначе отнестись к проявлениям нетерпимости и их жертвам.
Упражнение «Ярлыки».
Задача упражнения:
дать участникам возможность почувствовать себя на месте "стигматизированных" (отмеченных "ярлыком") людей;
помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.
Оборудование: наклейки с надписями, материалы для задания.
Вам потребуются наклейки с различными определениями, например: "ленивый", "умный", "лидер", "равнодушный" и т.д.
Подойдите к каждому из участников и наклейте на грудь одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены и запретите смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание (например, нарисовать или сочинить что-нибудь). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.
Обсуждение:
что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете?
всем ли досталась одинаковая работа?
как это связано с наклейками?
существуют ли "наклейки" в реальной жизни?
всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному?
влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?
если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?
Упражнение «Разный старт».
Задача упражнения:
познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру;
обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию;
Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.
Вам потребуется придумать какое-нибудь простое творческое задание. К примеру, составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.
Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.
Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.
Обсуждение.
Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы.
позвольте им выразить свои все чувства;
что они почувствовали, когда получили непонятное задание?
как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим?
что они чувствовали, когда их ругали и игнорировали?
как чувствовали себя члены остальных групп?
хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или им, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали?
почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет?
если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить?
как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка?
делает ли общество для них поблажки?
как ведут себя члены общества по отношению к ним?
можно ли что-то изменить в нашем поведении и в обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче?
нужно ли что-то менять?
кто является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.)?
Домашнее задание: спросите старших членов своей семьи, с какими трудностями им приходилось сталкиваться, когда они только начинали искать работу, поступать в институт, переезжали в другой город и т.д. Были ли вокруг них люди, которые им помогли или наоборот не поддержали в трудную минуту?
Занятие четвертое. «Разрушь пирамиду ненависти».
Цель занятия:
познакомить учащихся с основными видами проявления нетерпимости – стереотипами и предрассудками;
обсудить проблемы нашего общества (отношение к национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).
На этом занятии мы с вами попытаемся разрушить пирамиду ненависти, которая строится из предрассудков и стереотипов, дискриминации и насилия. Порой очень сложно распознать эти «кирпичи пирамиды» в себе и окружающих людях. А еще сложнее понять их вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Стереотипы есть у каждого из нас и это – естественный способ познания мира. Но эти стереотипы не должны быть ложными и приносить другому человеку зло и жестокость.
Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». СТЕРЕОТИПЫ – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки хоть в малых количествах да употребляют наркотики».
Упражнение «Христиане – мусульмане».
Задача упражнения: исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни.
Оборудование: листы - опросники.
Разделите участников на несколько групп. Каждая группа будет работать с одним из листов - опросников. Каждый участник самостоятельно заполняет рабочий лист. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.
Вы можете работать с теми национальными группами, которые являются актуальными для вашего региона, класса, города и т.д.
Обсуждение.
было ли трудно заполнять рабочие листы?
если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло?
совпадают ли мнения всей группы?
действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах?
каким образом у вас сформировалось именно такое мнение?
влияют ли на ваше мнение стереотипы?
Листы - опросники
ХРИСТИАНЕ (или русские)
Мы все знаем, что русские любят...
Русских можно отличить по...
Русские всегда поступают...
Все остальные считают, что русские...
МУСУЛЬМАНЕ
Мы все знаем, что мусульмане любят...
Мусульман всегда можно отличить по...
Мусульмане всегда поступают...
Все остальные считают, что мусульмане.
ЕВРЕИ
мы все знаем, что евреи любят...
евреев можно отличить по...
евреи всегда поступают...
все остальные считают, что евреи...
Предрассудки. Дать понятие «предрассудка». Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.
Упражнение «Ролевые ситуации».
Задача упражнения: познакомить подростков с различными видами предрассудков.
Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии.
Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.
Обсуждение:
что общего во всех проигранных сценках?
познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке?
почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?
как чувствуют себя жертвы предрассудков?
заслуживают ли они такого обращения?
попросите участников вспомнить, случались ли с ними ситуации, когда они становились жертвами предрассудков?
как они себя вели, кто им помог?
как можно предотвратить подобные ситуации?
Сценарии.
Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему "ты не мужчина".
Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его для нее в секонд-хэнде. Девочки сказали "значит, ты бедная" и не захотели с ней играть.
Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.
Зарина - мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в школьной столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.
Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - мусульманин. Реакция родителей негативная.
Недавно в классе узнали, что Расул - мусульманин. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат – террористы.
Занятие пятое. «От слов – к делу».
Цель занятия:
Помочь подросткам понять и решить, какие конкретные действия может предпринять каждый человек в собственной жизни, чтобы не допустить проявлений нетерпимости по отношению к другим людям в окружающем мире.
Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя, должны быть готовыми применять полученные на тренинге навыки в различных реальных жизненных ситуациях.
Это занятие поможет вам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни и возможные способы реакции в таких случаях.
Оборудование: карточки по числу подгрупп, разные предметы для костюмов.
Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.
Затем пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует. После этого вся группа должна ответить на вопросы:
что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?
что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?
могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?
Обсуждение:
попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;
как они вели себя в таких случаях?
что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?
что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?
что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?
Карточка 1. КЛИЧКИ.
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то обидные. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".
Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
Карточка 2. СВАСТИКА.
На стене школы вы увидели свастику. Ваши действия:
Пройду мимо и не замечу
Напишу рядом "смерть всем черным"
Незаметно сотру ее
Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
Карточка 3. АНЕКДОТЫ.
Все вокруг смеются над армянами и чукчами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты при этом очень смешные.
Я тоже вспомню парочку анекдотов и расскажу.
Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.
Попрошу не рассказывать таких оскорбительных анекдотов.
Карточка 4. ВОЙНА.
Один ваш друг в компании рассказывает, что все арабы и вообще мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:
Сделаю вид, что не услышал этой реплики.
Объясню друзьям, что это - предрассудок.
Карточка 5. РАСИЗМ.
В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.
Я послушаюсь папу, все-таки он – взрослый.
Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.
Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что мой друг - интересный и талантливый и проблема будет решена.
Заключение к тренингу. На занятиях нашего тренинга мы с вами учились быть толерантными, пытались сдать своеобразный тест на толерантность, экзамен на человечность и понимание. Ключи к упражнениям, в которых вы участвовали, – это наши человеческие качества, и очень хотелось бы, чтобы эти качества были с вами всю жизнь.
В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными и человечными!
Список использованной литературы.
1.Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.
2.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
3. Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.
4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.
5. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.
6. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/.
Черты толерантной личности, характерные для данной группы
№
п/п
Черты толерантной личности
Колонка В
1.
Расположенность к другим
2.
Снисходительность
3.
Терпение
4.
Чувство юмора
5.
Чуткость
6.
Доверие
7.
Альтруизм
8.
Терпимость к различиям
9.
Умение владеть собой
10.
Доброжелательность
11.
Умение не осуждать других
12.
Гуманизм
13.
Умение слушать
14.
Любознательность
15.
Способность к сопереживанию
Черты толерантной личности
№
п/п
Черты толерантной личности
Колонка А
Колонка В
1.
Расположенность к другим
2.
Снисходительность
3.
Терпение
4.
Чувство юмора
5.
Чуткость
6.
Доверие
7.
Альтруизм
8.
Терпимость к различиям
9.
Умение владеть собой
10.
Доброжелательность
11.
Умение не осуждать других
12.
Гуманизм
13.
Умение слушать
14.
Любознательность
15.
Способность к сопереживанию
Тренинг толерантности для младших подростков Занятие 1ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО? (ЧАСТЬ 1)Цели:
ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
стимулировать воображение участников в поисках собственного
понимания толерантности тремя способами:(1) на основе выработки «научного определения», (2) посредством экспрессивной формы, (3) с использованием ассоциативного ряда.
Вводная частьЦель: - введение в проблемуНеобходимое время: 25 минут.
Процедура проведения: Принимаются правила работы в группе. Затем ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости. Лекция может быть подготовлена ведущим самостоятельно или составлена на основе введения к данному руководству. В заключение ведущий представляет написанные доске цели тренинга и рассказывает о них.
ЗнакомствоНеобходимое время: 15 минут.
Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы).
Процедура проведения (возможные варианты). Упражнение «Снежный ком». Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от негр называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся ,до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Упражнение «Сосед справа, сосед слева»
Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.
РазминкаЦели:
создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Необходимое время: 10 минут. Упражнение «Чем мы похожи»Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу. Упражнение «Комплименты»
Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Основное содержание занятияУпражнение «Что такое "толерантность"»Цели:
дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;
показать многоаспектность понятия «толерантность».
Необходимое время: 20 минут.Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана (см. Приложение 1.2).
Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.
Процедура проведения: Ведущий делит участников на группы по 34 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.
После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:
Что отличает каждое определение?
Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
Какое определение наиболее удачно?
Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:
Понятие «толерантность» имеет множество сторон.
Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
Рефлексия занятия
Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
Занятие 2Толерантность: что это?РазминкаУпражнение «Общий ритм»Цели: повышение сплоченности группы. Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.
Основное содержание занятия Упражнение: «Эмблема толерантности»Цели:- продолжение работы с определениями толерантности;- развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.Необходимое время: 20 минут.Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что Обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне.
Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 57 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение 35 мин.).
Заключительный этап упражнения презентация эмблем каждой подгруппы.Упражнение «Пантомима толерантности»Цель: та же, что и в предыдущем упражнении. Необходимое время: 15 минут.
Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы моток веревки, лента, принадлежности для рисования.
Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. На подготовку пантомимы 5 мин.
Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:
Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
Упражнение «Лукошко».работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.Необходимое время: 10 минут.Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором находятся различные мелкие предметы. участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру». Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.Рефлексия занятия
Что нового вы узнали о понятии «толерантность» по сравнению с предыдущим занятием?
Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?
Занятие 3Толерантная личностьЦель: - дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.Разминка«Превращения»Цель: - самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.время: 10 минут.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был (другие варианты песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.
Основное содержание занятияУпражнение «Черты толерантной личности»Цели:
ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Необходимое время: 15 минут.Материалы: бланки опросника для каждого участника
Черты толерантной личности
Колонка А
Колонка В
1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость к различиям 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию
------------
------------
Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.На заполнение опросника дается 35 минут. Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).Участники получают возможность:
Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.
Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной»
Цель: ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.Необходимое время: 20 минут.Процедура проведения: Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной (подготовленную на основе Приложения 3.2).Упражнение «Волшебная лавка»Цели: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
Рефлексия занятия
Какие качества присущи толерантной личности?
Какие качества характерны для интолерантной личности?
Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?
Занятие 4Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ.ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВАЦели:
показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
показать, как толерантность к другим вырастает и толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;
показать функциональную роль чувства собственного
достоинства в системе самоотношения личности;
поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки;
дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет тем, каким его видят окружающие;
показать, какими способами можо сделать общение толерантным.
Разминка Упражнение «Построиться по росту» Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания согласованности действий в группе. Необходимое бремя: 5 минут.Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток.Упражнение «Аплодисменты»Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис'» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Основное содержание занятияУпражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»Цель:
развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
развитие способности к самоанализу.
Необходимое время: 20 минут.Материалы: бланки с табличками для каждого участника (см. Приложение 4.1).Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостны события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки. Заполненные памятки остаются у участников.
Результативность данной программы определяется анкетированием, проводимым с целью выявления общих представлений участников о проблемах толерантности в мире и местном сообществе. Для этого будут использованы ,,оценочные” и ситуативные анкеты и вопросники. Для определения первоначального уровня в первый день тренинга и для выяснения успешности проведенной работы в последний день тренинга.
Анкета для детей 10-12 лет.
Что значит быть толерантным человеком?
Что такое толерантность? Назови 5 синонимов этого слова.
Что означает ,,толерантное” поведение?
Приходилось ли тебе общаться с представителями других народов? Что мешало в этом общении?
Как ты относишься к представителям молодёжных неформальных организаций? Что ты думаешь о них?
Какие религиозные организации в твоём городе (селе) тебе известны? Что ты о них знаешь?
Что ты считаешь неприемлемым в поведении других людей?
С какими проблемами тебе бы пришлось столкнуться
Анкета для подростков 13-15 лет.
Я стараюсь всегда побеждать в споре (ДА/НЕТ)
Я считаю, что те иностранцы, которые не могут быть полезны России, должны покинуть её пределы (ДА/НЕТ)
Я считаю, что иностранные машины, музыка, продукты лучше, чем наши (ДА/НЕТ)
Какой народ, можно считать самым благородным и лучшим народом на земле?
За представителя какого народа ты вышла бы замуж (женился)?
Сколько учеников своего класса ты перевёл бы в другую школу?
Какая группа, передача, исполнитель вызывают у тебя жгучую ненависть?
Есть ли люди, которых ты ненавидишь?
Считаешь ли ты, что алкоголиков, преступников, уродов следует изымать из общества?
Ты любишь оказывать помощь тем, кто в ней нуждается?
Данная программа предполагает индивидуальную работу с детьми по проблемам эмоциональной сферы, межличностных отношений, прояснения Я-,,концепции”. Для выявления этих проблем необходима консультации с психологом. Также консультации с медицинским персоналом по медицинским показаниям, с целью определения индивидуальных особенностей ребёнка, участника тренинговой программы.
Автономное учреждение Воронежской области
<<Воронежский областной детский центр социальной
реабилитации и оздоровления
<<Золотой колос>>
Рассмотрена и утверждена
на заседании педагогического совета
<<______>> ____________20____г
Протокол
№____ от <<_________>> ______20____г
РАЗНООБРАЗНЫЙ МИР.
УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ И
ЦЕНИТЬ РАЗЛИЧИЯ.
Автор программы
воспитатель
Корнюшкина А.М
С. Средний Икорец 2014 г.
Путешествие в страну Толерантность
для учащихся начальных классов.
Цель: формирование основ толерантного поведения
Задачи:
1.Развивать эмпатию, внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность
2.Воспитывать культуру поведения в общественных местах
3.Формировать навыки общения
4.Предупреждать конфликты
Объяснительная записка
Сегодня существует немало программ и тренингов для учащихся начальных классов. Анализируя их содержание, мы пришли к выводу, что в них недостаточно уделяется внимание вопросам культуры поведения. Важно, чтобы младшие школьники осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения, что в конечном итоге служит профилактикой конфликтов и создает базу толерантного поведения.
Изучение материала, представленного в данной программе, предлагается в форме путешествия по разным «странам»: Дружба, Волшебных слов, Телефония, Театралия, Колес, Гостей, Мира, Прав,
наконец, Толерантность. В отличие от других подпрограмм здесь занятия проводятся целым классом. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, встречающихся в реальной жизни, это - основная форма работы. На занятиях закрепляются знания, отрабатываются навыки культуры общения. На одной из встреч дети знакомятся со своими правами. Занятия строятся следующим образом:разминка (в целях создания настроя, снятия
психоэмоционального напряжения), вступительной беседы, где ведущий сообщает тему или задает вопросы для введения в нее;
основной части, которая предусматривает чтение, проигрывание,
обсуждение ситуаций и другую активную деятельность детей; заключительной части, где обязательно имеет место обсужден
ие занятия, рефлексия.
Продолжительность занятия: 30–40 минут. Количество занятий: 9.
Эту работу целесообразно проводить не реже одного раза в неделю. Для записей, выполнения заданий у учеников могут быть рабочие тетради.
Тематический план занятий
1.Путешествие в страну
«Дружба»
-уточнить понятие «дружба»
-формировать позитивное отношение к сверстникам, сплоченность, понимание разнообразия мира.
2. Путешествие в страну
«Волшебных слов»
-развивать внимание к окружающим,
умение общаться, эмпатию.
-обогащать активный Словарь.
3.Путешествие в страну «Гостиния»
-обучать общению в гостях,
пониманию необходимости соблюдать правила.
-укреплять дружеские взаимоотношения со Сверстниками.
4.Путешествие в страну Телефония.
-развивать навыки общения по телефону.
-закреплять правила разговора.
5.Путешествие в страну Театралию.
-закреплять навыки поведения в общественных местах, повышать общую культуру.
6. Путешествие в страну Колес.
-воспитывать внимание к людям, закреплять навыки поведения в транспорте.
7. Путешествие в страну Мира.
-обучать разрешению конфлик
тов, пониманию необходимости соблюдать правила поведения,
укреплять дружеские взаимоотношения
со сверстниками.
8. Путешествие в страну Прав.
-познакомить с положениями Конвенции о правах ребенка.
9. Путешествие в страну Толерантность.
-осознавать качества личности.
-показать связь культуры общения с толерантностью.
-обобщить полученные знания.
Литература.
1.Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Петрозаводск, 1991.
2.Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997Дубровина
И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург,2000.
3.Конвенция ООН о правах ребенка, М. 2001
4.Мирошкина М. Р., Фришман И. И. Имею право! Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей. М. 1999.
5.Слободянин Н. Уроки общения для младших подростков. «Школьный психолог» No ,2000.
6.Они И. Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л. 1991.
7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.М.2001.
8. Фопель К. Как научит детей сотрудничать. М. 1998 .
15