КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ТЕМА «РР. Подготовка к сочинению-индивидуальной характеристике «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ХОТЫНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

303930, Орловская область, пгт. Хотынец, тел.: (848642) 2-17-14
ул. Школьная, д.1 Email: hotscool@mail.ru-4953005715000
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 5 КЛАССЕ
ТЕМА «РР. Подготовка к сочинению-индивидуальной характеристике
«Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»
Учитель
русского языка и литературы
Чибисова Светлана Владимировна
Декабрь 2014 года
Тема «РР. Подготовка к сочинению-индивидуальной характеристике «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»
Цель: подготовка к сочинению-индивидуальной характеристике.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные.
В результате занятия учащиеся смогут:
определить основные пункты индивидуальной характеристики литературного героя;
составить план характеристики Герасима из произведения И.С. Тургенева «Муму»;
продолжать работу с эпизодами литературного произведения;
создать цитатную таблицу для характеристики.
Метапредметные.
В результате занятия учащиеся смогут:
сформулировать цели своей учебной деятельности;
совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
продолжать совершенствовать навыки анализа текста и на его основе строить рассуждения.
Личностные.
В результате занятия учащиеся смогут:
поддержать личный познавательный интерес к предмету литературы;
определять положительные качества литературного героя.
Основные понятия: индивидуальная характеристика, цитата.
Ресурсы.
Основные: учебник литературы 5 класса В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др., тетрадь.
Дополнительные: раздаточные дидактические материалы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
№ п/п Этапы урока. Основное содержание этапа. Основные виды деятельности учителя. Основные виды деятельности учащихся.
1 Организационный момент.
Здравствуйте! Посмотрите, всё ли готово к уроку? Начинаем урок. Включение в урок. Проверка готовности к уроку.
2 Мотивация.
- Какое произведение мы изучаем последние три урока?
- Послушайте отрывок и скажите, о ком из героев пойдёт сегодня речь? О Герасиме. «Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»
- О ком эти слова? Почему этот отрывок текста взят в кавычки? Это цитата.
- Цитата – часть текста, заимствованная из какого-либо произведения без изменений и использования в другом тексте, чаще всего с указанием источника, из которого она взята. - Как оформляется цитата на письме? Цитата берётся в кавычки.
- У вас на столах лежит данный отрывок-цитата, в парах выберете ключевые слова, которые бы рассказывали нам о герое произведения, Герасиме.
- Зачитайте, что у вас получилось? На что похожи выбранные вами слова? На характеристику героя.
- Какова тема нашего урока? Подбор материала для характеристики Герасима. Учитель читает цитату.
Напоминает учащимся понятие «цитата».
Контролирует работу с цитатой.
Дети определяют произведение.
Слушают и определяют, о ком пойдёт речь.
Дети записывают определение понятия «цитата».
Выбирают ключевые слова.
3 Целеполагание.
- Как бы вы сформулировали цели нашего урока?
- Нужно ли упорядочить характеристику Герасима? Каким образом мы это сделаем?
- Для составления характеристики нужно ли использовать эпизоды из текста?
- Какую роль будут играть цитаты в нашей характеристике?
- В какой форме удобнее составить план характеристики, если мы хотим рассмотреть героя с разных сторон?
•определить основные пункты индивидуальной характеристики Герасима;
•составить план характеристики Герасима из произведения И.С. Тургенева «Муму»;
•продолжать работу с эпизодами литературного произведения;
•создать цитатную таблицу для характеристики. Задаёт ключевые вопросы для формулирования цели урока. Формулируют цели урока.
4 Работа по теме урока.
- Для того чтобы составить характеристику Герасима, нам нужно восстановить последовательность эпизодов.
1. Работа в группах. Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9.
1 Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2 Жизнь Герасима в доме барыни. 3 Герасим находит щенка. 4 Любовь Герасима к Татьяне. 5 Расставание с Татьяной. 6 Барыня требует уничтожить собаку. 7 Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8 Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9 Встреча Муму и барыни. 2. Составление цитатной таблицы «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»
На рабочих листах у детей есть таблица, которая заполняется по мере ответов на вопросы:

п/п План Цитаты
1 Портрет «двенадцать вершков роста», «продолговатые и твёрдые мышцы его плечей», «истинно богатырская кровать», «столик прочный и приземистый», «дюжий сундук», «сто пудов можно было положить на неё /кровать/- не погнулась бы»
2 Отношение к работе «работал за четверых», «налегая огромными ладонями на соху», «сокрушительно действовал косой», «безостановочно молотил трёхаршинным цепом», «как рычаг опускались и поднимались… мышцы его плечей», «не только телегу, самое лошадь спихнет с места», «поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води…», «топор звенит у него, как стекло»3 Герасим и дворовые:
А) отношение к нему,
Б) отношение Герасима к ним. «очень стали уважать его», «нрава строгого и серьёзного», («даже петухи при нём не смели драться, а то беда!», был похож на «степенного гусака»«побаивалась» Герасима, «он считал их за своих», «в точности исполнял все приказания», «но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице».
4 Отношение барыни к Герасиму. «Барыня взяла его из деревни», «Она его жаловала как верного и сильного сторожа», «выслала Герасиму целковый», «жалует Герасима», «не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала» (собака).
5 Герасим и Татьяна. «Сперва не обращал на неё особенного внимания», «потом стал посмеиваться», «потом и заглядываться», «и вовсе глаз с неё не спускал». «Полюбилась она ему». «Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка». «Промычал ей что-то очень дружелюбное». «Не давал покоя». Хотел «жениться на Татьяне». «Затевается что-то для него недоброе». «Толкнул её прямо к Капитону». «Подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для неё же с год тому назад».
«Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать». «Рада не рада, а попала девка под его покровительство». «Безответная ты душа!», «Она сам видела, что иначе она не отделается от своего обожателя». «Татьяна… не вытерпела, прослезилась,… по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом».
6 Герасим и Муму. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». «она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком». «Любила одного Герасима». «Герасим сам любил её без памяти». «Сам берёт на себя уничтожить Муму». «Коли он что обещал…»
7 Вывод «был…самым замечательным лицом», «славный он был мужик…»
1) Каким предстаёт Герасим на страницах рассказа? Опишите его. На какие внешние черты героя вы обратили внимание? Чем они привлекли вас? Как называется описание внешних черт? Давайте подумаем, почему Тургенев, говоря о первом помощнике крестьянина на пахоте - лошади, употребляет слово «лошадёнка»? Какой оттенок приобретает слово и за счёт чего? (роль уменьшительно-ласкательного суффикса, контраст: огромный Герасим и маленькая лошадь.) Первый пункт «Портрет».
Работа по иллюстрациям. Рассмотрите предложенные иллюстрации. На них изображён Герасим. Таким его увидели художники. Вы видите, что портреты героя созданы в разной манере письма, с помощью разных изобразительных средств. Скажите, какой, по-вашему, портрет лучше всего передаёт образ героя? Объясните свою точку зрения. А с каким изображением героя вы вовсе не согласны. Прокомментируйте.
- Что такое портрет, знает каждый из нас. Это изображение человека. Оно может быть нарисовано акварелью, тушью, масляными красками, сделано из какого-либо материала, это может быть и фотография. Существуют и скульптурные портреты. Но все они, так или иначе, созданы чем-то вещественным. Есть портреты, созданные словом. Мы их с вами создаем чуть ли не каждодневно, рассказывая о друзьях ли, описывая их, о знакомых ли, да просто о разных людях, которых нам надо описать. Мы всегда представляем себе, как выглядят те люди, о которых читаем в произведении, потому что писатель нарисовал их словесно, и мы представляем себе их облик: внешность, походку… Но портрет в литературе - это и мимика, жесты героя.
Запись в тетради: портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении. Обычно портрет иллюстрирует те стороны личности, которые важны автору.
- Как вы понимаете слово «каморка»? Объясните значение слова? Почему не в дом, не в комнату, не на чердак, не в помещение… поселил Тургенев Герасима? Какие ассоциации рождаются у вас при этом слове? (вспоминаем каморку папы Карло, давшему жизнь Буратино) Как обустроил Герасим свою каморку? Читаем. - Докажите, что по обстановке мы с вами уже можем многое рассказать о человеке, который тут проживает. О чём говорит кровать Герасима, «истинно богатырская кровать»? (его огромная физическая сила, сам сделал её - умелец, на все руки мастер), «столик прочный и приземистый»? Как понимаете это слово «приземистый»? «Дюжий сундук»- объясните значение прилагательного. Найдите гиперболу в описании каморки Герасима («сто пудов можно было положить на неё /кровать/- не погнулась бы») На какие качества Герасима указывают предметы в каморке? (любовь к прочности, основательности, порядку)
2) Какие ассоциации у вас рождаются при слове «богатырь»? На какие богатырские качества героя указывает сам Тургенев?
- Какие качества Герасима показались самыми важными? Трудолюбивый. Укажите его отношение к работе. Как назовём следующий пункт плана? Второй пункт «Отношение к работе».
- Каким словом называл Герасим свою новую работу? («шутка») Попытаемся объяснить это. Но ведь подобная работа - благо по сравнению с предыдущей, тогда почему Герасим так часто хотел остаться один, уходил в поля и «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно…»? (грусть по прежней жизни в деревне, любовь к своему родному краю, понимание, что его мнение как крепостного никто не учтёт, тем более он немой) Какое сравнение подбирает здесь автор, рассказывая о том, как тяжело было Герасиму приспособиться к новой жизни? («лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь») А где держат пойманных зверей? Почему же герой воспринимал себя, будто в клетке? Объясните.
- В чём заключалась новая работа Герасима? Расскажите. Действительно ли у Герасима было так «немного дел»? Может ли быть, чтобы все эти дела Герасим выполнял «в полчаса»? Как работал герой? Найдём гиперболу в описании Герасима.
Объясните выражение «неистомная работа». Каким качеством должен обладать человек, который может работать так, без устали? (трудолюбие) Какое сравнение использует Тургенев, описывая Герасима? («как рычаг опускались и поднимались… мышцы его плечей») Подумаем, почему именно такое сравнение выбирает автор? (рычаг - тот инструмент, что заставляет работать механизм слаженно, чётко, так и Герасим «научил» свой организм этому).
- Какое сравнение использует Тургенев, говоря о работе дворника? («топор звенит у него, как стекло») Объясните, как вы понимаете этот образ?
3) А) Подберите синонимы к слову «челядь» (слуги, дворня, крепостные) Чем выделялся Герасим среди неё? Прочитайте. - Как относились к нему окружающие? Как назовём следующий пункт? Пункт третий. «Герасим и дворовые». Отношение дворовых к Герасиму.
- Почему окружающие «очень стали уважать его»? (за сноровку, огромную физическую силу, которую он принимал не для того, чтобы пугать людей, вызывать страх и уважение к себе, а для того, чтобы помогать другим, как в случае с ворами). Почему дворня, жившая у барыни, «побаивалась» Герасима? (во-первых, его физическая сила вызывала страх, во-вторых, его немота отпугивала людей, в-третьих, Герасим был «нрава строгого и серьёзного») Какие слова в описании отношения к нему окружающих вызывают улыбку? Прочитайте («даже петухи при нём не смели драться, а то беда!») Почему Герасим из всей домашней птицы особенно уважал гусей? (как пишет Тургенев, Герасим сам был похож на «степенного гусака», поэтому кормил их, ходил за ними) Б) Как Герасим относился к дворовым? «… они его побаивались» (Герасима), «он считал их за своих», «в точности исполнял все приказания», «но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице».
4) Как в начале рассказа барыня относится к Герасиму? «Барыня взяла его из деревни», «Она его жаловала как верного и сильного сторожа».
После случая с Муму, как относится потом барыня? «не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала» (собака). Как в этой фразе барыня называет Герасима? Как этот пункт мы назовём? Четвёртый пункт «Отношение барыни к Герасиму».
5) К кому из дворовых Герасим по особому относился? К Татьяне. Как этот пункт мы назовём? Пятый пункт «Герасим и Татьяна».
- Как Татьяна отнеслась к Герасиму? «она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась».
- Как Герасим поначалу относился к Татьяне? «Сперва не обращал на неё особенного внимания», «потом стал посмеиваться», «потом и заглядываться», «и вовсе глаз с неё не спускал». «Полюбилась она ему». «Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка». «Промычал ей что-то очень дружелюбное». «Не давал покоя». Хотел «жениться на Татьяне». «Затевается что-то для него недоброе». «Толкнул её прямо к Капитону». «Подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для неё же с год тому назад».
- Как же Татьяна относилась к Герасиму? «Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать». «Рада не рада, а попала девка под его покровительство». «Безответная ты душа!», «Она сам видела, что иначе она не отделается от своего обожателя». «Татьяна… не вытерпела, прослезилась,… по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом».
6) После случая с Татьяной кто появился в жизни Герасима? Прочитайте. Как назовём этот пункт? Пункт шестой «Герасим и Муму».
- Как Герасим ухаживал за Муму? «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». «она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком». «Любила одного Герасима». «Герасим сам любил её без памяти». «Сам берёт на себя уничтожить Муму». «Коли он что обещал…»
7) Есть ли оценка героя самим автором? Ответ подтвердите цитатами. Пункт седьмой «Вывод».
- По отношению к каким качествам героя автор высказывает это своё отношение: к внешним или внутренним его характеристикам?
«был…самым замечательным лицом», «славный он был мужик…», «Такова ходит молва о богатырской силе немого». Учитель контролирует работу в группах.
Структурные вопросы согласно заявленным пунктам характеристики. Учащиеся восстанавливают последовательность эпизодов, совершенствуя при этом мыслительные операции анализа, составление сюжета из предложенных пунктов.
Анализ текста, выборка цитат согласно заявленным пунктам плана.
Анализ литературного материала.
Смысловое чтение, формирование умения выбирать цитаты согласно поставленному вопросу.
Анализ текста с точки зрения составления характеристики Герасима по заявленным пунктам.
Развитие мыслительных операций анализа литературного текста, логического мышления, речевого умения высказаться на тему характеристики литературного героя.
Отбор литературного материала в соответствии с коммуникативной задачей.
Чтение и смысловой анализ литературного произведения.
Формулировка вывода на основе работы с текстом по каждому пункту плана.
Коллективное строение рассуждения на тему составления характеристики Герасима.
Установление ассоциативных связей литературного материала с собственными ощущениями.
Аргументирование и доказательность собственного мнения.
5 Рефлексия.
– Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна. Нужно синквейном ответить на вопрос «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?».
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Какие цели мы сегодня ставили?
- Над чем нам ещё нужно поработать?
- Посмотрите на запись сегодняшнего урока у вас в тетрадях и поставьте на полях знак вопроса там, где вам было непонятно. Где было понятно, поставьте восклицательный знак. Учитель объясняет структуру синквейна.
Оценивает высказывания детей. Анализ достижения учебной цели и собственной учебной деятельности.
Создание текста заданного типа и стиля речи, осуществление отбора необходимых языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей.
6 Домашнее задание.
Написать сочинение-индивидуальную характеристику «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?».
Написать сочинение – индивидуальную характеристику по материалу Ю. Селезнёва «Загадка фигуры немого Герасима». Учитель
предлагает дифференцированное домашнее задание. Создание текста заданного типа и стиля речи, осуществление отбора необходимых языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей.
Таблица в тетрадях

п/п План Цитаты
1 Портрет «двенадцать вершков роста», «продолговатые и твёрдые мышцы его плечей», «истинно богатырская кровать», «столик прочный и приземистый», «дюжий сундук», «сто пудов можно было положить на неё /кровать/- не погнулась бы»
2 Отношение к работе «работал за четверых», «налегая огромными ладонями на соху», «сокрушительно действовал косой», «безостановочно молотил трёхаршинным цепом», «как рычаг опускались и поднимались… мышцы его плечей», «не только телегу, самое лошадь спихнет с места», «поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води…», «топор звенит у него, как стекло»3 Герасим и дворовые:
А) отношение к нему,
Б) отношение Герасима к ним. «очень стали уважать его», «нрава строгого и серьёзного», («даже петухи при нём не смели драться, а то беда!», был похож на «степенного гусака»«побаивалась» Герасима, «он считал их за своих», «в точности исполнял все приказания», «но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице».
4 Отношение барыни к Герасиму. «Барыня взяла его из деревни», «Она его жаловала как верного и сильного сторожа», «выслала Герасиму целковый», «жалует Герасима», «не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала» (собака).
5 Герасим и Татьяна. «Сперва не обращал на неё особенного внимания», «потом стал посмеиваться», «потом и заглядываться», «и вовсе глаз с неё не спускал». «Полюбилась она ему». «Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка». «Промычал ей что-то очень дружелюбное». «Не давал покоя». Хотел «жениться на Татьяне». «Затевается что-то для него недоброе». «Толкнул её прямо к Капитону». «Подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для неё же с год тому назад».
«Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать». «Рада не рада, а попала девка под его покровительство». «Безответная ты душа!», «Она сам видела, что иначе она не отделается от своего обожателя». «Татьяна… не вытерпела, прослезилась,… по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом».
6 Герасим и Муму. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». «она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком». «Любила одного Герасима». «Герасим сам любил её без памяти». «Сам берёт на себя уничтожить Муму». «Коли он что обещал…»
7 Вывод «был…самым замечательным лицом», «славный он был мужик…»