Урок по обществознанию на тему «Свободное — время» (6 класс)
Урок по обществознанию на тему «Свободное - время» (6 класс)
Учитель истории: Масалова Е.С.
Тип урока: Комбинированный
Формы: групповая, индивидуальная
Приемы: «Мозговой штурм», «Круг»
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.
Задачи:
Образовательные: в результате урока ученики должны знать
Что такое «время», «хобби» «рациональное»;
Научить ребят правильно распределять своё время
Развивающие:
Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
Формирование умения делать оценочные выводы;
Формирование умений использовать различные источники информации;
Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока
и плана. Деятельность учителя Организация деятельности учащихся Рабочие заметки
1 .Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Мотивационная часть: вниманию учащихся предлагается «черный ящик», о содержимом которого они узнают к концу урока. 2. Актуализация знаний. «Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики. Обучающие делятся на три группы, и выполняют задания. 3. Постановка учебной задачи
Вступительное слово учителя с целью актуализации ранее полученных знаний.
- Отгадайте загадку:
«Мы день не спим и ночь не спим.
И день, и ночь стучим, стучим»
- Зачем человеку нужны часы?
- Что такое время?
- Сегодня на уроке мы узнаем, как рационально использовать время, чтобы успевать делать все – работать, отдыхать, и как с пользой проводить свое свободное время.
Тема нашего урока «Делу - время, потехе – час». - Часы.
- Чтобы знать время.
- Ответы учащихся.
Учащиеся: открывают тетради, записывают число и тему урока.
4. «Открытие нового знания»
«Толковый словарь русского языка» Владимира Ивановича Даля дает следующее толкование этого слова – длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.
- Какие единицы времени вы знаете?
- Где особенно необходимо учитывать такую маленькую единицу времени как секунда?
- Какие пословицы и поговорки о времени вы знаете?
- Как вы понимаете смысл последней пословицы?
- Давайте представим на минутку, что произошло бы, если бы не захотели делать свою работу вовремя: водители автобусов, учителя, актёры театра, работники электростанции?
- Мы с вами вели разговор о взрослых людях, но организации своего свободного времени человек учится с детства.
5.Первичное закрепление
Фронтальная беседа с учащимися с целью уточнения понятия «свободное время».
- У восточных народов есть такая пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». А русский народ подметил: «Работе время, а досугу час», «После дела и гулять хорошо». Попробуем и мы вместе с вами сделать шаг навстречу времени. Поучимся его правильно распределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и заняться любимым делом. А правила просты:
-Определите, какие дела для вас обязательны?
- Выполняйте обязательные дела и домашние обязанности своевременно.
Оставшееся от обязательных дел время, мы назовём его свободное время, используйте для отдыха, получения удовольствия. Делайте в это время то, что вам хочется
Предполагаемые ответы учащихся: «ходить в школу», «выполнять домашние задания», «помогать родителям», «убирать свою комнату» и т.д.
6.Самоанализ и самоконтроль Работа учащихся:
а) рассмотреть иллюстрации на стр. 87 в учебнике;
б) прочитать комментарии автора о том, чем занимались Саша, Оля, Марина, Витя, Даша, Сергей, Олег;- Как вы считаете, эти ребята с пользой провели свое свободное время?
- А какие дела, занятия вы считаете полезными?
Работа учащихся по учебнику
- Нет, они занимались бесполезными делами, за исключением Сергея, который выгуливал собаку.
- Чтение книг, просмотр образовательных телепередач, занятия спортом. 7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа со статьёй учебника.с. 88.
- Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем, чем занимались в дворянских семьях, как проводили свободное время раньше?
Предварительная словарная работа.
Чтение статьи учителем, беседа по прочитанному.
- В каком доме мы оказались — богатом или бедном?
- Чем занимаются молодые люди в этом доме?
- Можно ли сказать, что так они проводят свободное время?
-Изменились ли занятия свободного времени детей прошлого века ив наши дни?
Составление синквэйна со словом семья.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. С.88, самостоятельное знакомство со словами: клавикорды, арфа, вариация.
- Мы оказались в богатом доме.
- - Они собрались у клавикорды, пели, танцевали.
- Да, можно так сказать.
- Немного изменились, сейчас мы не посещаем балы.
- Заслушиваются рассказы учащихся.
Семья
Большая дружная
Помогает воспитывает учит
Семья – это папа, мама, дети.
Семья – союз
8.Рефлексия - Работая над главой «Семья», мы с вами узнали много нового.
- Давайте вспомним, что такое семья?
- Кто может быть хозяином в семье?
- Давайте, представим, что наш класс одна большая семья: все мальчики – это папы
( будущие папы), все девочки – это мамы
( тоже –будущие). Обсудите в своих группах, какие обязательные дела будут в ваших группах, и как вы будете стараться организовать свободное время ваших семей - Социальная группа, основанная родственных связях.
- Муж, жена, оба.
- Выступления представителей групп.
Д/З§9 учебника
Конспект выучить
Стр. 93, выполнить задания ПРОВЕРЬ СЕБЯ: 1, 2, 3, 4. в тетрадь Записывают Д.З.