Конспект урока Дерево. Деревообработка (9 класс)
План урока
(9 класс)
Тема урока: «Дерево. Деревообработка»
Цель урока: Ознакомление с породами, свойствами, применением древесины
- дать понятия признаков, свойств древесины, технологических процессов;
- формировать познавательный интерес к предмету;
- развивать нравственные, экологические, экономические качества.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Дидактические средства: объемные макеты, ключевые слова, учебники.
.
Этапы урока
Задача этапа
Методы и приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация
Развить познавательный интерес
Рассказ, «Бортовой журнал»
Рассказывает о породах дерева, о его применении, обработке. Экологические качества дерева.
Слушают и записывают в бортовой журнал и рабочую тетрадь.
Актуализация знаний
Повторить предыдущую тему. Проверка домашнего задания.
Беседа
Проверяет домашнее задание. Задает вопросы: виды темперамента, что такое профессиограмма, классификация профессий.
Отвечают на вопросы.
Изложение новой темы
Изучить породы дерева их свойства и применение, инструменты для обработки История русского дизайна.
Показ объемного макета, карточек с образцами пород дерева, инструмента.
Рассказ об истории русского дизайна.
Называет породы дерева, их характеристики: сосна, ель, береза, ольха, осина, липа, тополь, дуб, бук, ясень, груша, клен. Приводит примеры применения их на производстве и в быту
Слушают и записывают в бортовой журнал и рабочую тетрадь
Закрепление знаний.
Научить определять породы дерева.
Работа с учебником, с журналами «Сделай сам»
Дает задание на выполнение эскиза одного из инструментов для обработки древесины -топора.
Выполняют эскиз и обозначают элементы топора
Заключительный этап
Подведение итогов урока
Пятиминутное «Эссе»
Проверяет эскизы выставляет оценки и дает дом. задание: описать предметы быта изготовленные из дерева и дать характеристику. Сделать анализ стоимости предметов.
Высказывают мнения об уроке, что узнали нового на основании бортового журнала
Конспект к уроку по теме «Дерево. Деревообработка»
Учитель: Вещественный мир человека напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты. История русского дизайна отразила в себе характер талантливого народа, своеобразие окружающей природы. В средние века постройки на Руси были первоначально деревянными. Когда осматриваешь памятники деревянного зодчества, то удивляешься, какими простейшими способами мастер добивался прочности. Древний плотник обладал богатейшим арсеналом строительных приемов. Он мог построить коломенский дворец и ладью смастерить с помощью топора.
Вопрос учащимся: Какие породы древесины используются мастерами деревообработки?
Учитель рассказывает и показывает образцы древесины:
Наиболее часто использовали следующие виды древесины:
Древесина сосны плотная, твердая и прочная, среднеусыхающая. Она легко обрабатывается относительно хорошо склеивается, плохо отделывается и окрашивается. В реставрационных работах служит для ремонта элементов из массива.
Древесина ели имеет легкую, мягкую, малоусыхающую, но легко загнивающую древесину. Ель хорошо склеивается, но плохо отделывается и обрабатывается. Предназначается главным образом для ремонта ящичных емкостей мебели и других неответственных деталей конструкции.
Древесина березы средней плотности и твердости, она однородна по строению, прочна, достаточно вязкая. Недостаток этой породы подверженность растрескиванию и короблению, к тому же береза сильно усыхает, легко поражается червоточиной и загнивает. Древесина березы хорошо обрабатывается, склеивается, полируется и окрашивается. В реставрационных работах используется в виде массива (для укрепления и замены каркасов в мебели, выполнения резных накладных элементов), а также в виде строганного шпона для ремонта облицовки.
Древесина ольхи легкая, мягкая, среднеусыхающая, дает незначительное коробление при сушке хорошо склеивается, режется, полируется и окрашивается. Ольха используется в виде брусковых элементов и в виде строганного шпона в основном для имитации черного и красного дерева, а также грецкого ореха.
Древесина осины близка по своим качествам к ольхе, также хорошо обрабатывается инструментом, надежно склеивается. Служит в виде массива для резьбы, под облицовывание более дорогими породами, для ремонта элементов каркаса мебели. Недостаток склонность к загниванию.
Древесина липы мягче и легче, чем у предыдущих пород, но сильно подвержена усушке, загниванию, легко повреждается насекомыми. Отлично режется, хорошо держит форму, поэтому обычно используется для восполнения утрат в рельефной, ажурной и скульптурной резьбе. Липа не растрескивается, без труда склеивается и окрашивается, удовлетворительно полируется.
Древесина тополя в заболони похожа на липу, такая же легкая, мягкая и формоустойчивая, усыхает меньше, чем липа, склонна к загниванию. Обрабатывается, склеивается и отделывается древесина тополя хорошо.
Древесина дуба имеет выразительную текстуру, усыхает средне, прочен, мало растрескивается и коробится. Она практически не подвержена гниению. Древесина его хорошо обрабатывается и полируется, удовлетворительно склеивается. Применяется для резьбы, выполнения точеных изделий, облицовывания, мозаичных работ, изготовления утрат, столярного ремонта.
Древесина бука по механическим свойствам приближается к дубу, хотя его древесина подвержена загниванию, короблению и растрескиванию при сушке, склонна к повреждению червоточиной. Бук хорошо обрабатывается и окрашивается. Древесина подходит для различных реставрационных работ (в виде массива, для облицовочных и наборных мозаичных работ).
Древесина ясеня иногда по текстуре ее путают с древесиной дуба. Отсутствие в древесине дубильных веществ резко снижает ее способность быть стойкой во влажной среде, она мягче дуба, при эксплуатации подвержена быстрому истиранию. В реставрации ее используют там же, где и дуб.
Древесина груши имея плотную, прочную и твердую древесину, является одной из пород (наравне с липой, дубом, буком), которые наиболее часто применяются в реставрации мебели. Она практически не коробится, не растрескивается, хорошо обрабатывается, склеивается, окрашивается и отделывается. Особенно удачно груша имитирует (после тонировки) черное дерево. Груша в нормальных условиях долго сохраняется, но подвержена поражению червоточиной. Применяют грушу в основном для мелкой и средней резьбы со сложным рельефом, для накладной и ажурной (прорезной) резьбы, мозаичных наборов, а также для различных вставок.
Древесина клена плотная, прочная и слабоусыхающая. Коробится она незначительно, но подвержена поражению червоточиной. Кроме того, она легко загнивает. Обрабатывается, склеивается и окрашивается древесина неплохо. В основном служит для резных работ (особенно накладной резьбы) и для ремонта элементов из массива.
Разные породы древесины имеют разную структуру. Рассмотрим образцы текстуры:
Текстура древесины разных пород
Мореный дуб
Лиственница
Дуб (тангентальный разрез)
Клен
Дуб (радиальный разрез)
Серый клен
Ясень
Груша
Инструменты и приспособления для обработки дерева.
1 топор и его части;
2 различные плотницкие инструменты:
а рубанок,
б драч,
в тесло,
г ножовка,
д черта,
е скобель,
ж долото,
з бурав,
и двуручная пила,
к ерунок,
л ватерпас,
м весок (отвес),
н отволока,
о опалка,
п циркуль,
р метр;
3 инструменты для макетирования:
шило, черта, пилка, стамеска и ножи.
Учитель: Для обработки древесины используются различные инструменты и приспособления.
Вопрос учащимся: Какие инструменты знаете и использовали вы?
А теперь рассмотрим их (демонстрация учителем инструментов и приспособлений).
Древесину обрабатывают специалисты разных профессий деревообработки.
Вопрос учащимся: С какими профессиями и специальностями деревообработки вы знакомы?
Самыми распространенными являются:
Профессии и специальности.
Плотник - вычерчивает линии разметки, отесывает бревна монтирует оконные и дверные блоки настилает деревянные полы, рубит срубы домов, колодцев.
Столяр - работает на деревообрабатывающих предприятиях по изготовлению столярных узлов, изделий, мебели различной сложности по чертежам и эскизам.
Столяр-краснодеревщик – занимается изготовлением разнообразной домашней и офисной мебели, часто по индивидуальному заказу.
Учитель: А теперь для закрепления темы вам предлагается задание:
Определить породу древесины по образцу
Нарисовать эскиз какого – либо инструмента для обработки древесины. Например, топора.
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов урока.
Учитель предлагает написать пятиминутное эссе по ходу урока.
Выступления учащихся с эссе.
Высказывания учащихся об уроке из записей бортового журнала.
Заключительное слово учителя. Выставление оценок.
ИНСТРУМЕНТЫ ПЛОТНИКА15