Программа эколого-биологического направления Друзья природы

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «ЦДОД» Правобережного района Республика Северная Осетия – Алания





Утверждена приказом директора «ЦДОД»№
от «12» сентября 2015 г.

Директор МКУДО « ЦДОД» ____________Гасинова А.Б.
(подпись и печать)





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Друзья природы »




Педагог – Даурова Э.М.


.



Возраст детей: 9 – 15 лет.
Срок реализации: 1 год






Беслан,2015




Пояснительная записка

Истоки способностей и дарований детей на кончиках
их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.

(Сухомлинский)

Программа представлена для обучающихся желающих как можно больше узнать о природе. Занятия в творческом объединении позволяют удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени, чем обусловлена актуальность создания данной программы.
В основу программы положены два принципа экологический и духовный .Они помогут обучающимся осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных , познавательных,эстетических и духовных потребностей человека; понять , что человек это часть природы, его назначение-понять законы по которым живёт и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами.
Цель программы – помочь ребёнку сделать осознанный выбор более чётко определиться в своих симпатиях, увлечениях, определить свои силы и возможности.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

Образовательные:
развитие познавательного интереса к окружающей среде;
ознакомление детей с проблемами взаимодействия человека с природой.

Воспитательные:

воспитание у учащихся:
чувства уважения и бережного отношения к природе;
нравственно-эстетических качеств личности;
культуры труда, трудолюбия;
терпеливости и настойчивости в работе;
гуманного отношения к окружающей среде, совершенствование духовных потребностей.

Развивающие:

развитие у учащихся таких качеств, как:
самостоятельность;
ответственность;
активность;
аккуратность;
готовность к проявлению творчества в любом виде труда;
уверенность в своих силах.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:
репродуктивный (вербальный и невербальный);
проблеммно-поисковый;
креативный (творческий);
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
доступность занятий для всех желающих;
внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
уважение и соблюдение прав ребёнка;
всестороннее развитие обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей.

Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми с 9 до 15 лет.
Количество часов – 6 часов в неделю на две возрастные группы:
- обучающиеся 4- 6 классов
- обучающиеся 7 – 9 классов
В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы, предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах, проектах, учитывается сезонность явлений в природе.

Количество обучающихся в группах – 12-15 человек,
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной и эмоционально и информационно насыщенной. Работа с различными природными материалами расширяет сферу возможности ребёнка, обеспечивает его раскрепощение.
В основу образования по данной программе положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом практической, самостоятельной деятельности воспитанников.
Программа составлена с учётом возраста детей, опираясь на личность ребёнка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками характера. В объединении обучаются дети, которые нуждаются в заботе, которые позаботятся о других и «трудные», обездоленные, из многодетных и малообеспеченных семей.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.



Учебно-тематический план первого года обучения


п/п
Тема
Количество часов



Всего часов
Теория
Практика
Экскурсии

1.
Введение в образовательную программу.
4
3
1
-

2.
Кладовая природы.
Аппликации
56
10
30
16

3.
Охрана природы
46
16
30
-

4.
.Взаимодействие природы и человека
52
14
38
-

5.
Мой родной край.

38
15
13
10

6.

7.
Итоговое занятие.
Проведение праздников и вечеров,викторин и конкурсов
8
2
6
-


И т о г о :
204
60
118
26



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение в образовательную программу.
Комплектование, знакомство с детьми.
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и техникой безопасности.
Программа работы на предстоящий учебный год.

Практическая работа.
Демонстрация имеющегося природного материала, просмотр иллюстраций и фотоматериалов.

Кладовая природы.
Закон об охране природы. Значение растений в природе. Природный материал, подаренный лесом. Условия сбора, засушивания и хранения различного природного материала. Природный материал: осенние листья, ветки, орехи, шишки, желуди, семена, косточки фруктов и т.д.

Практическая работа.
Экскурсии на природу с целью сбора природных материалов. Подготовка к работе собранного материала, сортировка, очистка, высушивание. Техника безопасности – инструктаж.
Страна листопадения.
Сортировка осенних листьев. Подготовка папок для хранения засушенных листьев. Высушивание крылаток ясеня и клёна. Изготовление поделок с использованием крылаток ясеня и клёна «Подсолнухи», «Ёжик».

Причудливая ветка.
Очистка, просушка, лакирование веток для изготовления игрушек-миниатюр.
Беседа «Что можно сделать из природного материала?»

Работа с желудями, шишками.
Изготовление бус из желудей, из шишки «Цапля», «Рыбка». Подготовка чешуек шишек для выполнения аппликационных работ.

Выполнение работ из плодов и ягод.
«Ёжик» из яблока. «Поросята» из картошки.
Выставка готовых работ.

3.Охрана природы.
Загрязнение среды жизни.Водные ресурсы: их состояние и использование.Основные источники загрязнения воздуха.Воздействие человека на растительный и животный мир.

4.Взаимодействие природы и человека.

Значение природных ресурсов для жизни человека и его хоз. деятельности. Изменене природы под воздействием хозяйственной деятельности человека в местном и глобальном масштабе. Комнатные растения. Проектная работа.

5.Мой родной край.

Природа Осетии. Флора и фауна. Ботанические памятники. Акция «Чудеса природы». Беседа «Растительный и животный мир Осетии».

Практическая работа.
Знакомство с ботаническими памятниками.
Знакомство с героями нартских сказаний с древними осетинскими ремёслами по дереву.
Экскурсия в Дом-музей К.Хетагурова.
Конкурс на лучший рисунок «Мой горный край».
Акция «Чудо природы».
Составить паспорт, продумать план защиты. познакомить со своим «чудом природы» родителей, одноклассников.

6-7.Итоговое занятие.
Выставка поделок из природного материала. Экологический праздник «Мир природы». Награждение наиболее активных участников объединения.


Прогнозируемый результат

дети должны
з н а т ь:
Правила поведения на занятиях, во время прогулки, экскурсии.
Требования по технике безопасности.
Название и свойства природных материалов, используемых в работе в течение года.
4.Название растений находящихся в школе
5.О роли света, тепла и влаги в жизни растений.
у м е т ь:

Выполнять работу по изготовлению изделий из природного материала по технологии.
Вырезать трафареты для аппликации из готовых рисунков.
Выполнять аппликации.
4.Описывать внешний вид растений
5.Поливать, рыхлить, опрыскивать комнатные растения.
6.Обладать навыками обработки земельных участков.



























Учебно-тематический план
2 год обучения



п/п
Тема
Количество часов



Всего часов
Теория
Практика
Экскурсии

1.
Вводное занятие.

4
2
2
-

2.
Кладовая природы.

25
6
9
10

3.
Экология души
30
4
26
2

4.
Экология человека
40
6
34
-

5.
Взаимодействия природы и человека
20
2
18
-

6.
.Значение природы в жизни населения
40
5
35
-

7.
.Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений

12
2
10
-

.






8.
Итоговое занятие.

6
-
6
-


И т о г о :
216
35
165
16























Вводное занятие.

Комплектование. Знакомство с детьми. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка, с программой работы на предстоящий учебный год. Программа работы на предстоящий учебный год. Демонстрация готовых работ. Просмотр эскизов и иллюстраций. Инструктаж по технике безопасности.

Кладовая природы.

Природа нашего края. «Закон об охране природы», «Охрана леса». Значение растений в жизни людей. Условия сбора, обработки, хранения природных материалов (шишки, жёлуди, орехи, створки акации, корни, яичная скорлупа, стружки, опилки). Инструменты и материалы для подготовки к работе природных материалов.

Практическая работа.
Демонстрация имеющегося природного материала, инструктаж по технике безопасности (правила поведения в транспорте, при сборе материалов). Экскурсии с целью ознакомления с флорой и фауной, а также сбора природных материалов для работы на занятиях объединения.
Первичная обработка – зачистка, вываривание, просушка веток и корней. Инструктаж по технике безопасности. Правила пользования инструментами при обработке природного материала (нож, пила, наждачная бумага, напильник). Заготовки хвои, сбор шишек, желудей, орехов. Сортировка и подготовка к ,работе. Покраска опилок и стружек, высушивание, сортировка.

3.Экология души.Общение с природой: правила личного и природоохранного поведения. Домашняя экология:общение в семье и школе,домашний труд(уборка,приготовление еды и др.).Чтение художественной литературы о природе.Музыка и ёё влияния на человека.
Создание живого уголка в школе,озеленение школы и дома.Конкурс рисунков.Конкурс сочинений.Составление цветочных композиции.


4.Экология человека.

Человек-часть природы, её живого мира..Образ жизни как фактор здоровья.Примеры влияния химических веществ на здоровье человека.Образование смога и его воздействие на человека.Загрязнение пищевых продуктов.Охрана здровья.





5.Взаимодействие природы и человека.

Изменение природы под воздействием хозяственной деятельности человека.

6.Значение природы в жизни населения.

Взаимодействия общества и природы. Влияния природы на жизнь и хозяственную деятельность человека.Изменение природы в результате воздействия на неё человека.Положительные и отрицательные изменения.Экскурсии в природу в микрарайоне школы


7.Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений.

Мусор как фактор загрязнения природы.Шум.Воздействие шума на биологические обьекты.Вибрация,электромагнитные волны.Их роль взагрязнений.Выявление источников загрязнений.Определение зоны и характера их воздействия на окружающую среду . Сбор наблюдений по выяснению отдельных типов загрязнений на растения,животных.




После второго года обучения дети должны
з н а т ь:
Классификацию природных материалов.
Дети должны обладать навыками и умением ведения себя в природе.
Природу Северной Осетии.
Наблюдать и уметь обьяснять,как проявляется влияния человека его хозяйственная деятельность..
Условия сбора, обработки и правильного хранения природного материала.
6.Насекомых-вредителей комнатных растений.
7.Способы подкормки растений.
8.Охрана окружающей среды от новых видов загрязнений.

Уметь:

Правильно сортировать, обрабатывать и хранить природный материал.
Подготавливать землю для посадки растений.
Пересаживать растения.
Делать обрезку деревьям.
Подкармливать растения.




Материальная база


Кабинет, снабжённый оборудованием для проведения практических работ: настенные полки и стеллажи для демонстрации готовых работ; шкафы закрытые для хранения дополнительного материала, ,клей, молоток, шило, фанера, древесина, бумага, природный материал,пинцеты, , краски, кисти, проволока.




Материальное обеспечение.


В образовательном процессе используются следующие формы обучения: беседы, рассказы, демонстрации, игры, конкурсы, викторины.
Проверка результатов обучения по данной программе это: практические работы, конкурсы, викторины, выставки.
Итогами деятельности творческого объединения «Друзья природы» являются:
результаты выставок из природного материала,
результаты конкурсов и викторин.
























Рекомендуемая литература

для педагога:

Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала» М.»Просвещение», 1984 г.
Ф.М.Милова «Красота и удобство своими руками», М. Изд. «Молодая гвардия, 1987 г.
Н.Докучаева «Сказки из даров природы», С -Петерб. «Диамант», «Валери СПД», 1998 г.
А.Х.Магометов «Этнография Осетии», Изд.«Ир»Орджоникидзе, 1970г
Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала» М. «Просвещение» 1991 г.
ЛМ.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» Ярославль «Академия развития», 1997 г.
Сосновский И.П.Уголок природы в школе – М: «Просвщение»,1986г.
Ботаника: Книга для учителя-М.Издательство «Первое сентября»
9.Клиновская Н.И.,Пасечник В.В. Комнатные растения в школе-М.:Просвещение,1993г.

для обучающихся:

1.Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов», М.Просвещение, 1985 г.
2. З.А.Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Изд. «Просвещение 1982 г.
3.1000+1 совет по уходу за комнатными растениями. Авт.-сост. Е.Монжос.
4.Борисова Е.Н. Всё о комнатных растениях. ООО «Изд-во Астрель»,2001г.
5.М.,1999г Р.Гибсон «Наши руки не для скуки КАРНАВАЛ маски, костюмы» М. «РОСМЭН», 1998 г.
6. Ким Солга «Подарки», Изд. «ИнтерДайджест», 1997 г.
7.КудрявцевД.Б. Как вырастить цветы,-М.: Просвещение,1993г.
8.В.О.Шпаковский «Для тех, кто любит мастерить» М; Просвещение 1990 г.
9. Б Андиев., Р Андиева. «Осетинский орнамент». Орджоникидзе, 1960 г.


для родителей:

1.Б Техов. «Осетины – древний народ Кавказа». Цхинвал, 1993
2. Т Хамицаева. «Памятники народного творчества». Владикавказ, 1992 г
3.З.С.Даурова «Искусство рукоделия Осетии – Алании» «Памятники народного творчества Осетии Дзауджикау «Ир» 1992 г.
4.Л.А.Чибиров «Осетинский аул и его традиции»
5.Ш.Джигкаев «Ирон таурагътж», Орджоникидзе «Ир» 1989 г.
6. Альбом «Русское народное декоративно-прикладное искусство», Просвещение, 1973 г.
7.Н.Верзилин Путешествие с домашними растениями. – А.,1951г.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515