Статья Экологическая культура в системе школьного образования


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №654 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла "Хореография"
Кировского района г.Санкт-Петербург
Статья «Экологическая культура в системе школьного образования»
(из опыта работы)
подготовила
методист, учитель ГБОУ СОШ № 654
Родионова Наталья Ивановна
г. Санкт-Петербург
2015
Родионова Наталья Ивановна учитель биологии, методист ГБОУ СОШ № 654 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла "Хореография" Кировского района Санкт-Петербурга

Человек как житель планеты Земля одно из важнейших направлений современного экологического образования. Что наблюдаем мы на данном этапе развития общества. Вопросы экологии немного уходят на второй план. Люди привыкли к традиционным шаблонам экологического просвещения. Возникает вопрос, что может сделать современный учитель для преодоления проблемы?
В условиях перехода на ФГОС появляются новые возможности организации экологического образования в рамках внеурочной деятельности. При реализации системы школьного экологического просвещения важен не формальный подход, а союз творческих учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, родителей и обучающихся. Важную роль играет возможность сотрудничества с социумом.
В нашей школе в течение нескольких лет реализуется проект школьная конференция: «Земля наш общий дом». В марте, апреле мы можем наблюдать финальный продукт проекта, блестящие выступления учеников по различным направлениям. Но этому предшествует очень большая насыщенная работа педагогов наставников и участников проектной деятельности. Данный проект создает условия для реализации, а участники сами того не замечая постепенно вливаются в активную деятельность по решению поставленных задач. Четко продуманная структура организации работы позволяет вовлечь до 80 % обучающихся, педагогов школы. Активное участие принимают родители. Важную роль играют приглашенные специалисты, в том числе сотрудники ВУЗов.
В ходе подготовки проектных работ участники знакомятся с основами этического отношения к окружающей среде. Узнают проблемы и пути решения экологических проблем района, города в котором живут. Учатся искать информацию об экологической безопасности среды обитания живых организмов своей местности. Изучают основы мониторинговых исследований и написания учебно-практических работ. Таким образом, решаются сразу несколько задач: реализация экологического просвещения, организация учебно-исследовательской деятельности и краеведение. Все задачи реализуются через практическую деятельность обучающихся. Есть и отрицательные моменты. Несмотря на то, что данное направление помогает детям на практике освоить основы учебно-исследовательской деятельности, мы часто сталкиваемся с проблемой высокой занятости современного ребенка и учителя, нехваткой учебного оборудования, свободных лабораторий, учебных кабинетов для оформления учебного эксперимента.
При реализации данного направления положительную роль играют следующие моменты. В нашем регионе есть хорошие возможности сотрудничества. Обучающиеся школы имеют возможность выходить за пределы образовательного учреждения для участия в конкурсах и акциях, олимпиадах. Примерами подобных мероприятий могут быть: районные Акции и праздники, проводимые центром экологического образования, городские мероприятия, всероссийские очные и заочные конкурсы «МАН Интеллект будущего», «Высшая проба» и пр. Наличие большого количества парков, садов в нашем городе, а также близость особо охраняемых территорий, научно популярные альбомы «Птицы Санкт-Петербурга», «Заповедная природа Санкт-Петербурга», «Особо охраняемые территории Санкт-Петербурга» и пр. способствуют практическому осмыслению и помогают изучению экологических проблем.
Думаю, подобный опыт работы имеется во многих образовательных учреждениях города. Есть заинтересованные дети, педагоги, учителя. Необходимо объединить усилия и дать возможность детям сотрудничать более активно в рамках городского экологического движения.
Список использованной литературы
Планета Земля – наш общий дом: сборник информационно-методических материалов экологического просветительского марафона / под ред. В. В. Ищука. – Ярославль,2011.
Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007г.
Собственные наблюдения