Сергей Есенин «Черёмуха»


Сергей Есенин «Черёмуха»
Цель: знакомство с биографией и творчеством С.Есенина. Задачи: 1.  Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; учить выразительному чтению стихотворения, умению находить в тексте образные средства (эпитеты); 2.  Развивать связную речь учащихся, умение передавать свои впечатления о прочитанном; развивать творческое воображение учащихся. 3.  Воспитывать любовь к Родине через красоту природы; чувства коллективизма через работу в парах.                                         Ход урока: 1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
1) Речевая разминка.( СЛАЙД 1)
-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:
Ляля – плакса,
В тетради – клякса.
На горе, на горке
Горько ревёт Егорка.
2) Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока.
-Что было задано на дом?
Опрос домашнего задания. (3 ученика)
-Молодцы.
3. Постановка цели урока: - А сейчас усаживайтесь поудобнее и закройте глазки. Я загадаю вам загадку о растении, которое цветет весной с нежным ароматом. Вот послушайте:                  Будто снежный шар бела                  По весне она цвела.                  Нежный запах источала,                  А когда пора настала,                  Разом сделалась она                  Вся от ягоды черна (черёмуха) - Посмотрите, какая цветущая черемуха? (белая, красивая, пушистая) - Про черёмуху слагали песни, писали стихотворения. (СЛАЙД 2)
Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - ………….
Всей России встают черты…(Н.Браун)
- Давайте попробуем сформулировать тему урока.(С.Есенин «Черемуха»)
- И сегодня мы познакомимся со стихотворением «Черёмуха», которое написал Сергей Есенин. Мы будем учиться выразительно читать это стихотворение и стараться передавать чувства и впечатления о прочитанном.
4.Изучение нового материала.
1.Биография поэта.(СЛАЙД 3,4,5)
Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). (СЛАЙД 6) В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет. Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы. Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь (30 лет), но очень непростую жизнь. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, слушал лекции в народном университете. Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» - вышла в 1916 году (когда ему был 21 год) и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. До сих пор остается загадкой история его гибели... 2)Творчество поэта: - Во 2 классе уже знакомились со стихотворениями С.Есенина. Кто вспомнит названия? Выберите из предложенного списка, названия стихов С.Есенина. «Белая берёза»(!) «Вовка–добрая душа»(А.Барто) «Поёт зима, аукает»(!) «Мойдодыр» (К.Чуковский) (дети встают и убирают лишние стихотворения) - Кто автор других стихотворений?
3) Знакомство с новым стихотворением:
- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
(Учитель читает стихотворение под музыку) (СЛАЙД 6)
Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. (Пауза)
- Что представили? Какую картину нарисовали в своем воображении?
4. Вторичное знакомство со стихотворением: (жужжащее чтение) (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ) - Какое настроение автора вы почувствовали: (ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное?) - Какие чувства возникли в вашем сердце: (изумление; радость; восторг; восхищение; грусть; спокойствие; сожаление; печаль; ликование). - Какие непонятные слова вам встретились?
(толкование непонятных слов по словарю Ожегова)
роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
волна гремучая – издающая громкие звуки;
обдаёт – обливает со всех сторон;
вкрадчиво – осторожно; тихо;
под кручею – под обрывом.
6. Беседа о прочитанном: -Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (ЭПИТЕТЫ) - Для чего нужны эпитеты? (употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной). (СЛАЙД 7)7. Выборочное чтение: - Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? (зачитайте) (Черёмуха душистая, ветки золотистые) - Почему они золотистые? (блестят в лучах солнца) - С чем сравниваются ветки дерева? (с кудрями) - Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась) - Как автор рассказывает про росу? А зелень какая? (зачитайте). - Почему «сияет в серебре»? (блестит на солнце) - Значит, в какое время суток автор увидел черёмуху? (утром) - Прочитайте в парах первый и второй столбики.
8.Работа над выразительностью. - Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава) - Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поет ручей? Какой звук преобладает в этих словах? (А Рядом, у пРоталинки, в тРаве, между коРней, Бежит, стРруится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р) - Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне) - Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика) 5.Рефлексия:
С чем мы познакомились и чему мы учились на уроке? (познакомились со стихотворением «Черёмуха» С.Есенина; учились выразительно его читать) - как называются слова, которые делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной? (ЭПИТЕТЫ) Оценивание учащихся.