Курсовая работа по физической культуре и ОБЖ на тему детская преступность и анализ ее причин.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
“Детская преступность. Анализ причин и условий детской преступности и преступлений”
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...........3
I Глава. Теоретический анализ психологических особенностей детей девиантного типа делинквентного поведения………………………..............................................6
Индивидуально-личностные особенности несовершеннолетних преступников……………………………………………………………………..10
1.2 Причинный комплекс детской преступности …………………………………..13
II Глава. Практическая разработка состояния детской преступности……………18
2.1 Нормативно-правовая документация по детской преступности……………..18
2.2 Основные направления профилактики детской преступности………………20
2.3Статистика детской преступности по Уфе за 2007год………………………..27
2.4 Формы, средства воспитательной работы в ОУ направленные на коррекцию и предупреждение девиантного типа делинквентного поведения………………….30
2.5 Модель коррекционно-реабилитационной работы……………………………37
Заключение…………………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………………42
Введение
Для российского общества проблемы преступности в целом, и несовершеннолетних в особенности, в последнее десятилетие приобрело особое звучание. И это не удивительно, поскольку российское общество находится в тисках экономического и социально-политического кризиса, обострения множества противоречий. Это вызвало нарастание социальной напряженности, деградации многих традиционных нравственных ценностей, резкое снижение уровня законопослушания, дестабилизацию общественного порядка. Рост социального расслоения, появление новых привилегированных слоев, безработица, инфляция- все это играет существенную криминогенную роль. «Общество имеет таких преступников, каких оно заслуживает». Эти слова французского криминолога Лакассаня, сказанные в конце XIX века, актуальны и сейчас.
И как - будто для нас сегодняшних писал поэт Н.А.Некрасов
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли братья,
Тихий плач и жалобы детей?
Актуальность исследования: человечество, вступив в XXI век, особо озабоченно решением проблем правовой и социальной защиты подрастающего поколения, поиском подходов, стратегий противодействия беспризорности, наркомании и преступности среди несовершеннолетних.
Детская преступность - преступность несовершеннолетних, общественно опасные действия несовершеннолетних, ответственность за которые предусмотрена уголовным законом. От Д. п. следует отличать общественно опасные действия малолетних, не могущих по возрасту нести уголовную ответственность. [1]
ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ – синдpом патохаpактеpологической реакции у подpостков, пpоявляющийся в совеpшении ими мелких пpавонаpушений и пpоступков, не достигающих степени пpеступления (кpиминала), наказуемого в судебном поpядке. Чаще наблюдается пpи психопатиях и акцентуациях неустойчивого типа.[2]
Термин стал употребляться когда в ведение американских судов для несовершеннолетних начала ХХ века передавались дела относительно подростков до 17, а иногда до 18 лет, находящихся в состоянии "преступности" (delinquency). "Делинквентами" назывались в более ранних законах относительно несовершеннолетних:
те, которые нарушили закон государства или обязательное постановление местной власти
те, которые являются неисправимо порочными
Позднейшие законы значительно расширили это понятие, присоединив к нему следующие категории:
подростков, сознательно общающихся с ворами и порочными людьми
скрывшихся из дому без ведома родителей или опекунов или без уважительной причины
проводящих время в праздности и преступлениях
сознательно посещающих дома, пользующиеся дурной репутацией
бродящих ночью по улицам, рельсовым путям или около складов
входящих в вагоны без надлежащего права
употребляющих бранные и непристойные выражения
проявляющих безнравственность и бесстыдство
Цель исследования: на основе изучения причин и факторов формирования детской преступности разработать рекомендации по совершению профилактических мероприятий, способствующих предотвращению детской делинквентности.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научной литературы, нормативно – правовой документации по проблеме делинквентного типа, девиантного поведения детей.
2.Выявить основные факторы способствующие формированию делинквентного типа, девиантного поведения детей.
3.Изучить основные направления профилактики детской преступности в современных условиях.
4. Предложить современные технологии, методы профилактики и коррекции делинквентного типа девиантного поведения.
Объект исследования: детская преступность, причины способствующие формированию делинквентного поведения детей.
Предмет исследования: форма воспитательной работы по профилактике преступности и воздействие на несовершеннолетних правонарушителей.
I Глава. Теоретический анализ психологических особенностей детей девиантного типа делинквентного поведения
Вопрос детской преступности всегда существовал почти во всех странах и государствах во все времена. Были, да и сейчас есть, более благополучные страны, где детской преступности мало. В других странах, она если существует, то не представляет проблемы такого масштаба, какого она достигла в Соединенных Штатах. В качестве примера перечислим ряд наиболее громких случаев:
- В январе 1993 г. Скотт Пеннингтон, 17 л., вошел в класс, где учитель вел урок английского языка и убил его наповал выстрелом в голову. Затем подстрелил швейцара и ушел. Его приговорили к заключению на 25 лет. Наверно существовали оправдательные мотивы, вроде того, что учитель заставлял изучать Шекспира.
- 2 февраля 1996 г. 14-летний подросток вошел в класс, в штате Вашингтон, убил учителя алгебра и двух одноклассников. Приговорен к пожизненному заключению.
- 19 февраля 1997 г. 16-летний ученик открыл огонь из охотничьего ружья в школе. Убил директора школы и одного товарища; двое других ранены. Ученик Эван Рэмзи приговорен к пожизненному заключению.
-1 октября 1997 г. 16-летний недоросль в штате Миссисипи убил свою мать, затем отправился в школу и тяжело ранил девятерых одноклассников, из которых двое умерли от ран. Власти обвинили шестерых его друзей в сговоре. - 1 декабря 1997 г. 14-летний ученик открыл в школе в штате Кентукки огонь по своим товарищам. Трое убитых, пять ранено.
Дети бросаются на своих учителей с ножами, пытаются их отравить, стреляют по товарищам и педагогам... Исследователи данной проблемы видят причину в излишне либеральной системе воспитания детей. В Соединенных Штатах очень часто можно встретить мамаш с малолетними детьми, ревущими во все горло, требующими конфетку или еще что-то, когда она стоит в очереди у кассы. Мамаши как правило делают вид, что не слышат воплей. Так же поступают кассирши, вся очередь и все окружающие. Все действует по правилам американской демократии и либерального воспитания. А правила такие (авторский стиль сохранен):
«Правило номер один: «мое дитя, и даже не пытайся учить меня, как воспитывать ребенка». Иными словами, «попробуйте только сказать, мол, «утихомирьте ребенка, пожалуйста», потом сами рады не будете». Правило номер два: ребенку нельзя мешать «развиваться». Он обязан дойти до всего сам, без вмешательства родителей, педагогов и уж более случайных свидетелей, у которых в голове звон стоит от детского визга! Иными словами, дети в Америке растут как сорная трава, и действительно доходят до всего сами. Или учатся жизни в школе, на улице и в других местах, не говоря про телевидение, главной задачей которого является стремление приучить детей к насилию, крови, разврату, так как, это, ведь, жизнь, с которой им все равно придется столкнуться!»,[3]
Давая общую оценку состояния дел работы с несовершеннолетними в России, слово «катастрофа» прозвучало несколько лет назад в обращении уполномоченного по правам человека Олега Миронова к председателю правительства России М.Касьянову, но оно же гремит и сейчас. Отсутствие слаженных действий государственных органов и молодежной политики приводит к тому, что после выхода из детских домов 30% этих ребят становятся бомжами,10% заканчивают жизнь самоубийством, ежегодно в стране совершается более семнадцати тысяч преступлений, потерпевшими в которых являются дети.
В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По данным Министерства труда РФ в органах внутренних дел состоят на учете 424,3 тыс. несовершеннолетних и более 202,3 тыс. родителей, не выполняющих своих родительских обязанностей.
Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних. В настоящее время в детских домах воспитываются 132 тысячи детей, оставшихся без родителей.
Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. По данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в эти процессы. Почти в 6,5 раз увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых по фактам торговли несовершеннолетними детьми и по фактам сексуальных домогательств к детям.
В последние годы фиксируемый устойчивый рост венерических заболеваний имеет распространение в детской среде, особенно среди социально-дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия. Имеет место тенденция к увеличению численности подростков, госпитализированных по поводу наркологических заболеваний. За 5 лет в 9 раз увеличилось количество подростков-наркоманов: по официальной статистике с 1618 до 14,6 тыс.
Ежедневно в Российской Федерации регистрируются более 1,5 тыс. разводов. В результате без одного родителя остаются почти 1,2 тыс. детей, в среднем в дома ребенка передаются 30 чел, "отбираются" у нерадивых родителей - 32 чел, убегают из дома - 237 мальчиков и девочек. Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (около 23% от общего числа рожденных детей).
Также ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Нетрудно догадаться, что резкое увеличение стрессовых ситуаций (отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги) сказывается, в первую очередь, на детях. Беспризорность как общественное явление тесно связана с тяжелой экономической ситуацией в стране.
Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения. По данным Министерства образования РФ, в 1998 году число отчисленных из школ и не возобновивших обучение детей составило 367 тысяч. Около 2 млн. детей в РФ нигде не работают и не учатся.[4]
Сейчас каждый из нас ощущает, что в последние 10-12 лет общество постигла какая-то апатия и равнодушие к бедам детей. Из-за системной ошибки власти, а может хуже, злого умысла открыт широкий доступ к ничегонеделанью, пьянству, наркомании, преступности среди детей и подростков, отсутствие моральных обязательств, уважения, памяти.
Сегодняшнее состояние преступности среди несовершеннолетних, состояние их здоровья, социальной защищенности требует от правительства, силовых ведомств, ученых, общественных организаций неотложных мер, которые не должны остаться на бумаге, как это порой у нас происходит, а должны реализовываться.
Эксперты ООН прогнозировали и, к сожалению, не ошиблись, что к началу XXI века преступность среди несовершеннолетних будет в центре внимания мирового сообщества. По данным Всемирной организации здравоохранения (было исследовано 160 стран) детская беспризорность, бездомность способствуют распространению болезней и совершению преступлений несовершеннолетними, в том числе тяжких, и совершению преступлений в отношении их самих. По этим показателям на первое место в мире вышли республики бывшего СССР, а Россия опережает многих из них.
1.1 Индивидуально-личностные особенности несовершеннолетних преступников.
Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.
Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.
В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившиеся в последние годы в стране.
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.
В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям другим, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
В качестве социально отягощенных дефектов психофизического и интеллектуального развития и состояния, имеющих более высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:
- различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах;
- заболевание алкоголизмом;
- явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:
- постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.);
- пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;
- бродяжничество, систематические побеги из дома;
- ранние половые связи, половая распущенность;
- виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
- привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого[5].
1.2 Причинный комплекс детской преступности
1.Одной из главных причин роста преступности среди несовершеннолетних в последнее десятилетие является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая социально-классовая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества.
«Уязвимость» заключается в том, что отличающее несовершеннолетних особенности (не устоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступлений.
2.Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемое отчисление подростков из общеобразовательных школ и ПТУ. Только в 1999 году из школ Российской Федерации по неуважительным причинам выбыло более ста тысяч учеников. Имеют место многочисленные факты отчисления детей, не достигших 14 летнего возраста.
3.Незанятость детей часто приводит к преступлениям. Можно что угодно говорить про комсомол и пионерскую организацию, но они объединяли молодежь и детей и делали много хорошего, доброго, полезного. Их уничтожение - грубая системная ошибка власти. Все последние годы продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости молодежи. Многие оздоровительные лагеря для детей и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных и малообеспеченных семей не всегда могут из-за высокой стоимости путевок.
4.Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
В настоящее время увеличивается число случаев жестокого обращения с детьми, что приводит к интенсивному «вытеснению» детей и подростков из семьи на улицу и дает толчок новому увеличению противоправного поведения несовершеннолетних, чаще всего имущественного характера. Проведенные исследования свидетельствуют, что степень влияния семейного неблагополучия у подростков, совершивших имущественные преступления, выше, чем у других несовершеннолетних преступников.
Опрометчивым, однако, будет мнение о том, что преступное поведение несовершеннолетних является уделом исключительно малоимущих, социально ущемленных слоев. Богатство, нажитое неправедным путем, обладает разрушительной силой и духовно опустошает. И когда мы сегодня читаем, что в европейских странах за последнее десятилетие число преступлений несовершеннолетних возросло от 40 до 70%, а в большинстве стран мира в вопросе детской преступности нет отката назад, спада и сокращения. То брать это за главный аргумент и утверждать однозначно, что увеличение преступности среди несовершеннолетних в нашем российском обществе соответствует общемировому стандарту, глобализации мирового порядка, без учета классовых различий, я считаю ошибочным.Склонность состоятельных классов к совершению преступлений была подмечена давно. Так К. Маркс писал: «Именно в верхах буржуазного общества не здоровые и порочные вожделения, проявлялись в той необузданной – на каждом шагу приходящей в столкновение даже с буржуазными законами - форме, в которой порожденная спекуляцией богатство ищет удовлетворение сообразно своей природе, так что наслаждение становится распутством, а деньги, грязь и кровь сливаются в один поток. Финансовая аристократия, как по способу своего обогащения, так и по характеру своих наслаждений есть ни что иное, как возрождение люмпен-пролетариата на верхах буржуазного общества». [6]
Последовательно раскрывал классовый характер преступности и В.И.Ленин. Очень злободневно звучит американская поговорка, которую не раз он приводил в своих работах: «Если вы украдете кусок хлеба, вас посадят в тюрьму, а если вы украдете железную дорогу, вас назначат сенатором»[7]
5. Наиболее очевидным и достаточно хорошо исследованным условием взрослой и детской преступности является пьянство. Более разрушительное воздействие на состояние соматического и психологического здоровья молодого человека оказывают наркотические и другие сильнодействующие, одурманивающие вещества. К сожалению, по сколько проблема наркомании давно у всех на слуху, любой теперь знает, что ситуация в стране хуже не придумаешь.
Сама болезнь резко помолодела, что является, прежде всего, показателем беспрепятственного развития героиновой эпидемии среди потребителей наркотиков, и вот уже в Минздраве появилась должность детского нарколога, а заодно и должности наркологов в комитетах по образованию. Уже 6 % населения России поражены наркоманией, еще 2 % добавится и можно говорить о гибели нашего генофонда [8]
6. В криминологической литературе встречается точка зрения о влиянии средств массовой информации (СМИ), а, прежде всего телевиденья и кино в культивировании среди молодежи «преступной идеологии». В связи с этим отмечается, что идет нагнетание страха перед преступностью на фоне информации полной ужасов, зачастую далекой от реальной действительности.
По мнению почти 90% французов и такого же числа немцев, бельгийцев, итальянцев, все беды с детьми происходят по вине голубого экрана. Европейское общество защиты детей подсчитало, что в фильмах и передачах по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее 20 убийств и правовых злодеяний. Но наше телевиденье, став чисто коммерческим перешагнуло эту статистику. Не меньший вред СМИ причиняют, когда через них идет романтизация преступной жизни и морали. Это приводит к тому, что среди молодежи и подростков, негативное социальное поведение приобретает привлекательность. Появляются мнения о возможности «союзнических» отношений с преступниками. Высказываются идеи о том что, воровской мир, «воры в законе» - это часть российской культуры, а воровские «правильные» понятия легче и разумнее законов[9].
Но в тоже время, дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
•медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
•социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
•психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
•педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
•дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
•дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
•дети из неблагополучных, асоциальных семей;
•дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке[10].
II Глава. Практическая разработка состояния детской преступности
2.1 Нормативно-правовая документация по детской преступности
Распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в целом. Так подростковой преступности, вопросом ее предупреждения и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних посвящены Минимальные стандартные правила ООН 1985 г, известные под названием «Пекинские Правила», и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних ( Эр-Риязские принципы 1990 г), а также правила ООН 1990 года, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
На основе Конвенции о правах ребенка 1989 года и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы, Указом Президента России от 14.09.95 г. №942 утверждены «Основные цели и задачи государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Это национальный план действий в интересах детей России по осуществлению конкретных экономических, правовых, социальных преобразований.
Предупреждение преступности несовершеннолетних, согласно подходу, по которому каждая сфера политики должна иметь своим особым объектом детей, является компонентом общей политики государства в сфере предупреждения преступности. С другой стороны, политика предупреждения преступности несовершеннолетних – компонент национальной политики государства в отношении несовершеннолетних. С этой точки зрения совершенно оправданно включение целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1997-98 годы» в президентскую программу «Дети России».Среди приоритетных направлений в нем названы: укрепление правовой защиты детства с приведением законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации; усиление защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних в связи с имеющимися социально экономическими условиями в отношении собственности. Все перечисленные факторы обусловливают поле деятельности социального педагога и позволяют определить его функциональные обязанности в общеобразовательной школе, исходя из стоящих задач.
Согласно Закону Российской Федерации «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), органы и учреждения образования входят в указанную систему как одни из гарантов этого права. Совершенно ясно, что в конкретном образовательном учреждении выполнение соответствующих обязанностей возлагается на социального педагога. Именно ему надлежит организовывать взаимодействие с другими субъектами системы: органом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их прав, учреждениями социальной защиты населения и др.
Право на образование защищено Законом РФ «Об образовании», а также ратифицированной СССР в 1962 г. Конвенцией ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования», предписывающей «обеспечивать во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения». Однако практика показывает, что это право нередко нарушается по отношению к тем детям, которые обозначены российским законодателем как «находящиеся в трудной жизненной ситуации», «с задержкой психического развития, создающей трудности в обучении», «с ограниченными возможностями здоровья», а поэтому требует защиты.
Вышеназванные и принятые в последние годы другие документы важны среди обязательных и рекомендательных норм международного права. На их основе в отношении несовершеннолетних разработаны соответствующие нормы Семейного (СК), Гражданского (ГК), Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного (УИК) кодексов Российской Федерации, вступивших в силу в 1995-2001 годах, а Гражданский-процессуальный кодекс (ГПК) опубликован в Российской Газете 20 ноября 2002 года. Но специального кодекса, регламентирующего правоотношения, связанные с несовершеннолетними нет.
Реализация правовых актов в работе с детьми и молодежью на территории России поручена Департаменту проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения России. В регионах эти задачи призваны решать комитеты по социальным вопросам и делам молодежи.
2.2 Основные направления профилактики детской преступности Длительное кризисное состояние общества, ведущее к втягиванию больших контингентов несовершеннолетних, неизбежно порождает у подростков, превращающихся сначала в молодежь, а затем во взрослых, эффект привыкания к противоправному поведению, к совершению преступлений, снабжает их криминальными навыками и связями, навыками круговой поруки, пренебрежения к честному труду. Все это делает реальной опасность того, что для больших когорт молодого населения страны совершение преступлений станет нормой жизни, образом жизни и будет сопровождать их жизненный путь, а значит, и жизнь общества на протяжении десятилетий.
В жизни подростка 5-10 лет - большой срок, за который происходит формирование личности, возникают и укореняются социальные связи, профессиональные навыки. Поэтому нахождение подростка в течение 5-10 лет в криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь. Обществу, столкнувшемуся со столь масштабным и грозным явлением, понадобятся чрезвычайные и долговременные усилия для нейтрализации и позитивной трансформации такой крупномасштабной криминальной активности. В создавшемся угрожающем положении требуется адекватный ответ со стороны государства и общества, придется прилагать усилия и средства, не считаясь с затратами, для того чтобы общество и государство просто существовали.
Существовавшая в СССР система контроля ушла в прошлое, новая же система предупреждения преступности, адекватная демократическим реалиям, пока не построена и будет ли построена. МВД, несущее основное бремя контроля за преступностью, переживает глубокие преобразования, обусловленные, с одной стороны, определенным разрушением кадрового ядра, а с другой - снижением доверия населения.
Криминологами доказана социальная природа преступности. Еще в 1831 году бельгийский социолог-позитивист, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук Кетле Ламбер Адольф Жак писал, что "общество подготовляет преступление, а преступник есть только орудие". Из этого следует, что объектом профилактического воздействия должны стать основные, наиболее значимые в социальном отношении, сферы жизнедеятельности несовершеннолетних. Именно на них необходимо сосредоточить основные усилия разработчиков политики. Таких сфер жизнедеятельности можно взять всего семь; родительская семья, учеба, досуг, трудоустройство, трудовая занятость, здоровье, поведение в криминальных ситуациях и, может быть, следует выделить как самостоятельную сферу - формирование у несовершеннолетних и молодежи жизненных, нравственных, трудовых и иных базовых ценностных ориентаций.
Система мер по профилактике преступности разделяется на несколько уровней:
-государственный;
-региональный;
-Муниципальный (местный).
Система мер по профилактике девиантного типа делинквентного поведения на государственном уровне
Политика государства по предупреждению преступности несовершеннолетних должна быть тесно взаимосвязана с экономической, социальной, демографической и т.п. политикой. Для повышения эффективности этой политики нужно усовершенствование разных отраслей права от уголовного до жилищного.
Процесс превращения подростка в правонарушителя или преступника занимает длительное время. По мере нарастания выраженности социальной защиты трудный подросток становится объектом воздействия разных государственных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Эти учреждения в зависимости от выполняемых ими функций могут быть разделены на четыре уровня:
Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения и т.д.) деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализации их прав и законных интересов.
Учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого - медико-социальные центры, центры постинтернатной адаптации и т.д.), которые оказывают помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этот уровень системы профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений.
Учреждения вторичной специальной профилактики (отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.
Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.
Очевидно, что подросток должен становиться объектом воздействия профилактических учреждений более высокого уровня только в том случае, если деятельность учреждения более низкого уровня не принесла желаемого результата.
В настоящее время нет ни одного субъекта Федерации, в котором были бы учреждения всех уровней профилактики, то есть имеется полностью сформированная инфраструктура профилактического пространства. Невозможность обеспечения преемственности работы учреждений разного уровня негативно сказывается на эффективности деятельности всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В отделе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Института при Генеральной прокуратуре РФ основные положения концепции государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних были разработаны Г.И.Забрянским.
Государство располагает многими средствами реализации своей политики предупреждения преступности несовершеннолетних: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологичекая профилактика и уголовно-правовое предупреждение. Важнейшим вопросом в политике является выбор приоритетных из перечисленных выше средств. Поскольку преступность - явление социальное, то и основную роль в ее предупреждении должна играть социальная профилактика. Однако на практике предпочтение отдается мерам правового сдерживания.
В СССР большую роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних играли массовые общественные организации, объединявшие подавляющее большинство детей и подростков. В настоящее время место этих организаций остается незанятым. Формально их функции взяли на себя государство и органы местного самоуправления. Однако дисфункция большинства социальных институтов, явно недостаточное финансирование детских учреждений делает чрезвычайно актуальной задачу более широкого привлечения общественных организаций, включая религиозные общины, и отдельных граждан к организации досуга детей и подростков, обеспечению их летнего отдыха, то есть их участие в первичной социальной профилактике и, возможно, первичной специальной профилактике.Система мер по профилактике на региональном уровне
В последние годы в Российской Федерации отмечается постоянное нарастание региональных различий. Эти различия проявляются как в социально-экономической сфере, так и в уровне преступности и распространенности других форм девиантного поведения. Например, число учтенных в органах здравоохранения несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов в расчете на 100 тыс. подросткового населения между самыми благополучными и самыми неблагополучными регионами России отличается на два порядка. Из этого следует необходимость регионального подхода к формированию государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. Такой подход подразумевает следующее:
Оценку криминальной ситуации в регионе на основе сопоставления ее с криминальной ситуацией в экономическом районе, в котором находится этот регион, и в России.
Реализацию принципа полноты региональной инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних.
Максимальное использование для предупреждения преступлений несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов путем сосредоточения основных усилий на формировании и развитии инфраструктуры профилактики.
Принятие в соответствии с Федеральными законами, изданными по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, законов и иных нормативных актов.
Осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных актов.
Согласование программ предупреждения преступности несовершеннолетних на региональном уровне с программами и потребностями на местном уровне.
Система мер по профилактике на муниципальном уровне
Основная часть работы с подростками проходит в школах или при их непосредственном участии, ведь из всех социальных институтов школа наиболее чувствительна к проблемам ребенка. Любая из служб, занятых в работе с несовершеннолетними, теснейшим образом взаимодействует со школой. Работа с детьми в школах направлена не только на профилактику детской преступности и правонарушений, но и на защиту прав несовершеннолетних. К сожалению, время от времени выявляются случаи жестокого обращения с детьми со стороны их родителей. Бывают случаи, когда ученик долгое время не появляется в школе, родители по телефону отделываются неправдоподобными отговорками, а то и вовсе телефона нет. Придя домой к ученику, педагоги зачастую обнаруживают нестерпимые условия проживания — грязная квартира, пьяные и агрессивно настроенные родители, отсутствие одежды и продуктов питания. А самого ребенка месяц держат взаперти «за провинность». В таких случаях необходимо принимать экстренные меры, и роль школы здесь нельзя недооценивать — часто проблемы такого рода выявляются и доводятся до сведения милиции и Администрации районов именно работниками образования. Важным условием для ограждения ребенка от негативного влияния улицы является эффективное использование свободного от занятий времени. С этой целью в Ленинском районе города Уфы проводится обширная работа по организации занятости детей:
1. Объединением молодежно-подростковых клубов «Алые паруса» под руководством Сергея Леонидовича Шишкина постоянно расширяется охват детей, подростков и молодежи, подыскиваются новые помещения. Спектр направлений деятельности клубов чрезвычайно широк: от авторской песни и рисования до туризма и альпинизма. 2. Комитет по физической культуре и спорту Администрации района организует различные спортивные мероприятия, способствующие популяризации здорового образа жизни.
3.Отделом культуры и молодежной политики обеспечивается содержательный досуг детей, что особенно важно в период каникул, когда дети на время отрываются от школы.
4.Комиссией по делам несовершеннолетних и отделом образования проводится работа по обеспечению детей путевками в летние лагеря. 5. Центр занятости населения совместно с отделом культуры и молодежной политики Администрации проводит мероприятия по обеспечению подростков работой во время летних каникул. Так, прошлым летом воспитанники подростковых клубов «Грань», «Атлет», «Арнольд», «Мечта» и клуба имени Нассонова занимались уборкой прилегающих к клубам территории, производили частичный ремонт своих клубов.
6. МУ Городской центр психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО» Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании. Схема реализации программы профилактики в О: работа со школьной средой, работа с несовершеннолетними группы риска, работа с несовершеннолетними, употребляющими наркотические вещества.
Все эти мероприятия способствуют вовлеченности ребенка в общественную жизнь, что, в конечном счете, формирует такой круг интересов, в котором нет места воздействию улицы. Важность проводимых мероприятий несомненна, ведь сегодняшние дети — это те, кто завтра будет составлять основу российского общества[11].
2.3 Статистика детской преступности по Уфе за 2007год
Вот несколько вопросов по профилактике преступности среди несовершеннолетних которые были обсуждены на очередном оперативном совещании у главы администрации городского округа город Уфа Павла Качкаева. С докладом выступила начальник отдела участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних УВД по Уфе Зульфира Файрушина.
В течение длительного времени показатели подростковой преступности на территории Уфы выглядели гораздо лучше, чем в других городах России. Но, начиная с февраля 2007 года, показатели данного вида преступности и их тяжесть выросли на 41,4 процента.
За 6 месяцев 2007 года несовершеннолетними и при их участии совершено 266 преступлений, в том числе 112 тяжких и 6 особо тяжких преступных посягательств. Несовершеннолетними Уфы совершенно одно убийство, зафиксировано 10 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе один случай, повлекший смерть потерпевшего. Значительную часть противоправных действий молодых людей составляют преступления, связанные с завладением чужим имуществом. За полгода 2007 года ими совершено 92 кражи, выявлено 58 случаев грабежа, 8 случаев разбойных нападений, 11 случаев мошенничества, 27 случаев неправомерного завладения транспортными средствами.
Для сравнения показатели подростковой преступности в других городах-миллионниках следующие: в Перми подростки совершили 607 преступлений, в Челябинске зафиксировано 553 преступления, Самаре — 336, Екатеринбурге — 328, Казани — 120, в Оренбурге — 103 преступления.
Одной из причин совершения преступлений несовершеннолетними является их незанятость. За первое полугодие текущего года преступные деяния в Уфе совершили 127 подростков, которые нигде не работают и не учатся, что на 54 человека меньше, чем в первом полугодии прошлого года. К настоящему времени 259 несовершеннолетних трудоустроены на временные или постоянные рабочие места, в том числе стали работать 175 подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел города.
Зульфира Файрушина подчеркнула, что актуальной остается проблема, связанная с детской и подростковой наркотизацией. Но, поскольку наркомания и токсикомания имеют высокий уровень латентности, точное количество детей, пораженных этим недугом определить невозможно. Наибольшее количество несовершеннолетних, состоящих на учете в наркологических кабинетах, проживает на территории Калининского, Орджоникидзевского и Ленинского районов города.
В последние годы значительно увеличилось количество подростков, употребляющих пиво, в том числе и его крепкие сорта. Существенную помощь в профилактике наркомании, раннем выявлении учащихся, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств и токсических веществ, оказывают наркологические посты, созданные во всех учебных заведениях столицы. Таких постов в Уфе сейчас — 161. В результате совместно проводимой работы 788 подростков были направлены для обследования в наркологические кабинеты города, 19 детей было госпитализировано. Однако по закону состоять на учете в наркодиспансерах могут только добровольно обратившиеся наркоманы, в том числе несовершеннолетние.
Основным направлением деятельности по предупреждению распространения наркомании в подростковой среде является пропаганда правовых знаний и здорового образа жизни. В текущем году сотрудниками милиции и учителями в учебных заведениях города было проведено почти четыре тысячи лекций и бесед с учащимися, студентами и педагогическими коллективами.
Работа по выявлению родителей, отрицательно влияющих на воспитание детей, проводится совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних, представителями учреждений образования и здравоохранения. За истекший период в отношении 2685 родителей за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей были приняты меры административного воздействия, но заметного позитивного влияния на судьбы несовершеннолетних это не оказало. Родители продолжают злоупотреблять спиртными напитками, что нередко ведет за собой насилие и жестокое отношение к детям. И это одна из злободневных причин толкающих детей на преступления[12].
2.4 Формы, средства воспитательной работы в ОУ направленные на коррекцию и предупреждение девиантного типа делинквентного поведения
Для обеспечения действенной работы социальной службы школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (психолог и социолог) и прикладной работы (социальный работник и социальный педагог). Каждый из них призван осуществлять свою деятельность в интересах ребенка и школы. Наиболее характерными специализациями социального педагога могут быть:
-организатор внеучебной работы (классный воспитатель);
-организатор досуга;
-педагог-психолог;
-социолог;
-социальный работник;
-методист.
В целом во всей деятельности социальной службы школы условно можно выделить два основных направления: социальная работа и социальная педагогика.
Основным направлением деятельности социальной службы школы являются выявление среди учащихся отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, и организация социально-педагогической работы с ними. Непосредственное руководство этой деятельностью осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
Как известно, школе традиционно присущи три ведущих направления работы — управление, участие в воспитании детей и организация среды воспитания. В соответствии с этими направлениями строится деятельность любого специалиста школы с акцентом на одном из них, в зависимости от профессиональной специфики[13].
Участие в управлении школой социальный педагог осуществляет по трем основным направлениям.
1. Консультирование администрации. Деятельность в качестве советника администрации предполагает:
проведение социологических и социально-психологических исследований как в педагогическом и детском коллективах, так и среди родителей. Результаты таких исследований обеспечивают принятие более продуманных и обоснованных управленческих решений; участие в разрешении конфликтов. Практика показывает, что уровень конфликтности во взаимодействии школы с родителями и детьми очень часто превышает желательный уровень и в большинстве случаев конфликты обусловлены непониманием социальных причин возникшей напряженности.
2. Методическая работа. Она входит в прямые обязанности любого специалиста педагогического коллектива. В рамках этой деятельности социальный педагог:
проводит с учителями занятия, на которых он должен обучить их приемам социометрического контроля за межличностной атмосферой в классе, помочь в диагностике факторов риска (отчужденные, выталкиваемые, бойкотируемые), содействовать эффективному распределению ролей в коллективе учащихся с целью компенсировать негативные влияния социальной стихии и др.; участвует в работе консилиумов.
3. Внешкольное взаимодействие. Данное направление деятельности социального педагога включает:
-участие от имени школы в работе местных органов власти и самоуправления по вопросам социального развития и решения социально-педагогических проблем, в разработке и обсуждении региональных и местных социальных программ и проектов и т. п.;
-взаимодействие с органами управления и учреждениями образования, социальной защиты, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и др. для решения конкретных социально-педагогических проблем;
-сотрудничество с общественными и другими организациями, которые могут оказать содействие в решении тех или иных социально-педагогических проблем.
Участие в воспитательном процессе предполагает два основных направления:
Внутришкольный мониторинг. Он обеспечивает выявление и диагностирование социально-педагогических проблем и включает:
текущее наблюдение за общей ситуацией в школе, классных коллективах, группах учащихся, за взаимоотношениями между учителями, учащимися, родителями и т.д.;
анализ и прогнозирование конкретных проблемных социально-педагогических ситуаций.
Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление является ведущим в деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. И это понятно, ибо сколько ни проводи мероприятий в пользу дезадаптированных, «проблемных» детей, реальные показатели труда складываются из живых детских судеб. Это направление реализуется в разных видах деятельности:
социально-педагогическая поддержка осуществляется в сотрудничестве с органами местного самоуправления и различными ведомствами, которые обладают необходимыми полномочиями для устройства ребенка и средствами на его содержание, а также с общественностью, в распоряжении которой имеются фонды и волонтеры. В совокупности это позволяет извлекать несовершеннолетних из трудной или опасной ситуации, помещать в приют, передавать в другую семью или интернат, если нужно действовать решительно, а если надежда на оздоровление обстановки в семье не утрачена — включать родителей в реабилитационные программы разных социальных учреждений, центров и т.п.;
социальный контроль, в котором реализуется функция школы как одного из субъектов системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений, осуществляется во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (с подведомственными ей учреждениями). Это направление деятельности предполагает определенное позитивное влияние со стороны школы на прилегающий к ней микрорайон, противодействие субкультурам маргинальной ориентации, которые все решительнее вовлекают в свою сферу несовершеннолетних. Конечно, такая деятельность требует от социального педагога особых умений, нередко личного мужества, но главное, готовности вступиться за интересы ученика в противодействии социальной стихии, от которой невозможно отгородиться постовыми на входе в школу. Поэтому специалисту приходится осваивать специальные методики работы, формы сотрудничества с авторитетными силами общества и государства, без поддержки которых он не сможет решать столь сложные задачи;
педагогическая реабилитация представляет собой социальную поддержку внутри учебно-воспитательного процесса. Она предполагает, с одной стороны, добывание средств на сверхнормативные занятия с детьми, с другой — улучшение социально-психологического статуса неуспешного ученика. При этом социальный педагог, по сути, выступает защитником личности ребенка от равнодушно отталкивающей среды, поскольку дети, как известно, не любят неудачников. Он символизирует гуманизм коллектива, выступает покровителем отчужденных и вытесняемых.
Действуя на стыке стихийных и организованных сил в первичном учебном коллективе, социальный педагог своим авторитетом и умением облегчает давление на слабого и приобщает неудачников к тому, что К. Д. Ушинский называл корпоративным духом конкретного образовательного учреждения;психопрофилактика направлена на выявление учащихся, школьная дезадаптация которых вызвана ограниченными возможностями их здоровья. Такие дети должны состоять на отдельном учете, особенно в тех случаях, когда встает вопрос о переводе их в класс коррекции. Очевидно, что при этом обязательным является сотрудничество со школьным психологом или детским врачом. Задача социального педагога в работе с этой категорией детей — своевременно взять их под контроль, принять и утвердить план реабилитационных мероприятий, проследить за его реализацией, с тем чтобы сделать все возможное для предотвращения перевода ребенка в коррекционный класс.
Участие в организации среды воспитания ребенка включает три следующих обязательных направления работы социального педагога:
Сопровождение ребенка в семье. Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка. При этом нередко поведение родителей не носит антиобщественного характера, и поэтому не дает оснований для вмешательства правоохранительных органов. В этом случае школе, хочет она этого или нет, приходится брать на себя инициативу при неочевидных обстоятельствах, что всегда бывает хлопотно и трудно, но необходимо, если думать о детях. Здесь сторонниками социального педагога выступают органы и учреждения, чья деятельность нацелена на защиту прав ребенка.
Работа с социальной средой ребенка. Она требует от школы вообще, и от социального педагога в частности, прежде всего инициативы. Ведь нередко учителя тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения. Тем более что разрушение инфраструктуры дворовых объединений, тяготевших к школе как к центру культуры и просвещения, сделало школу похожей на крепость, ушедшую в глухую оборону. А поскольку неизвестность порождает тревогу, предвзятое отношение к «улице» охватывает и окрашивает оттенком враждебности всю социальную среду в целом. Интерес к неформальной жизни учащихся — безусловно, необходимое качество школы, его утрата неестественна, и это понимают все.
Участие в работе родительского комитета. Взаимодействие с общественными органами самоуправления школы — родительским комитетом, попечительским советом и др. — входит в задачи социального педагога по многим направлениям его работы. Особо следует обратить внимание на новые веяния, еще не ставшие традиционными в школьной практике. Так, важную положительную роль в социально-педагогической работе могут играть советы по проблемам семьи, создаваемые при родительских комитетах или попечительских советах. Такое объединение родителей из числа авторитетных представителей общественности не имеет административных полномочий, но чрезвычайно эффективно в моральном плане.
Подобные объединения могут привлекаться и к работе с педагогами, когда для разрешения конфликта необходим третейский судья. Таким образом, социальный педагог в школе имеет очень широкий спектр деятельности[14].
Учащимся и их родителям он оказывает следующие конкретные виды услуг:
•помогает в адаптации детей при поступлении в школу, переходе из начальной в среднюю и из средней школы во взрослую жизнь;•предупреждает конфликты, которые по различным причинам могут возникнуть в детском коллективе, помогает разрешить конфликтную ситуацию на ранней стадии и предотвратить развитие более серьезных проблем; помогает учащимся в формировании навыков решения проблем, управления стрессом; обучает их социальным навыкам и др.;
•выступает посредником между школой и семьей: помогает родителям и учителям понять интересы и потребности детей в образовании и найти способы их удовлетворения в школе, определить индивидуальные образовательные программы для детей, которые в этом нуждаются (например, обучение детей в домашних условиях);
•служит связующим звеном между родителями и школьным коллективом, побуждает родителей принимать участие в школьной жизни, ставит в известность администрацию и коллектив школы о пожеланиях семьи;
•помогает школьникам преодолеть преграды, мешающие им посещать школу и успевать на занятиях;
•предупреждает и снижает отрицательное влияние факторов риска на жизнь детей.
Кроме того, вместе с коллективом школы социальный педагог:
•участвует в педсоветах, родительских собраниях и других совещаниях, посвященных школьной жизни;
•проводит консультации с учителями и обслуживающим персоналом школы по различным социально-педагогическим проблемам в целях содействия улучшению условий жизни учеников вшколе и ее окружении;
•организует сотрудничество с учителями и другими специалистами (школьный психолог, дефектолог, врач и др.) при разработке индивидуальной стратегии и тактики помощи дезадаптированным детям;
•оказывает помощь в оценке и анализе дисциплинарных проступков учеников и др. [15].
Базовые проблемы образования и воспитания, которые определяют основные направления деятельности и формы работы социального педагога образовательного учреждения:
первичная социализация, формирование детских и молодежных групп и организаций;
профориентационная работа с различными группами школьников (в том числе с учащимися, имеющими отклонения в развитии);
вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность;
социально-педагогическая напряженность в классном коллективе, группе, школе;
эффективность социально-педагогической деятельности класса, школы;
формирование стиля поведения учеников;
включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы;
особенности поведения детей 6 —7-х классов в связи с началом обучения;
мотивация и адаптация учащихся;
условия адаптации детей, лишенных родительского попечения, в среде учащихся обычной общеобразовательной школы;
социокультурная роль школы в микрорайоне;
особенности социализации детей в школе;
особенности организации досуга школьников;
формы повседневного поведения школьников;
структура социальных ценностей школьников и особенности ценностных ориентации;
формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации;
формирование социальной активности учащихся;
особенности профилактики наркомании среди учеников;
социальная адаптация учащихся-новичков, пришедших из других школ;
социально-педагогическая эффективность внеучебной занятости школьников;
формирование ценностных ориентации у школьников из неполных и неблагополучных семей;внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности;
2.5 Модель коррекционно-реабилитационной работы
Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Есть данные, что так называемые трудновоспитуемые или молодежь группы риска появляются в результате плохого воспитания в конкретных семьях. Значит, чтобы не приходилось наказывать молодежь за социально опасные поступки, необходимо еще в семье предотвращать отклонения в поведении детей. А это возможно лишь при устранении негативных явлений в семьях[16].
Таким образом, социально-психологическое состояние семьи - основа стабильно развивающегося общества. Но каждый ребенок, до достижения зрелости находится также и в сфере влияния образовательного учреждения. По моему мнению система образования должна решать задачу по внедрению в практику образовательных учреждений социально-педагогической, профилактической и коррекционно-реабилитационной профессиональной помощи детям и их родителям(т.е. давать полноценное воспитание, проводить профилактики всякого рода отклоняющегося поведения и социализацию молодежи).
Эффективность профилактической и коррекционно-реабилитационной работы может быть обеспечена в случае:
1)внедрения в учебно-воспитательные учреждения недостающих пока компонентов образовательных программ, активизирующих формирование нравственных начал личности;
2)реализация программ, способствующих включению обучающихся в созидательно – творческую занятость, в конкретном микрорайоне путем стимулирования детских общественных инициатив, формирования детских коллективов на основе культурных отечественных традиций;
3)развития открытости учебно-воспитательного учреждения, увеличения контактов с другими социальными институтами, освещения положительного опыта в СМИ.
Основными инструментами реализации этих задач в О.У. выступают три направления деятельности:
гражданское образование;
активная деятельность общественных организаций;
разностороннее дополнительное образование в учебно-воспитательном учреждении.
Ключевым, связующим элементом данной триады выступает дополнительное образование учащихся. Через дополнительное образование личность самореализуется и самоутверждается. Например, многие мои одногруппники реализуют себя в спорте, кто-то не мыслит себя без музыки, это и есть та ценность (то условие) необходимая для становления нравственной личности.
Заключение
В ходе всей работы мы успешно изучили причины и факторы формирования детской преступности, проанализировали различные подходы и методы коррекции и профилактики. Добиться снижения девиации (отклонений) можно только существенно повысив эффективность деятельности органов опеки и попечительства, работы социального педагога и классного руководителя, повышения межведомственных связей, которым необходимо дать реальные права для вмешательства в жизнь семьи в интересах детей.
Причинная связь совершения преступлений учеными глубоко раскрыта, а практика требует постоянной корректировки.
Так делает свое собственное расследование и рекомендует приемы борьбы с распространением наркотиков как одного из компонентов преступного поведения корреспондент Санкт-Петербургских «Ведомостей» Ольга Островская в номере 212 от 12.11.2002 года. «Как минимум, четыре колеса нужны в противостоянии наркомании»:
-медики должны помогать больным;
-закрыть доступ в город наркотикам - работа ОВД;
-наполнять жизнь подростка истинными ценностями забота педагога и общественности;
– вести работу по предотвращению вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции, идущих рука об руку с наркоманией.
И мы с ней не можем, не согласится. Только Островская описывает один аспект детской преступности, тогда как мы к этой проблеме подошли комплексно.
Список литературы
[1] Большая советская энциклопедия, с.76
[2] Словарь по общей психопатологии, Челябинск, 1999, с. 98
[3] Газета «Русская Жизнь», в Сан-Франциско; статья «Детская преступность», 2.04.1998, Константин Федоров.
[4] Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . - стр. 3
[5] Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М.,1992.
[6] Маркс К. Капитал, т.1 М 1967, с. 770
[7] Ленин. В.И. Полное собрание сочинений, т 27, с. 214
[8] Ольга Островская « Все четыре колеса» Санкт Петербургские ведомости № 212 19.11.2002 г
[9] Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . - стр. 5.
[10] Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа// Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. — Ставрополь, 1993.
[11] Сайт информационного агентства «Башинформ», Булат Юлбарисов www.bashinform.ru
[12] Официальный сайт МВД по РБ, раздел статистики www.mvdrb.ru
[13] Вульфов В. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания// Вульфов В. 3. Педагогика. — 1992. — № 5, 6.
[14] Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994.
[15] Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. – M., 1996.
[16] Профилактика и коррекция девиантного поведения/ журнал «ОБЖ», февраль 2003.-с. 52
Лисовский В.Т. Молодежь России в зеркале криминологии. (Криминология-XX век СПб 2000 с 531
Минина С.П. Закон и несовершеннолетние граждане России М 2002 с 271
Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.