Электрическое напряжение. Вольтметр. Урок по физике.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа № 1» Симферопольского района Республики Крым
ул. Карла Маркса, дом 97, сп Гвардейское, Симферопольский район,
Республика Крым, Российская Федерация, 297513
тел. (3652) 32-30-45, e-mail: gvardeiskay1@mail.ru ОГРН 1159102031329, ИНН 9109010395

«Электрическое напряжение.
Вольтметр»
(разработка урока)
Разработал учитель физики и химии
высшей категории, учитель-методист
Стулень Виктор Иванович
сп Гвардейское. 2016 год
8 класс. Урок № 10.
Тема. Электрическое напряжение. Вольтметр.
Цели урока:
1) учебные: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме;
ввести понятие электрического напряжения, сформировать представление о напряжении и единицах его измерения (в системе СИ);
сформировать навыки вычисления напряжения и работы электрического поля.
2) воспитательные: формировать навыки коллективной и групповой (парной) работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся;
приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке, самооценке, умению слушать других.
3) развивающие: продолжить развивать внимание и умение логически мыслить;
развивать монологическую речь с применением физических терминов;
совершенствовать навыки решения расчётных задач.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: решение задач, беседа по вопросам, рассказ учителя, работа обучающихся в группах (парах), индивидуальная работа обучающихся.
Оборудование и дидактический материал: карточки с заданиями, 2 комплекта электрического оборудования, 2 источника тока, демонстрационный вольтметр, физика 8 ЦОР №12 «Электрическое напряжение», таблица №12 (комплект 3) «Электрическое напряжение», таблица №13 (комплект 3) «Измерение силы тока и напряжения», презентация №14 по теме «Электрическое напряжение. Вольтметр», видеоурок №14 «Электрическое напряжение, единицы напряжения. Вольтметр, измерение напряжения», портрет Алессандро Вольта, ноутбук с мультимедиа доской.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Эти слова вполне можно отнести ко всему разделу «Электрические явления». Было сделано немало открытий, осветивших нашу жизнь как в прямом, так и в переносном смысле.
- А сколько вокруг нас ещё осталось неисследованного! Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний и стремление использовать открытые эффекты и закономерности на практике.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся. Подготовка к усвоению нового материала.
2.1. Анализ выполнения лабораторной работы №2 «Измерение силы тока с помощью амперметра».
2.2. Самостоятельная работа по теме повторения «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока» (тестирование, 2 варианта по 6 заданий, задания распечатаны, на столах) (Приложение 1) *:
1 Вариант
1. Сила тока - это физическая величина, равная...
а) ...электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время ее работы.
б) ...электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.
в) ...электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.
г) ...электрическому заряду, перемещенному за 1 с от положительного полюса источника тока к отрицательному.
2. Как называется единица силы тока в системе СИ?
а) Джоуль (Дж).          б) Ватт (Вт).             в) Кулон (Кл).                  г) Ампер (А).
3. Переведите в миллиамперы силы тока, равные 0,05 А и 500 мкА.
а) 50 мА и 0,5 мА.                       б) 500 мА и 5 мА.
в) 500 мА и 0,5 мА.                     г) 50 мА и 5 мА.
4. Какова сила тока в цепи, если в течение 4 мин сквозь ее поперечное сечение прошел заряд 120 Кл?
а) 30 А.          б) 0,5 А.           в) 5 А.     г) 3 А.
5. Силу тока измеряют прибором, который называется ...
а) ...гальванометром.                           б) ...гальваническим элементом.
в) ...амперметром.                                г) ...электрометром.
6. По показанию амперметра № 2 сила тока в цепи равна 0,5 мА. Какую силу тока зарегистрируют амперметры № 1 и № 3?

а) № 1- меньше 0,5мА, № 3 - больше 0,5 мА.
б) № 1 - больше 0,5 мА, № 3 - меньше 0,5 мА.
в) № 1 и № 3, как и № 2, - 0,5 мА.
2 Вариант
1. По какой формуле определяют силу тока?
а) N = A/t.                  б) I = q/t.                   в) m = Q/λ.                       г) m = Q/L.
2. Выразите силы тока, равные 0,3 А и 0,03 кА, в миллиамперах?
а) 30 мА и 3000 мА.                    б) 300 мА и 30 000 мА.
в) 300 мА и 3000 мА.                  г) 30 мА и 30 000 мА.
3. Чему равны в амперах силы тока 800 мкА и 0,2 кА?
а) 0,008 А и 200 А.                      б) 0,0008 А и 20 А.
в) 0,0008 А и 200 А.                    г) 0,008 А и 20 А.
4. В проводнике, включенном в цепь на 2 мин, сила тока была равна 700 мА. Какое количество электричества прошло через его сечение за это время?
а) 84 Кл.                    б) 14 Кл.                    в) 1,4 Кл.                        г) 8,4 Кл.
5. Силу тока в какой лампе показывает включенный в эту цепь амперметр?
lefttop а) В № 1. б) В № 2. в) В № 3. г) В каждой из них.
6. На каком участке цепи, в которой работают электролампа и звонок, надо включить амперметр, чтобы узнать силу тока в звонке?
а) До звонка (по направлению электрического тока).
б) После звонка.
в) На любом участке этой цепи.
г) Возле положительного полюса источника тока.
Ответы тестирования.
Вариант-1
1 2 3 4 5 6
в г а б в в
Вариант-2
1 2 3 4 5 6
б б в а г в
* Все приложения могут демонстрироваться на мультимедиа доске.
2.3. Опрос определений «Сила тока» и «Ампер» (консультанты групп).
2.4. Три пары работают на месте (Приложение 2, задания распечатаны, на столах):
1) Соберите согласно схеме электрическую цепь, в которой последовательно соединены источник тока, ключ, лампочка, амперметр и резистор.
2) Соберите согласно схеме электрическую цепь, в которой последовательно соединены источник тока, ключ, амперметр, реостат и лампочка.
3) Решение задачи. Вычислите время, в течение которого при силе тока 0,8 ампера через проводник проходит заряд 488 кулонов.
2.5. Решение задач у доски (на «+», «-» в тетрадях) (задачи распечатаны, зачитываются, пока отвечающий выходит к доске, и вручаются ему, Приложение 3):
Задача 1. По проводнику за 35 секунд прошёл заряд 9,8 кулона. Вычислите силу тока в проводнике.
- ответы решения задачи:
Дано:
q = 9,8 Кл
t = 35 с СИ
I = ? I = qt I = 9,8 Кл 35 с = 0,28 А

Ответ: I = 0,28 A
Задача 2. Вычислите величину заряда, прошедшего через проводник за 38 секунд, если сила тока в проводнике 0,35 ампера.
- ответы решения задачи:
Дано:
t = 38 c
I = 0,35 А СИ
q = ? I = qt q = 0,35 А * 38 с = 13,3 Кл
q = I * t

Ответ: q = 13,3 Кл
2.6. Актуализация субъектного опыта обучающихся.
1. О силе тока можно судить по показаниям амперметра, либо по действию тока (чем больше накалена нить, тем больше сила тока).
Проблемный вопрос: от чего зависит сила тока?
Демонстрация: увеличение показаний амперметра, при увеличении количества источников тока.
Сила тока зависит от какой-то величины, связанной с источником тока.
2. Источник тока создает электрическое поле, за счет совершения работы по разделению электрических зарядов.

3. Формулирование темы урока при участии обучающихся.
Проблемный вопрос: От какой величины, связанной с источником тока, зависит сила тока?
- Правильно, работа электрического поля (работа по разделению электрических зарядов).
- Сегодня мы её изучим, а вместе с нею мы изучим электрическое напряжение.
- Все записывают число (прописью), «Классная работа» и тему урока:
Электрическое напряжение. Вольтметр.
4. Обучающиеся предлагают формулировки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- изучить электрическое напряжение;
- узнать формулы, по которым возможно вычислять электрическое напряжение;
- повторить и закрепить знания об основных характеристиках электрического тока;
- научиться решать задачи на вычисление электрического напряжения;
- быть уверенным в своих силах, уметь самостоятельно решать задачи и выполнять другие учебные задания.
5. Изучение нового материала.
При изучении нового материала возможно использование ресурсов флэш-памяти «Инфоурок. Физика 7 – 11»: презентация №14 по теме «Электрическое напряжение. Вольтметр», видеоурок №14 «Электрическое напряжение, единицы напряжения. Вольтметр, измерение напряжения».
5.1. Электрическое напряжение.
Вопрос: Какое явление мы называем электрическим током?
Электрический ток - это упорядоченное движение заряженных частиц.
- Если выразить более точно -электрический ток - это упорядоченное движение заряженных частиц, которое создается под действием сил электрического поля, а само поле при этом совершает работу (А).
- В процессе такой работы энергия электрического поля превращается в другие виды энергии - внутреннюю, механическую, тепловую или химическую.
- Одним из условий возникновения и существования электрического тока является существование электрического поля.
- Электрическое поле является той силой, которая заставляет заряженные частицы двигаться.
- Если в каком-то участке цепи проходит электрический ток, то электрическое поле выполняет работу по переносу зарядов.
- Эту работу называют работой тока.
- Работу, которую выполняет электрическое поле при перемещении заряда, называют электрическим напряжением.
- запишите в тетрадь определение:
Электрическое напряжение на участке цепи - это
физическая величина, которая численно равна работе
электрического поля по перемещению единичного
положительного заряда по данному участку цепи.
- Напряжение - это физическая величина, характеризующая электрическое поле. Оно обозначается латинской буквой U. 
- Единица измерения электрического напряжения в системе СИ - 1 вольт, 1 В.
- Рассмотрим формулу для вычисления электрического напряжения на демонстрационной таблице №12 (комплект 3).
- Рассмотрим формулу для вычисления электрического напряжения, приведённую в ЦОР «физика 8» №12, на мультимедиа доске.
- Формула для вычисления напряжения: U = Aq, где U - электрическое напряжение, В;
A - работа тока, Дж;
q - заряд, Кл.
- Единица названа в честь итальянского учёного Алессандро Вольта (Приложение 4).
- запишите в тетрадь определение:
1 вольт – это такое напряжение на участке цепи, при
котором электрическое поле выполняет работу 1 джоуль,
перемещая по этому участку заряд, равный 1 кулон.
- На практике часто используют кратные и дольные величины:
1 милливольт = 1 мВ = 10-3 В = 0,001 В,
1 микровольт = 1 мкВ = 10-6 В = 0,000001 В,
1 киловольт = 1 кВ = 103 В = 1000 В
5.2. Измерение напряжения. Вольтметр.
- Рассмотрим прибор для измерения электрического напряжения на демонстрационной таблице №13 (комплект 3).
- Рассмотрим схему электрической цепи и прибор для измерения электрического напряжения, приведённые в ЦОР «физика 8» №12, на мультимедиа доске.
- Прибор для измерения электрического напряжения - вольтметр (Приложение 5).
- Условное обозначение вольтметра на схемах:  

- Вольтметр подключают параллельно к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение.
- Пределы измерения прибора - от 0 до 5 (6) В; цена деления 0,1 В; погрешность измерений прибором 0,05 В.
- Правила измерения напряжения вольтметром.
1. Вольтметр подключают параллельно тому участку цепи, на котором необходимо измерить напряжение.
2. Клемму вольтметра, возле которой стоит знак «+», нужно соединить с проводом, идущим от положительного полюса источника тока; клемму со знаком «-» соединяют с проводом, идущим от отрицательного полюса источника тока.
3. Для измерения напряжения на полюсах источника тока вольтметр следует подключать непосредственно к клеммам источника.
- Ребята, ближе вы ознакомитесь с правилами измерения напряжения вольтметром на следующем уроке во время выполнения лабораторной работы.
5.3. Примеры характерных напряжений электрического тока (Приложение 6).
- Рассмотрим примеры характерных напряжений различных потребителей энергии и источников тока.
Клеточная мембрана .........................................……………………….2 - 4 мкВ
Микрочип ...……………………………………….……………………5 - 7 мкВ
Электрический фонарь ..................................................................................4,5 В
Напряжение в бытовой сети .........................................................................220 В
Двигатель троллейбуса .................................................................................600 В
Кинескоп телевизора ...............................................................................16 000 В
Напряжение между облаками во время грозы .........................до 100 000 000 В
Безопасное электрическое напряжение в сыром помещении .....................12 В
Безопасное электрическое напряжение в сухом помещении ......................36 В
Электрический скат ..................................................................................50 - 60 В
Нильский электрический сом ........................................................................350 В
Угорь-электрофорус свыше ...........................................................................500 В
Внимание! Ток высокого напряжения опасен для жизни человека!
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
5.4. Правила оказания помощи пострадавшему при поражении электрическим током (Приложение 7).
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!
- Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем,
находящимся под высоким напряжением?
- Так как земля является проводником электрического тока, вокруг упавшего оголенного кабеля, находящегося под напряжением, может возникнуть опасное для человека шаговое напряжение.
- Поражение электрическим током по этому пути считается наименее опасным, так как в этом случае через сердце проходит не более 0,04 от общего тока, и на практике не зарегистрировано ни одного случая смертельного поражения человека шаговым напряжением.
- При попадании под шаговое напряжение даже небольшого значения возникают непроизвольные судорожные сокращения мышц ног. Обычно человеку удается в такой ситуации своевременно выйти из опасной зоны.
- Однако не пытайтесь выбегать оттуда огромными шагами, шаговое напряжение при этом только увеличится!
- Выходить надо обязательно быстро, но очень мелкими шагами или скачками на одной ноге!
- Когда человек касается провода, находящегося под напряжением выше 240 В, ток пробивает кожу.
- Если по проводу течет ток, величина которого еще не смертельна, но достаточна для того, чтобы вызвать непроизвольное сокращение мышц руки (рука как бы «прилипает» к проводу), то сопротивление кожи постепенно уменьшается.
- И, в конце концов, ток достигает смертельной для человека величины в 0,1 А.
- Человеку, попавшему в такую опасную ситуацию, нужно как можно скорее помочь, стараясь «оторвать» его от провода, не подвергая при этом опасности себя.
6. Первичное закрепление изученного материала.
6.1. Первичная проверка понимания изученного.
Вопросы:
1. Что называют работой тока? …Работу электрического поля, создающего ток.
2. Какую величину называют электрическим напряжением? …Физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряженные частицы.
3. Буквенное обозначение и единица измерения напряжения. …U, вольт.
4. Как называется прибор для измерения напряжения? …Вольтметр.
5. Как включают вольтметр в цепь? …Вольтметр подключают параллельно к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение. Клемму вольтметра, возле которой стоит знак «+», нужно соединить с проводом, идущим от положительного полюса источника тока; клемму со знаком «-» соединяют с проводом, идущим от отрицательного полюса источника тока.
6.2. Первичное закрепление изученного материала.
1) Две группы (пары) обучающихся получают задание для выполнения на месте (распечатано приложение 8, выдано на пару), с отчётом у доски.
Задача 6.21. Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда в 24,5 кулонов током была совершена работы в 8,82 килоджоуля.
Задача 6.22. При переносе 72 кулонов электричества из одной точки электрической цепи в другую за 12 минут совершена работа 1,26 килоджоуля. Вычислите напряжение и силу тока в цепи?
2) У доски или устно с пояснениями работает один обучающийся, остальные работают на месте (на «+», «-» в тетрадях) (работающему распечатано приложение 9).
- Решение задач №1265 и №1266 по сборнику задач В.И. Лукашика и Е.В. Ивановой (можно обе устно, можно одну задачу у доски, другую – устно).
Задача №1265. Сила тока на первом проводнике 4 ампера, - на втором - 8 ампер, напряжение на первом проводнике 110 вольт. Вычислите напряжение на втором проводнике.
- ответы решения задачи:
Дано:
I1 = 4 A
I2 = 8 A
U1 = 110 B СИ
U2 = ? I1I2 = U1U2 U2 = 110 В × 8 А4 А = 220 В
U2 = I2 × U1I1
Ответ: U2 = 220 B
Задача №1266. Сила тока на первом проводнике 0,1 ампера, - на втором – 0,05 ампера, напряжение на первом проводнике 220 вольт. Вычислите напряжение на втором проводнике.
- ответы решения задачи:
Дано:
I1 = 0,1 A
I2 = 0,05 A
U1 = 220 B СИ
U2 = ? I1I2 = U1U2 U2 = 220 В × 0,05 А0,1 А = 110 В
U2 = I2 × U1I1
Ответ: U2 = 110 B
7. Закрепление, обсуждение и коррекция изученного материала.
Отчет групп, представитель пары (группы) записывает ход решения задачи на доске:
- ответы решения задачи 6.21:
Дано:
q = 24,5 Кл
А = 8,82 кДж  СИ
8820 Дж
U = ? Решение:
U = Aq U = 8820 Дж24,5 Кл = 360 В
Ответ: U = 360 B
- ответы решения задачи 6.22:
Дано:
q = 72 Кл
t = 12 мин
А = 1,26 кДж  СИ
720 c
1260 Дж
U = ?
I = ?Решение:
U = Aq U = 1260 Дж72 Кл = 17,5 В

I = qt I = 72 Кл720 с = 0,1 А
Ответ: U = 17,5 B; I = 0,1 А
8. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Подведение итогов занятия, учитель:
- Сегодня на уроке мы изучили электрическое напряжение, научились производить вычисления по формуле для вычисления электрического напряжения.
- Давайте ещё раз повторим формулу для вычисления электрического напряжения.
1-2 обучающихся вслух повторяют формулу.
Рефлексия (раздать распечатку таблички, Приложение 10)

- Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока.
9. Задаётся и объясняется домашнее задание
- Ребята! Запишите, пожалуйста, домашнее задание к следующему уроку (задание появляется на мультимедиа доске или записано на обороте обычной доски):  
Учить §8 (с.36) (напряжение на участке цепи),
решить задачу №1263 (по сборнику задач В.И. Лукашика и Е.В. Ивановой),
по инструкции к лабораторной работе в кабинете подготовить ЛР №3 «Измерение напряжения с помощью вольтметра».
- До свидания, ребята! Спасибо за хорошую работу на уроке.
Приложение 1
1 Вариант
1. Сила тока - это физическая величина, равная...
а) ...электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время ее работы.
б) ...электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.
в) ...электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.
г) ...электрическому заряду, перемещенному за 1 с от положительного полюса источника тока к отрицательному.
2. Как называется единица силы тока в системе СИ?
а) Джоуль (Дж).          б) Ватт (Вт).             в) Кулон (Кл).                  г) Ампер (А).
3. Переведите в миллиамперы силы тока, равные 0,05 А и 500 мкА.
а) 50 мА и 0,5 мА.                       б) 500 мА и 5 мА.
в) 500 мА и 0,5 мА.                     г) 50 мА и 5 мА.
4. Какова сила тока в цепи, если за 4 мин. сквозь ее поперечное сечение прошел заряд 120 Кл?
а) 30 А.          б) 0,5 А.           в) 5 А.      г) 3 А.
5. Силу тока измеряют прибором, который называется ...
а) ...гальванометром.                           б) ...гальваническим элементом.
в) ...амперметром.                                г) ...электрометром.
6. По показанию амперметра № 2 сила тока в цепи равна 0,5 мА. Какую силу тока зарегистрируют амперметры № 1 и № 3?

а) № 1- меньше 0,5мА, № 3 - больше 0,5 мА.
б) № 1 - больше 0,5 мА, № 3 - меньше 0,5 мА. в) № 1 и № 3, как и № 2, - 0,5 мА.
2 Вариант
1. По какой формуле определяют силу тока?
а) N = A/t.                  б) I = q/t.                   в) m = Q/λ.                    г) m = Q/L.
2. Выразите силы тока, равные 0,3 А и 0,03 кА, в миллиамперах?
а) 30 мА и 3000 мА.                    б) 300 мА и 30 000 мА.
в) 300 мА и 3000 мА.                  г) 30 мА и 30 000 мА.
3. Чему равны в амперах силы тока 800 мкА и 0,2 кА?
а) 0,008 А и 200 А.                      б) 0,0008 А и 20 А.
в) 0,0008 А и 200 А.                    г) 0,008 А и 20 А.
4. В проводнике, включенном в цепь на 2 мин, сила тока была равна 700 мА. Какое количество электричества прошло через его сечение за это время?
а) 84 Кл.                    б) 14 Кл.                    в) 1,4 Кл.                        г) 8,4 Кл.
5. Силу тока в какой лампе показывает включенный в эту цепь амперметр?
lefttop а) В № 1. б) В № 2. в) В № 3. г) В каждой из них.
6. На каком участке цепи, в которой работают электролампа и звонок, надо включить амперметр, чтобы узнать силу тока в звонке?
а) До звонка (по направлению электрического тока). б) После звонка.
в) На любом участке этой цепи. г) Возле положительного полюса источника тока.
Ответы тестирования.
Вариант-1
1 2 3 4 5 6
в г а б в в
Вариант-2
1 2 3 4 5 6
б б в а г в
Приложение 2
1) Соберите согласно схеме электрическую цепь, в которой последовательно соединены источник тока, ключ, лампочка, амперметр и резистор.
2) Соберите согласно схеме электрическую цепь, в которой последовательно соединены источник тока, ключ, амперметр, реостат и лампочка.
3) Решение задачи. Вычислите время, в течение которого при силе тока 0,8 ампера через проводник проходит заряд 488 кулонов.
Приложение 3
Задача 1. По проводнику за 35 секунд прошёл заряд 9,8 кулона. Вычислите силу тока в проводнике.
Задача 2. Вычислите величину заряда, прошедшего через проводник за 38 секунд, если сила тока в проводнике 0,35 ампера.
Приложение 4
left52705Итальянский физик и физиолог Алессандро Вольта родился в городке Комо близ Милана. В 1774-1779 годах преподавал физику в гимназии Комо, в 1779 году стал профессором университета в Павии. С 1815 года – директор философского факультета в Падуе.
Открыл ряд напряжений (активностей) металлов Вольта.
Вольта изобрёл ряд электрических приборов: электрофорная машина, электрометр, конденсатор, электроскоп.
В 1776 году обнаружил и исследовал горючий (болотный, рудничный) газ – метан (CH4).
Алессандро Вольта В 1800 году изобрёл первый источник
(15 февраля 1745 – 05 марта 1827) постоянного тока - Вольтов столб, состоящий
из 20 пар кружочков из двух различных
металлов, разделённых смоченными солёной
водой прослойками ткани или бумаги.
Приложение 5

Приложение 6
Характерные напряжения различных потребителей энергии и источников тока.
Клеточная мембрана .........................................……………………….2 - 4 мкВ
Микрочип ...……………………………………….……………………5 - 7 мкВ
Электрический фонарь ..................................................................................4,5 В
Напряжение в сети ........................................................................................220 В
Двигатель троллейбуса .................................................................................600 В
Кинескоп телевизора ...............................................................................16 000 В
Напряжение между облаками во время грозы .........................до 100 000 000 В
Безопасное электрическое напряжение в сыром помещении .....................12 В
Безопасное электрическое напряжение в сухом помещении ......................36 В
Электрический скат ..................................................................................50 - 60 В
Нильский электрический сом ........................................................................350 В
Угорь-электрофорус свыше ...........................................................................500 В
Внимание! Ток высокого напряжения опасен для жизни человека!
Приложение 7
Правила оказания помощи пострадавшему
при поражении электрическим током.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!
- Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем,
находящимся под высоким напряжением?
- Так как земля является проводником электрического тока, вокруг упавшего оголенного кабеля, находящегося под напряжением, может возникнуть опасное для человека шаговое напряжение.
- Поражение электрическим током по этому пути считается наименее опасным, так как в этом случае через сердце проходит не более 0,04 от общего тока, и на практике не зарегистрировано ни одного случая смертельного поражения человека шаговым напряжением.
- При попадании под шаговое напряжение даже небольшого значения возникают непроизвольные судорожные сокращения мышц ног. Обычно человеку удается в такой ситуации своевременно выйти из опасной зоны.
- Однако не пытайтесь выбегать оттуда огромными шагами, шаговое напряжение при этом только увеличится!
- Выходить надо обязательно быстро, но очень мелкими шагами или скачками на одной ноге!
- Когда человек касается провода, находящегося под напряжением выше 240 В, ток пробивает кожу.
- Если по проводу течет ток, величина которого еще не смертельна, но достаточна для того, чтобы вызвать непроизвольное сокращение мышц руки (рука как бы «прилипает» к проводу), то сопротивление кожи постепенно уменьшается.
- И, в конце концов, ток достигает смертельной для человека величины в 0,1 А.
- Человеку, попавшему в такую опасную ситуацию, нужно как можно скорее помочь, стараясь «оторвать» его от провода, не подвергая при этом опасности себя.
Приложение 8
Задача 6.21. Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда в 24,5 кулонов током была совершена работы в 8,82 килоджоуля.
Задача 6.22. При переносе 72 кулонов электричества из одной точки электрической цепи в другую за 12 минут совершена работа 1,26 килоджоуля. Вычислите напряжение и силу тока в цепи?
Приложение 9
Задача №1265. Сила тока на первом проводнике 4 ампера, - на втором - 8 ампер, напряжение на первом проводнике 110 вольт. Вычислите напряжение на втором проводнике.
Задача №1266. Сила тока на первом проводнике 0,1 ампера, - на втором – 0,05 ампера, напряжение на первом проводнике 220 вольт. Вычислите напряжение на втором проводнике.
Приложение 10