Урок — эксперимент по биологии Результаты функциональной пробы (8 класс)


Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания и частота сердечных сокращений (ЧСС) до и после нагрузки для различных по степени тренированности категории испытуемых.
Категории испытуемых Задержка дыхания (В) Частота пульса
А – в покое В – после нагрузки С – после отдыха А – в покое В – после нагрузки С – после отдыха
Б/А х 100% после 20 приседаний В/А х 100% после отдыха I. Здоровые тренированные 46 – 60 с Более 50% от первого результата Более 100% от первого результата II. Здоровые нетренированные 36 – 45 с 30 - 50% от первого результата 70 - 100% от первого результата III. с отклонениями в состоянии здоровья 20 – 35 с Менее 30% от первого результата Менее 70% от первого результата Этапы эксперимента:
Постановка вопроса, обуславливающего цель работы.
Инструктаж организационный.
Выполнение работы.
Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы)
Выводы отвечающие на поставленные вопросы.
Отчёт о своей работе.
Цель эксперимента:
Познакомиться с функциональными пробами, позволяющими установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Выяснить степень тренированности сердца.
Протокол эксперимента: «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».
(время измеряется в секундах).
Время задержки дыхания в состоянии покоя (А).
Время задержки дыхания после 20 приседаний (Б).
Процентное отношение второго результата к первому Б/А х 100%.
Время задержки дыхания и восстановления дыхания после минутного отдыха (В).
Процентное отношение третьего результата к первому В/А х 100%
Эксперимент I: «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».
Ход эксперимента:
В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максимальный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыхание перед опытом не допускается!).
Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. Запишите результат. Отдохните 5 минут.
Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 секунд.
Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.
Выключите секундомер при восстановление дыхания. Запишите результат.
Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите.
Сделайте в тетради расчёты по формулам, приведённые в пунктах 3 и 5 протокола. Сравните свои результаты с таблицей и определите, к какой категории вы смогли бы отнесли себя.
Эксперимент II: «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».
Цель: Познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки.
Гипотеза:
У здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2-3 минуты после окончания работы
Ход эксперимента:
Измерьте пульс в состоянии покоя для этого сделаете измерения за 10 секунд и значение умножьте на 6.
Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 секунд и значение умножьте на 6.
Измерьте пульс после 2-3 минут отдыха по первому пункту.
Свои результаты занесите в таблицу.
Оценка результатов:
Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя.
Результаты средние – ЧСС после приседаний повысилась на половину.
Результаты неудовлетворительные – ЧСС после приседаний повысилась больше чем на половину.
Ответьте на вопросы:
Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?
Почему при определённой концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно?
Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?
Почему эти воздействия называются гуморальными?
Почему после работы удаётся задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?
Почему у тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного?
Приложение.
Известно, что на интенсивность дыхания влияют продукты распада, в частности углекислый газ, который образуется в результате биологического окисления. Он гуморально влияет на дыхательный центр. При задержке дыхания обмен веществ в тканях не прекращается, и углекислый газ продолжает выделяться. Когда его концентрация в крови достигает определённого критического уровня, происходит непроизвольное восстановления дыхания. Если задержать дыхание после работы, то оно восстановится скорее, потому что во время приседаний биологическое окисление происходит более интенсивно, и углекислый газ к началу второй задержки дыхания накапливается больше.
Однако у тренированных людей различия между этими результатами будет меньше, чем у нетренированных. Одной из причин является то, что у нетренированных людей обычно наряду с мышцами, обеспечивающими нужное движение, сокращается множество других мышц, которые к нему не имеют отношения. Лишние движения затормаживаются в процессе тренировки благодаря более совершенной регуляции со стороны нервной системы. Таким образом, эта функциональная проба показывает на только состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы, но и степень его тренированности.