Консультация по теме Племенные объединения на территории Казахстана
Консультация по теме «Племенные союзы на территории Казахстана»
План занятия
вопросы
саки
уйсуни
канглы
гунны
сарматы
время
Территория .столица
Общ,строй
Хоз-во
Правители,титул
Отн с гос-ми
Ист источники
Рел пред,кул-ра
термины
1.Саки
История, места расселения. В середине I тыс. до н.э. в древних рукописях появляются сведения о могущественном союзе сакских племен. Греки называли кочевников скифами, персы - саками. Саки - это древние племена, которые в I тыс. до н.э. проживали на территории Центральной Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. Саки обживали берега Сырдарьи, Амударьи, Иртыша, Ишима, Нуры, больших рек Жетысу.
Благодаря археологическим исследованиям и древним письменным источникам, таким, как история греко-персидских войн Гомера, священной книги древних иранцев «Авеста» и др., известно, что племена саков делились на 3 основные группы:
Саки-тиграхауда. Эта группа племен проживала вокруг нынешнего Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и в Жетысу. Буквальный перевод названия племени - носившие остроконечные высокие головные уборы. Подтверждает это название сохранившийся головной убор «Золотого человека», найденного в Иссыкском кургане.
Саки-хаомаварга. Сакские племена этой группы обитали в Приаралье. Название свое получили по имени особого напитка, который умели изготавливать саки.
Саки-парадарайя - заморские саки. Эти племена жили на северо-восточном побережье Аральского моря и на землях Центрального Казахстана. В письменных исторических источниках их называли даями, аргиппея-ми, исседонами и т.д.
Кроме этого, в Приуралье и Западном Казахстане обитали племена сарматов или савроматов. Располагаясь на северо-восточных границах крупных государств древнего мира, кочевники Казахстана активно участвовали в политических событиях тех лет.
Хозяйство, быт. Господствующим типом хозяйства у сакских племен являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства способствовал экономическому прогрессу в жизни степных племен. Труд человека стал более продуктивным. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию, что создавало условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.
Саки-скотоводы разводили лошадей, баранов, коров. В стадах преобладали овцы, но важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Особого мастерства они достигли в изготовлении металлических орудий, оружия, украшений. Известно, что сакские мастера склеивали луки из двух и более пород дерева рыбьим клеем.
Кочевники-саки жили в войлочных жилищах - юртах, которые легко разбирались и быстро собирались. Оседлое население, которое жило по берегам рек, строило дома из саманного кирпича и бревен. Интересную информацию о сакских памятниках Чирик-Рабат, Бабиш-мулла, Баланды нам оставил в своих трудах греческий ученый Страбон. Со временем у оседлого населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Востока и Европы.
Общественный строй. Сакские племена жили в период разложения первобытнообщинного строя и появления основных элементов военной демократии. Во главе племени стоял вождь, которого избирали все члены племени. Он одновременно был и главнокомандующим войска. В его функции входило регулирование внутрихозяйственной жизни, передел пастбищ, сенокосных угодий между общинниками.
В сакском обществе большим уважением и почетом пользовались женщины. Они были, как и мужчины, прекрасными воинами, умели стрелять из лука, на народных собраниях при рассмотрении важных вопросов женщины принимали участие в голосовании. Известны случаи, когда женщины избирались царицами сакского общества, как, например, Томирис, Зарина.
Религиозные представления. Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища возле зимовок. На них хоронили всех умерших, независимо от места и времени смерти. Умерших хоронили в парадной одежде, вместе с оружием, едой, предметами домашнего обихода. Могила сверху засыпалась землей в виде кургана. В сакских курганах археологами были найдены разнообразные бронзовые, золотые, костяные и железные изделия. Особый интерес представляют предметы прикладного искусства, оформленные в скифском «зверином стиле», где фигурки зверей даются в движении.
Оседлые саки обожествляли землю, считали, что она обладает священной силой. Археологические материалы говорят о существовании у саков культа солнца и огня. Это подтверждается находками археологов в Жетысу «храмов огня». Сохранялись такие религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия.
Политическая история. Сакские племена, занимая обширную территорию Азии, объективно были активными участниками политических событий той эпохи. При этом они выступали как независимые суверенные государственные образования. Так, известно об обмене посольствами дахов-массагетов с Персией и о ряде войн сакских союзов с этим государством. В середине VI в. до н.э. на территорию саков вторглись персы. В 529 г. до н.э. на Сырдарье разыгралось кровопролитное сражение, в котором персы потерпели сокрушительное поражение. По легенде, царица кочевников Томирис велела отрубить голову плененного персидского царя Кира, опустила ее в мешок с кровью, сказав при этом: «Ты жаждал крови, пей же ее!».
Сын Кира - царь Дарий I через несколько лет покорил некоторые кочевые племена, заставил их ежегодно выплачивать дань. Но проникнуть глубоко в степь, даже после организации в 518 г. до н.э. второго похода, он не смог, ополчение кочевников активно этому сопротивлялось. О борьбе за независимость своего государства оставил нам информацию греческий историк Полиген. Он описал подвиг простого кочевника Ширака, который порезав себе ножом тело и перебежав в стан врага, представил себя обиженным сородичами. Заявив о том, что он хочет отомстить обидчикам, Ширак завел персов в безводную пустыню, где они и погибли.
В борьбе против греко-македонского завоевания саки, жившие севернее Сырдарьи, заключив союз с персами, также сумели сохранить независимость.
Известно имя вождя саков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами.
1.Задание для самопроверки
Экономическое развитие племенных союзов
вопросы
саки
усуни
канглы
гунны
сарматы
Характеристика хозяйства
Общие черты
отличия
2.Усуни
В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая формируется государство, известное из китайских источников, как «страна Усунь». Усуни были потомками прежнего населения Жетысу, т.е. саков-тиграхауда. Данные об усунях есть в «Секретной Монгольской летописи», в трудах Рашид ад-Дина (XIV в.). Территория государства усуней была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные - до Таласа. Центром усуньских владений была Илийская долина в Жетысу. Ставка правителей находилась в Кызыл Ангаре (Красная долина) на берегу Иссык-Куля.
Хозяйство и быт усуней. Основой хозяйствования усуней было скотоводство, разводили все виды скота: лошадей, овец, крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов, коз, ослов. Более всего ценились лошади. Археологические раскопки говорят о существовании у усуней земледелия. Землю обрабатывали мотыгой, урожай убирали бронзовыми серпами. Земледельцы умело строили оросительную систему, что позволяло выращивать огородно-бахчевые культуры, просо, ячмень и т.д. Усуни занимались не только орошаемым, но и богарным (бесполивным) земледелием. В начале I века усуни постепенно переходят к оседлому образу жизни, что подтверждается таким направлением хозяйственной деятельности, как садоводство.
Промыслы усуней. У усуней было развито ремесло. Они знали технологию добычи и плавки руд, получая из нее золото, медь, бронзу, свинец, железо. Из металла делали оружие, предметы быта, из драгоценных и полудрагоценных камней ювелирные украшения. Использовали усуни камень, дерево, кость, кожи, глину для изготовления необходимых предметов быта, одежды, посуды. О занятии усуней ткачеством говорят остатки тканей и глиняные пряслица от веретен. Зимовки - поселения усуней состояли из нескольких жилых каменных построек, обогреваемых очагами и громадного двора - загона для скота. Люди жили здесь не только зимой, но и летом.
Общественный строй усуней. Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками, в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных. Письменные источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.
Верховная власть в государстве находилась в руках правителя, носящего титул гуньмо. Вождей родов называли беками. Население достигло 630 тыс. человек, государство могло выставить во время военных конфликтов более 188 тыс. воинов.
3. Государство кангюев
Впервые кангюи упоминаются в письменных источниках II в. до н.э. Многочисленные племена кангюев проживали в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане. Согласно сведениям Китайского посла Чжань-Цяну, «Кангюй лежит почти в 200 ли от Давани (Ферганы) на северо-запад». На протяжении всей истории государства кангюйские правители стремились сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего до Сырдарьи. Многие раннесредне-вековые города южного Казахстана стали появляться в эпоху расцвета Кангюйского государства.
Правитель кангюев жил в городе Битянь, имел около 600 тысяч подданных и мог в случае военной опасности собрать 120-тысячное войско.
Хозяйство и быт кангюев. Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Разводили лошадей, овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов. В долине Сырдарьи кангюи занимались богарно-лиманным земледелием и оседлым скотоводством. Выращивали зерновые, ого-родно-бахчевые культуры. Обработка почвы производилась каменными мотыгами, использовались костяные и металлические земледельческие орудия. Уже в начале нашей эпохи кангюи построили на реке Чирчик Захский канал протяженностью в 20 км. Слева от реки был построен Ханарыкский канал.
Ремесло и торговля. В период расцвета государства кангюев в Хорезме, Приаралье, в долине Зеравшана, начинают появляться крупные городские поселения. Именно они стали центрами ремесла. Ремесленники изготавливали металлическую и керамическую посуду, хорошо было развито кузнечное дело, отливка бронзовых изделий, ювелирное дело. Кангюи изготавливали кинжалы, мечи, наконечники стрел, копья, латы, кольчуги, орудия труда для рыхления земли, женщины обрабатывали и пряли шерсть, валяли кошмы, плели циновки.
Развитие различных отраслей производства позволило кангюям очень рано наладить взаимный обмен продуктами своей хозяйственной деятельности. Широко практиковалась торговля с соседними народами. Известно, что кангюи чеканили свои монеты, их во множестве нашли в процессе раскопок окрестностей Ташкента археологи. Активной внешней торговле способствовал Великий Шелковый путь.
Общественный строй. В Средней Азии кангюйскому правителю подчинялись пять «малых владений». В государстве было имущественное и социальное неравенство, уже существовала частная собственность. Общество знало рабство. Рабами, как правило, становились военнопленные.
Глава государства кангюев носил титул хана. При нем были военачальники, при принятии важных решений хан опирался на Совет старейшин.
Культура и религиозные верования. В сложении кангюйской культуры приняли участие как оседлые, так и кочевые племена. Кангюи были хорошими строителями. Дома строились из сырцового кирпича, жилые помещения освещались окнами и отапливались открытыми очагами и печами типа камина. Было широко развито искусство: музыка, танцы, резьба по кости. Ювелирные изделия кангюев представлены золотыми серьгами, бронзовыми кольцами, золотыми бляшками с зернью и вставками из цветного камня, различными бусами.
Племена кангюев, как и другие племена, поклонялись духам предков, Солнцу, Луне, звездам, стихийным силам природы. В обществе постепенно сформировались свои религиозные обряды и традиции. Во всех районах обитания кангюйских племен около поселений располагались могильники. Погребальные сооружения состояли из наземных курганных насыпей и подземных камер.
Захоронения совершались в простых грунтовых ямах. В могилу ставили глиняные и деревянные сосуды с пищей. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус.
4. Сарматы.
История сарматов. Территория расселения. В VII-VI вв. до н.э. на громадной территории поволжско-уральских степей обитали группы племен, родственных в культурном и этническом отношениях. В эту группу входили племена западных районов Казахстана, которых античные авторы называли сарматами. В настоящее время исследовано большое количество памятников сарматского периода. По научной классификации наиболее древние памятники сарматов называют памятниками савроматов. Памятники сарматов на территории Казахстана в основном встречаются в Западном Казахстане. В III в. до н.э. рар-маты достигли пика в своем развитии, стали завоевывать земли соседних племен, быстро продвигаться на Запад. Они вобрали в себя культуру Центральной Азии и Причерноморья, установили политические и экономические связи с Боспорским государством. Сарматы-савроматы говорили на языке, близком к скифскому, что подтверждается записями Геродота. В савроматском обществе существовало равноправие между женщинами и мужчинами. В начале I в. н.э. началась многолетняя засуха, что привело к сокращению численности населения. Вследствие этого, ряд савроматско-сарматских родов смешался с другими кочевыми племенами, а часть стала заниматься земледелием.
Общественный строй. Постепенно распадается первобытнообщинный строй, появляется имущественное неравенство, формируется такая система политической организации, которую в науке принято называть «военной демократией». Особенностью политической жизни сарматов было высокое общественное положение женщин.
Хозяйство и культура. Племена сарматов занимались в основном кочевым скотоводством. Они, как и другие кочевники, разводили лошадей, овец, в меньшей степени верблюдов и крупный рогатый скот.
Наряду с занятием скотоводством, занимались земледелием, выращивая зерновые культуры. Дополнительным источником питания являлась охота на оленей, джейранов, зайцев, лис. Развитым было ремесло: ювелирное, оружейное, гончарное.
В погребальных комплексах савромато-сарматского времени постоянно встречаются многочисленные предметы вооружения и конского снаряжения. Они имеют много общего с вооружением и конским убранством других районов евразийских степей и в то же время по ряду признаков очень своеобразны. В арсенале савроматов-сарматов были в основном лук со стрелами, мечи и копья. Нигде в других районах Казахстана не встречается столь много находок бронзовых наконечников стрел. В некоторых наиболее богатых погребениях их число доходит до 300 штук. Большинство наконечников копий сделано из железа. В сарматских захоронениях археологи часто находят зеркала, сделанные из бронзы.
Все известные на территории западных и северных районов Казахстана памятники эпохи раннего железа принадлежали двум историческим этапам - VII-V вв. до н.э. и IV-II вв. до н.э.
Первые условно объединены под названием савро-матской культуры, вторые относят к сарматам поздне-греческих источников. В археологии памятники IV-II вв. до н.э. называют еще, по месту первых раскопок, прохоровскими.
Древние насельники Западного Казахстана были огнепоклонниками. Истоки этого культа уходят в андро-новскую пору. С культом огня, как с символом священной, всеочищающей силы, связан обряд помещения в могилы кусков охры, мела, гипса, белых раковин. Их красный, желтый, белый цвета символизировали три главных священных цвета у савроматов.
У сарматов, как и у большинства евразийских скотоводческих племен, было развито прикладное искусство звериного стиля. Видовой состав изображаемых животных отражает местную фауну пустынных и степных районов Казахстана - это двугорбый верблюд, сайга, лошадь.
5. Гунны
История происхождения племени. В конце Р/-Ш вв. до н.э. на территории, близкой к северной границе Китая, сформировалось объединение азиатских племен гуннов, которые нам известны под именем хунну или сюнну. Это были прототюркские племена, которые внесли кардинальные изменения в этнополитическое развитие всего Евразийского континента. Они положили начало Великому переселению народов. Согласно письменным источникам, гунны объединяли 24 рода и ко II в. до н.э. владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до Среднего течения реки Хуанхэ.
Часть этих племен ассимилировалась с местными племенами и составила современный казахский народ.
Общественный строй. В 109 году до н.э. глава государства Модэ провел административную реформу, которая укрепила государство. В государственное объединение входили 24 рода, во главе каждого стояли старейшины. Действовал Совет старейшин и народное собрание, на котором обсуждались государственные вопросы. Существовала частно-семейная собственность на жилище, скот и землю, было распространено рабство. Рабами чаще всего становились военнопленные, но было и долговое рабство.
Главой государства являлся шаньюй. Как и во многих восточных странах того времени, его власть была единоличной. За ним шли князья, носившие общее название темников. Власть шаньюя и князей передавалась по наследству. Все высшие должности занимали члены царствующего дома.
Вельможа вместе с должностью получал в управление удел, размеры которого определялись степенью родства чиновника с царствующим домом.
Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение бюрократичного аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распространение письменности позволили этим племенам перейти к новому этапу - классовому обществу и государству.
Хозяйство и быт. Основная сфера хозяйственной деятельности хунну - скотоводство. Стада практически весь год находились на подножном корму. Древние источники сообщают о том, что хунны знали оседлость и земледелие, постепенно значительная их часть перешла к оседлости.
Жили они, в основном, в юртах, но умели строить зимние жилища - полуземлянки, обогреваемые системой канов. Одежда хуннов изготавливалась из кожи, мехов, грубых шерстяных тканей. Богатые хунны имели одежду из китайского шелка или хлопчатобумажной ткани.
Широкое развитие у хуннов получило ремесло. Ремесленники искусно изготавливали из железа мечи, кинжалы, пряжки, предметы конской сбруи. Из бронзы делали украшения и некоторую бытовую утварь, как, например, котлы, топоры, тесла. Важное место в хозяйстве занимали обработка шерсти и ткачество. Из выделанных кож изготавливали одежду, обувь, ремни, конскую сбрую.
Политическая история. В 109 году до н.э. глава государства Модэ провел административную реформу, которая укрепила государство, армию. С именем Модэ связано начало военных действий с Китаем, где в это время правила династия Хань. Император Китая признал свое поражение, регулярно выплачивал дань Модэ.
Однако государство хунну было непрочным. Под давлением соседних племен и внутренних междоусобиц в I в. до н.э. оно начинает распадаться на полунезависимые объединения. В 55 году до н.э. государство распалось на южную и северную части. Южные хунны приняли подданство Китая, а северные откочевали на запад, сохранив при этом свою независимость. Но из-за постоянного давления Китая, северные хунны вынуждены были перейти Тянь-Шань, заключить военный союз с правителем кангюев. Это была первая волна переселения хуннов на территорию Казахстана и Средней Азии.
Вторая волна переселений началась в конце I века н.э., когда под давлением хунну множество кочевых племен были вынуждены двигаться на север от Сырдарьи, в район Аральского моря, к Каспию. Этот процесс протекал лавинообразно и длился со II по V века. «Великое переселение народов», длившееся более 300 лет, вынуждало огромные массы кочевников, пестрых по этническому составу, двигаться из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Атиллы, армия гуннов в 447-448 гг. вторглась в восточную часть Римской империи и захватила ее. Хунны внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, приведшие к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.
Задания
1 .Исторические личности
Исторические личности
Характеристика
Дарий 1
Царица саков
Александр Македонский
Основатель государства гуннов
Модэ
После его смерти держава распалась
Атилла
Сын Томирис
Чжи-чжи
Сакский пастух
Томирис
Он возглавил северных гуннов
Ширак
В 530 г. до, н.э предпринял поход против саков
Спаргапис
2.»Сакские племенные союзы и места их расселения»
Название племенных групп
Место расселения
Парадарайя
Приаралье,низовьяСырдарьии Амурдарьи
Хаомаварга
Долина Мургаба
тиграхауда
Средняя Сырдарья и Тянь-Шань
3.Верно/Неверно
1.Сакские племена занимали территорию от Хуанхэ до Дуная.
2.Наиболее подробные сведения о саках содержатся в источниках китайского происхождения.
3. персидский царь Кир погиб в сражении на берегу Амурдарьи.
4.Саки-хаомаварга употребляли возбуждающий напиток из сока эфедры
5.Саки принимали участие в индийском походе. А Македонского.
6.Сакское общество было дифференцированным.
7.Искусство саков определяют как «звериный стиль»
8. Наиболее подробные сведения о гуннах содержатся в греческих источниках.
9.легендарным правителем гунном был Модэ шаньюй
10.Иссыкский курган относится к эпохе гуннов
11. Иссыкский курган был обнаружен археологом Акишевым
12.Иссыкский курган расположен в Центральном Казахстане
13.Исмперия гуннов была основана Шунь Вэем
14.В 55 году империя гуннов распалась на восточную и западную
15.Атилла умер в 453 году.
16 Канглы осуществляли контроль над участком ВШП
17.основным занятием гуннов было кочевое скотоводство.
18.Столица усуней-Чигучен
19.Каталаунская битва произошла в 345 году.
4.Восстановите хронологическую последовательность событий
1
Каталаунская битва
2
Поход Кира против саков
3
Марафонская битва
4
Смерть Атиллы
5
Поход Дария 1
6
Образование империи гуннов
7
Поход. А Македонского
8
Фермопильская битва
9
Иссыкский курган
5.Заполни таблицу. «Социальная организация саков и гуннов»
вопросы
саки
гунны
Структура и характеристика верховной власти
Роль народного собрания
Общие черты
различие
6.Исправьте ошибки
1.В 517 г. до н. э поход против саков предпринял персидский царь Дарий 1.Завоеванные им сакские племена вошли в состав Персидской империи, а сакские копьеносцы стали частью персидской армии. В ее составе саки приняли участие в Пелопонесских войнах(500-449гг до н. э), в том числе, в Каталаунской и Фермопильской битвах.
2.Основой хозяйства гуннов было придомное скотоводство. Главную роль в хозяйстве играла корова. В период рассвета империи на душу населения приходилось 27 голов скота. Глава государства – гуньмо мог быть только из рода Тан.
3.Усуни пришли на территорию Семиречья в 5 в до н.э.из передней Азии. Их основная территория находилась в долине реки, Чу, на востоке усуни граничили с государством Кангюй. Их столица находилась на берегу озера Тенгиз.
4.К югу от Сырдарьи находилось государство Кангюй. Столицей был город Чигучен. Население около 6.000.000 человек. На западе проходила граница с государством Усунь-го. Кангюй контролировало участок ВШП, шедшего по, Чу.
5.основателем государства гуннов принято считать Шунь Вэя. Его главными противниками были Рим и усуни. Император Гао из династии Тан начал войну с гуннами в 100 г.до н.э.
7.Определите с помощью подсказок, о каком историческом событии идет речь?
1.
1.Это событие часто оценивают в истории как победу западной свободы над восточным деспотом.
2.Это событие ,связанное с именем стратега Мильтиада,вошло во все учебники по истории военного государства.
3.Благодаря этому событию в Олимпийских играх появился новый вид состязаний-бег на максимально длинную дистанцию.
2.
1.В этом событии принимали участие аланы, германцы, славяне, гепиды, остготы, франки, саксоны, бургунцы, вестготы.
2.Еще до начала события предсказатели предрекли его исход и смерть одного из главных участников.
3.Это событие часто называет в истории «битвой народов»
3. 1.Это событие сопровождалось распадом государств и слиянием племен в новые народности.
2.Это событие охватило несколько столетий
3.По отношению к нему в истории часто используется эпитет»великое»
4.
1.Это событие связано с попыткой крупного государства обезопасить свои северо-западные владения и обеспечить безопасность караванных путей.
2.Это событие началось в эпоху императора Цинь Ши-хуади в 221г до н.э.
3.результатом этого события стало появление того ,что китайцы называют «вань-личан-чэн»
15