Славянские племенные союзы VII-X веков на территории Брянского края


Автор учитель истории МБОУ «Пальцовская СОШ имени Фёдора Владимировича Журавлёва» Брянского района Брянской области Седакова Е.Н.Славянские племенные союзы VIII—X веков на территории Брянского края Нестор доносит до нас имена двоих вождей удалых славян­ских «ватаг», пришедших в Брянские земли с запада: Вятко и Радим. Леген­дарны они или реальны, можно только гадать.Радимичи - люди Радима - за­няли юго-запад и запад современной территории Брянской области (бассей­ны рек Ипути и Беседи).Вятичи - люди Вятко - посели­лись в бассейне верхней Оки.Третья группа пришельцев с за­пада «седоша по Десне, и по Семи и по Суле, и нарекошеся север», - отме­чал Нестор. Племенное название се­верян - не славянское, а иранское, от слова «seu» - «черный». Видимо, «северами» их называло дружественное им ираноязычное племя алано-булгар, живших на северных окраинах Ха­зарского каганата. И радимичи, и вятичи, и северяне, утверждал Нестор, как и их предшественники, платили дань хазарам по «серебряной монете и по белке от дыма» (то есть с очага, от одной семьи).«Повесть временных лет» Нестора Археологи сумели дополнить летописную информацию Нестора, установив, что на севере Брянского края, в современных Рогнединском, Дубровском и Дятьковском районах проходила южная граница расселе­ния племени смоленских кривичей.Откуда нам столь точно известны границы расселения славянских племён? Ведь Нестор указывал их приблизительно. На протяжении не­скольких десятилетий археологи Брянского государственного универси­тета работают над уточнением карты расселения славянских племён на территории области.Нам известно, что радимичи и северяне в VIII в. приносят в наш край Роменскую археологическую культуру, названную так по г. Ромны в Украине. Все «роменцы» вручную, без гончарного круга лепили грубую глиняную посуду, украшая горшки и сковородки защипами по венчику и оттисками «гусеничного штампа» - веревочки, намотанной на палочку. Практически одинаковыми были на всей территории названных пле­мён орудия труда, бытовые вещи. Однако у каждого племени были свои особенные украшения - перстни, подвески, а в особенности - женские бронзовые или серебряные височные кольца, которые крепились ленточ­ками или ремешками у висков или как серьги непосредственно продева­лись в уши.Височные кольца и другие украшения были для язычников обере­гами: считалось, что они способны защитить хозяев от злых духов и чар. Обломки таких украшений встречаются и на поселениях в мусоре, но наиболее хорошо сохраняются в погребениях под курганами. При раскопках курганов находят шейные обручи-гривны, браслеты, перстни, кольца, поясные пряжки; ожерелья из различных бусин: из цвет­ного стекла, хрустальных, сердоликовых, янтарных, серебро- и золотосте-клянных. Входили в состав ожерелий и серебряные монеты - например, денарии императоров Священной Римской империи Отгона I и Генриха I, датского короля Кнута Великого, дирхемы правителей Арабского Хали­фата и другие. О дружбе северян и алано-булгар свидетельствуют традиции упо­требления северянами в пищу конины (что для большинства славян не характерно), совместное проживание (о чем говорят следы стоявших бок о бок с прямоугольными роменскими полуземлянками круглых жилищ - степных юрт) и частые находки на северянских поселениях посуды и вещей, характерных для алан. Ведущими отраслями хозяйства радимичей, северян и кривичей было пашенное земледелие, высокоразвитое ремесло и торговля. Среди восточнославянских центров Брянщины в IX-X веках наиболее значимым был населенный пункт в 8 километрах ниже современного Трубчевска по Десне у нынешнего села Кветунь (возможно, что оно сохранило название древней столицы северян). Курганный могильник Кветунь (Трубчевский район) Возле этой крупнейшей северянской крепости располагается и самый известный в Брянском крае курганный могильник, включвший более 3000 насыпей. Всего же древних курганных кладбищ известно в Брянской области больше ста. Поселение северян Поселения и могильники Роменской культуры на Брянщине исследо­вали археологи М.В. Воеводский, В.А. Падин, Ф.М. Заверняев, И.И. Ля-пушкин, В.Н. Гурьянов, Е.А. Шинаков и другие. Ими раскопаны городища в урочище Макча и в селе Кветунь близ Трубчевска, селища возле Выго-ничей, Хотылёво, в Бежичах, а также многочисленные курганы. http://www.puteshestvie32.ru/content/soyuzyhttp://www.kray32.ru/history02_02.htmlисточники