Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа
летнего
оздоровительного лагеря
дневного пребывания детей
в две смены
«Ласточка»
Автор составитель начальник городского
оздоровительного лагеря «Ласточка» ,
учитель высшей квалификационной
категории Галяутдинова Т.Е.
г. Кировское 2016 г.
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 3
отдела образования администрации города Кировское
Программа
городского летнего оздоровительного лагеря «Ласточка»
г. Кировское
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы ...........................
3. Концептуальное обоснование программы............................
4. Методическое сопровождение программы...
5. Механизм реализации программы.
6. Основное содержание программы.
7. Материально-техническое обеспечение
8. Кадровое обеспечение..
9. Финансовое обеспечение программы.
10. Ожидаемые результаты ...
11. Формы подведения итогов реализации программы..
12. Учебно-методическое обеспечение программы.
13. Приложения..
Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для обучающихся города проводятся оздоровительные смены в лагере «Ласточка» .
Актуальность программы
Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряжённости. К сожалению, реальностью нашей жизни стало то, что ухудшилось положение семьи, и в большей степени положение детей. Многие родители самоустранились от воспитания, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения. Участниками лагерных смен являются в основном дети льготных категорий , более всего нуждающиеся в социальной защите . Разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом . А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.
Именно для этого разработана программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Ласточка»
При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха (модернизацией старых форм работы и введением новых), а также опыт, накопленный лагерем за предыдущие годы .
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели: - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи
-Создание условий для организованного отдыха детей.
-Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
-Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
-Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей.
-Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации в индивидуальном и личностном потенциале.
-Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Участники программы – обучюащиеся школ города льготной категории в возрасте 6-11лет.
Место проведения.
Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №3 отдела образования администрации города Кировское
Срок реализации.
По продолжительности программа является долгосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании. Срок реализации:
І смена 01.06.2016. по 16.06.2016.
ІІ смена 17.06.2016. по 02.07.2016
Кадровые ресурсы необходимые для реализации программы
- начальник лагеря
- педагог – организатор
- спортинструкор
- вожатые
- воспитатели
- медработник
- техперсонал
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа летнего оздоровительного лагеря «Ласточка» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманнизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, педагогам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Ласточка» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
-отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
-создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
-взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
-активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
.Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
-необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
-оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
-сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
-доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
-в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Направления программы:
- физкультурно-оздоровительное направление (охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития обучающихся, улучшение физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни);
- художественно-эстетическое направление (развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству);
- экологическое направление (формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней);
- духовно-нравственное направление ( воспитывать активную гражданскую позицию, формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям).
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
-общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
-укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности;
-повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
-приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов);
-расширение кругозора детей;
-повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм;
-личностный рост участников смены;
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей.
Механизм реализации программы
Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.
Особенности временного детского коллектива (ВДК) обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
Содержание программы.
Работа будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры . Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.
Воспитанники лагеря объединяются в отряды, сами решают, как будут жить в них. Названия отрядов, традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. У каждого отряда есть девиз или изюминка, которая отражается в отрядном уголке.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня: День Земли, День Отечества, День Семьи, День Мира, День Труда, День Любви, День Культуры. Номинации, по которым оцениваются отряды следующие:
Творческий поиск и талант;
Нестандартное решение проблем;
Дружные и сплоченные отношения в отряде;
Активная позиция в игре;
Ответственные действия и поступки.
В течение смен проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере.
Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
Оценка качества дела педагогами.
Оценка дела детьми.
Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком .
Параметры для оценки педагогов:
Организация работы.
Содержательная насыщенность.
Эмоциональность.
Включённость детей.
Качество.
Параметры для оценки детей:
Важно.
Интересно.
Дружно.
Полезно.
Впервые.
Если дело по всем параметрам прошло на «отлично» - красный цвет показателя барометра (каждый ребёнок закрашивает квадратик на барометре);
Если один или два параметра требуют более тщательного подхода к делу – зелёный показатель барометра;
Если по большинству параметров требуется доработка или более тщательная подготовка – тёмно-синий цвет барометра.
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же барометр укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте путешествия.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают «номинашки» – маленькие сверкающие звёзды.
В начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики».
Задача смены: накопить как можно больше номинашек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, номинашки , собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а разноцветные человечки – дети – веселятся.
Название лагеря – «Ласточка»
Этапы реализации программы
Работа делится на три этапа:
1 Организационный этап (или адаптационный) характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика жителей города. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд.
2 Основной этап смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры .Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
Главная задача:
создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.
На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.
Для успешного решения задач этого оргпериода деятельность детей и вожатых должна иметь разносторонний творческий характер, быть насыщенной, эмоциональной, а само настроение – романтическим, приподнятым.
3 Заключительный ( или итоговый) этап – характеризуется подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого жителя города.
Формы и методы реализации программы
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, тренинги, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, фестивали, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации на экологическую, правовую темы, утренние линейки, экскурсии.
ПЛАН
мероприятий городского оздоровительного лагеря «ЛАСТОЧКА»
І смена
С 01.06.2016 по 16.06.2016
п/п
Наименование предприятия
Дата
Ответственные
1
День защиты детей .
Торжественное открытие лагеря . Конкурс рисунков на асфальте « Мир глазами детей». Концерт .
01.06.2016
воспитатели
Педагог-организатор
2
День знакомств
Давайте познакомимся (организация работы лагеря : ознакомление с распорядком дня , название отряда , выбор актива , распределение поручений ) .
02.06.2016
воспитатели
3
День зеленого огонька
Познавательная игра «Знай правила дорожного движения».Просмотр фильмов по правилам дорожного движения .
03.06.2016
воспитатели
4
День экологии . Экологическая познавательная викторина «Сбережем планету»
Праздник «Экологическая мозаика»
Городская библиотека
04.06.2016
воспитатели
5
День рождения А.С.Пушкина
Инсценизация сказки . Выставка рисунков « В мире сказок»
06.06.2016
воспитатели, педагог- организатор
6
День юмора
Веселая Эстафета « Давайте пошутим»
Чтение веселых рассказов .
«Я на солнышке лежу»-поем песни из мультфильмов
07.06.2016
воспитатели , педагог-организатор
7
День танцев
Марафон-шоу «Площадь звезд»(конкурс танцев)
Минутка здоровья «Правильное питание»
08.06.2016
воспитатели , педагог - организатор
8
День рукоделия
Конкурс поделок «Волшебная бумага» Аппликация
Пазл-батл «Наши руки не для скуки» (городская библиотека)
09.06.2016
воспитатели , руководитель кружка
9
День девочек
Конкурсно-развлекательная программа «Хозяюшка»
Конкурс причесок
10.06.2016
воспитатели
10
День рыцарей
Веселые старты . Футбол
11.06.2016
воспитатели , спортинструктор
11
День книги.
Экскурсия в городскую библиотеку . Квест-игра «Не прожить на белом свете без любимых книжек детям»
Викторина «Мой любимый герой»
13.06.2016
воспитатели
12
Просмотр фильмов . Беседа « Береговой Г.Т.-наш земляк»
14.06.2016
воспитатели , педагог - организатор
13
День знаний
Конкурсно – развлекательная программа
Умники и умницы
воспитатели
14
День пожарника
Экскурсия в пожарную часть
Беседа «Опасность профессии пожарника
15.06.2016
воспитатели
14
ЗАКРЫТИЕ І СМЕНЫ
Подведение итогов первой смены
16.06.2016
воспитатели , начальник лагеря
15
ОТКРЫТИЕ ІІ СМЕНЫ
Задачи и планы второй смены
17.06.2016
воспитатели , начальник лагеря
16
День художника
«Волшебная кисточка»-нарисуй портрет друга
18.06.2016
воспитатели , руководитель кружка
17
День моды
Викторина: « Из истории одежды»
Конкурс на самую интересную шляпу
21.06.2016
воспитатель
18
День памяти и скорби
Литературно – музыкальная композиция , посвященная землякам , погибшим в годы Великой Отечественной войны
22.06.2016
воспитатели , педагог - организатор
19
Международный Олимпийский День
23.06.2016
оспитатели,
спортинструктор
20
День спасателя.
Посещение Кировского отдела ВГСЧ ДНР
День дружбы и единения .
24.06.2016
воспитатели
21
Посещение городской библиотеки .КВН
25.06.2016
воспитатели
22
День здоровья и спорта
Спортивные соревнования на первенство лагеря
27.06.2016
воспитатели , педагог - организатор
23
День игр , игрушек , шариков и бантиков .
28.06.2016
воспитатели
24
Торжественное закрытие оздоровительного лагеря « Ласточка» . Праздничный концерт.
29.06.2016
воспитатели ,педагог - организатор
25
День Нептуна
Подвижные игры с водой
30.06.2016
воспитатели
26
Торжественное закрытие лагеря «Ласточка»
Праздничный концерт
01.07.2016
воспитатели , педагог – организатор
27
День красоты
Конкурс «Мистер и Мисс Лето»
02.07.2016
воспитатели
РЕЖИМ ДНЯ
8.30
-
8.35
Встреча детей
Мы рады вам! Чтобы быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку!
8.35
-
8.45
Зарядка
8.45
-
9.00
Утренняя линейка
« Пора, пора!
на линейку, детвора!» (объявление плана работы на день)
9.00
-
9.30
Завтрак
Каша, чай, кусочек сыра –
вкусно, сыто и красиво.
9.30
-
13.00
Подвижные игры, мероприятия, отрядные мероприятия
Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!
13.00
-
13.30
Обед
Нас столовая зовёт,
суп отличный и компот.
13.30
-
13.45
Кружковая работа
13.45
-
14.30
Клубный час
Лишь заслышим зов игры
быстро на улицу выбежим мы.
Ждёт нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных
Линейка (подведение итогов дня).
14.30
Уход домой
До свидания! До новых встреч!
Самоуправление лагеря
Для организации самоуправления в начале каждой смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.
На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:
Начисление баллов:
-трудовой десант – 10 баллов максимально;
-подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;
-1 место в любом мероприятии – 15 баллов;
-2 место – 10 баллов;
-3 место – 5 баллов.
Снятие баллов:
-опоздание на мероприятие – 5 баллов;
-оскорбление друг друга – 3 балла;
-опоздание – 1 балл;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:
· программы деятельности
· плана работы на смену
Методические пособия:
Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1999 г.
Астахова Н.И. Калейдоскоп веселья. – Барнаул, 2001 г.
Афанасьев С. П., Коморин С. В. Что делать с детьми в загородном лагере. - М.: 2009 г.
Баршай В. М. Активные игры для детей. - Феникс, 2001 г.
Безруких М. М., Филипова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья. – Москва: «Нестле», 2003 г.
Бесова М. А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. - Ярославль, 1998 г.
Болотникова Н. В. Занятия с использованием проектно-исследовательской деятельности. - Волгоград, 2008 г.
Гончарова В. И. Школьный летний лагерь. - Москва, 2004 г.
Горохова Е. В. (автор-составитель), Хочу быть лидером. Выпуск 1. - Нижний Новгород, 2000 г.
Григоренко Ю. Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. - М.. 2002 г.
Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.
Гузенко А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. - Волгоград: Учитель, 2007
Детское движение: вопросы и ответы. – Кострома, 1994 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин. - М.: «5» за знания, 2008 г.
Журналы «Дополнительное образование», 2002-2004 г.
Загородный летний лагерь. /Сост. С. И. Лобачёва, В. А. Великородная – М.: ВАКО, 2006 г.
Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге. Игры в школе, дома. Во дворе. - Ярославль, 1997 г.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1987 г.
Ильина В. А. Игры, конкурсы, развлечения. - Волгоград, 2001 г.
Информационно-методические материалы «Лето 2002», Комитет администрации Алтайского края по образованию, Барнаул, 2002 г.
Ищук В. В., Нагибина М. И. Домашний праздник. - Академия Холдинг, 2002 г.
Казанский О. А. «Игры в самих себя». - М., 1995 г.
Капустина Ю. Детям до шестнадцати вход разрешен. Вечера для старшеклассников в школе и загородном лагере. - Ярославль, 2004 г.
Коваль М.Б. «В сфере детского досуга»// «Народное образование»// 1994 г. № 5.
Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьника. - М.. 2000 г.
Коморин С., Афанасьев С. Сто отрядных дел. – Кострома, 2000 г.
Крылова Н. Три золотых правила педагогики каникул. / Народное образование, 2001 г., № 3
Кузякин Г. И. Пусть всегда будет праздник! Сборник игровых программ. - Нижний Новгород, 2001 г.
Кулагина «Возрастная психология», М., 1998 г.
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М., 2002 г.
Лобачёва В. И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – Москва: ВАКО, 2008 г.
Любимые детские игры. Сост. Гришина Г. Н. - М.. 1999 г.
Марзоева Э. В., Грани III, Грани IV. - Владивосток, 2002 г.
Мухина В. С. Таинства детства. - СПБ, 2002 г.
Нещерет Л. Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4. - Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006 г.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С. И. Лобачева. - Москва: ВАКО, 2007 г.
Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. - М., 2001г.
Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. - М., 2000 г.
Поломис К. Дети на отдыхе. - М., 1995 г.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.А., - Ярославль, 1998 г.
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Сост. Римская Р., Римский С., М.. 2001 г.
Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Лето» при МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1». Автор: Кондрашова С.А.
Программа оздоровительного лагеря «Солнышко» Муниципальная Осановецкая средняя общеобразовательная школа. Авторы: Евсеева О. Г., Кириллова Т. А.
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радужное творчество» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» Автор: Корнеева Н. Д., Слуцкая Н. Б. «Нескучные каникулы». - Ростов-на-Дону, 2004 г.
Ребенок в зазеркалье лета: анализ, концепция и перспективы развития системы отдыха детей, ВНИИК «Лето». - М., 1991-1992 гг.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995 г.
Рожков М. И. Детские организации: возможные выборы. - М., 1996 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Сизанов А. Н. Тесты и психологические игры. - Москва, Минск 2002 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей. – М., 1999 г.
Сысоева М. Е. Педагогика и лето. – М., 1996 г.
Титов С. В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Титов С. В. «Ура, каникулы!». - Москва, 2002 г.
Толетых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. – М., 1988г.
Торгашев В. Н. В эфире новости. Праздники, конкурсы, забавы, викторины, путешествия, советы, игры. – М., 2002 г.
Учебник для вожатого. М. П. Кулаченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Федорова М. З., Кучменко В. С., Воронина Г. А. Экология человека: Культура здоровья. - М.: Вентана-Граф, 2006 г.
Фогель К. Как научить детей сотрудничать? (часть 3, 4). - М., 2000 г.
Формула чудес. Сост. Кожан С. - Петропавловск-Камчатский, 1991 г.
Школа радости (Детские праздники в июле, летнем лагере и дома). - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г.
Школа радости (сценарии праздников, конкурсов, игр). - Ростов-на-Дону, Феникс, 2001 г.
Школа радости (творчество в детском оздоровительном лагере). - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 2009 г.
Шмаков С. А. Уроки детского досуга. - М., 1992 г.
Шукова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 2001 г.
Яковлев Д. Е., Кузнецова Н.А. Управление методической работой в УДО. - Барнаул, 2000 г.
Сценарии мероприятий, разработанные педагогами школы.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 515