Разработка метапредметного урока-исследования по химии в 8-м классе по теме: Чистые вещества и смеси
Разработка метапредметного урока-исследования по химии в 8-м классе по теме: "Чистые вещества и смеси"От простого – к сложному
Цели урока:
1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
2. Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием.
3. Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности. Воспитывать у учащихся чувство осторожности при работе с бытовым газом, лекарственными средствами и смесями других вредных для здоровья веществ, чувство патриотизма и любви к Родине.
Методы обучения: проблемный, исследование.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование для урока химии: компьютер, проектор; лабораторное оборудование для демонстрации различных видов смесей, образцы смесей, 3 стакана на стол с морской и дистиллированной водой, пробиркодержатели, спиртовки, пробирки, спички, на столах у учащихся сера, железо, магнит, бумага, пинцет, смеси из круп, листы учащихся, листы самооценки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующие на уроке,
Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями. Присаживайтесь. Готовимся к уроку; тетради, книги, ручки, линейки, карандаши. ТБ
1 мин
Слайд 1
13-00-13-01
2. Определение проблемы (работа в парах)
Ребята, сегодня мы работаем под девизом; от простого к сложному.
Определить тему сегодняшнего урока нам поможет экспериментальное задание.
ТБ
5 мин
13-01-13-06
Слайд 2
Давайте отгадаем загадку
В морях и реках обитает,Но часто по небу летает,А как наскучит ей летать,На землю падает опять. (вода)
Перед вами 3 стакана. Один с дистиллированной водой, другой с морской, третий с рассолом. Который используется при консервировании овощей. Я предлагаю вам следующую исследовательскую задачу; сравнить температуру кипения воды морской, дистиллированной рассола..
Слайд 3
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Составим план действий и выполняем исследование. Не забываем про тб.Уточняем план действий.Правила нагреванияОпыт демонстрационный.Вода морская закипает медленнее. Почему?Составляем и заполняем таблицу
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слайд 4
Таблица заполняется в листах учащихсяРабота с со слайдом.Обсуждение графика.
Слайд5-6
3. Этап актуализации знаний.
Итак, тема сегодняшнего урока “Чистые вещества и смеси”. Ребята, как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой, исходя из такой темы?
Ответы
Правильно, сегодня на уроке мы должны усвоить понятия ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ, виды смесей, способы их разделенияОткрыли тетради, записали сегодняшнее число и тему урока. Подпишите листы самооценки.
1 мин
Слайд 7-8
13-06-13-07
2. Этап проверки домашнего задания.
Понятия вещество – сложное вещество – смеси
Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, я хочу вам предложить поиграть в игру “Третий лишний”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Найдите третье лишнее слово и объясните, почему вы так решили.Дополнительные вопросыКакое вещество называется простым?Какое вещество является сложным.?Смеси.
1 мин
Слайд 9-11
13-97-13-08
3 Этап изучения новых знаний
Мы живем среди химических веществ. Среди этих веществ есть вещества и простые, и сложные, а есть вещества, которые состоят из различных компонентов Воздух, вода, минеральная вода, чай и кофе, молоко и фрукты. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек – его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло, резина, сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина – искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.
1 мин
Слайд 12
13-08-13-09
Простые и сложные
3в Групповая работа
Каждая группа получает задание, и выполняет его в течение 3 минут. Далее следует обсуждение.
1 группа. Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов – мрамор Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. Мрамор – материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна – это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка. Почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор? П.12 учебника стр.65-662 группа. Что такое смеси3 группа. Какими бывают смеси? С.67-684 группа. В чем отличие материала от химического вещества с.66 2 абзац5 группа. Привести примеры однородных смесей.6 группа. Какой воздух может рассматриваться как гомогенная, а какой– как гетерогенная смесь? С.68 абзац 2
5 мин
13-09-13-15
Слайды 13-18
Работа с листом учащихся.
Во время ответов групп заполняем таблицы в листке учащихся
7 мин
13-15-13-22
Слайды 19
Первичное закрепление знаний
Определить вид смеси. Самопроверка. Лист самопроверки.Критерии за каждый правильный ответ – 1 балл
2 мин
13-22-13-23
Слайды 20-21
Изучение новых знаний и способов деятельности
Как разделить смеси. Способы разделения смесей.
Слайды 1 мин
13-23-13-24
Слайды 22-27
Мозговой штурм. Работа в группах
Гречка и рисМакароны и пшеноМанка и гречка
Задание 2. Можно ли разделить эти смеси.
Смеси разделяем, используя их свойства.
Демонстрация слайдов.
2 мин
13-24-13-26
С.28
Эксперимент
Закрепление изученного
Изучение смеси железа и серы. Разделение с помощью магнита
Лабораторное исследование. Инструкция по ТБ. Исследуем и опишем свойства веществ – серы и железа (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита) . Составьте неоднородную смесь: на листе бумаги смешайте порошок железа и серы стеклянной палочкой. Разделите приготовленную смесь. с помощью магнита.
Вывод: зная физические свойства веществ, составляющих смеси, можно разделить смесь.
5 мин сл. 29-31
13-26-13-31
Сл 32-33
Применение изученного
А так ли важно уметь разделять смеси?
Творческие задания группам.
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли птицы. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?
При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?
3 мин
13-31-13-34
Контроль и самоконтроль
Тест
1. Укажите неоднородные смесиА) сахарный песок + водаБ) сера + железные опилкиВ) поваренная соль + вода
2. Укажите однородные смесиА) уксусБ) речной песок + водаВ) нефть + вода
3. В каком случае речь идет о воде, как о чистом веществе?А) морская вода соленая на вкусБ) дистиллированная вода получается при охлаждении водяного параВ) минеральная вода применяется для лечения некоторых заболеваний
4. Отметьте смесь, основным компонентом в которой является газА) кислородБ) углекислый газВ) азотГ) воздух
Ответы
1б2а3б4г
4 мин
13-34-13-38
Сл. 34
Коррекция
Проверьте ответы. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл
1 мин
ДЗ
П.12 учить в. 4-6. *Составить презентацию “Смеси в повседневной жизни”
13-38-13-40
Сл.35
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Рефлексивный тест. За каждый плюс 1 балл. Подводим итоги.
13 баллов - 5 - отлично8-12 баллов - 4 - хорошо6-7 - 3 - удовлетворительно
Прошу вас сдать листы самооценки
Сл.36
Заключительное слово учителя
Простое и сложное. Что важнее
В химииВ литературеВ математикеРусский языкМузыка
С.37-39
Заголовок 315