Мониторинг сформированности словесно-логического мышления у учащихся 1 классов
Результаты мониторинга сформированности словесно-логического мышления у учащихся 1 классов
Словесно-логическое мышление
Наглядно-образное мышление
Осведомленность
Классификация
Аналогии
Обобщение
2012-2013
уч.год
98 уч.
N(
-
4 уч. (4%)
-
-
15 уч. (15%)
N
-
31 уч. (31,5%)
-
-
45 уч. (46%)
(N
20 уч. (20%)
36 уч. (37%)
8 уч. (8%)
78 уч. (79,5%)
24 уч. (24%)
N(
79 уч. (80%)
27 уч. (27,5%)
90 уч. (92%)
20 уч. (20%)
14 уч. (14%)
2013-2014
уч.год
111 уч.
N(
3 уч. (3%)
8 уч. (7%)
10 уч. (9%)
21 уч. (19%)
31 уч. (28%)
N
20 уч. (18%)
24 уч. (21%)
67 уч. (60%)
33 уч. (30,5%)
35 уч. (31,5%)
(N
52 уч. (47%)
55 уч. (49,5%)
29 уч. (26%)
45 уч. (40,5%)
41 уч. (37%)
N(
36 уч. (32%)
24 уч. (21,5%)
4 уч. (3%)
12 уч. (11%)
4 уч. (3%)
2014-2015 уч.год
118 уч.
N(
4 уч. (3%)
4 уч. (3%)
11 уч. (9%)
11 уч. (9%)
15 уч. (13%)
N
20 уч. (17%)
23 уч. (19%)
55 уч. (46%)
31 уч. (26%)
49 уч. (41,5%)
(N
49 уч. (41,5%)
53 уч. (45%)
32 уч. (27%)
44 уч. (37%)
29 уч. (24,5%)
N(
29 уч. (24,5%)
22 уч. (18%)
4 уч. (3%)
16 уч. (13%)
8 уч. (6%)
За последние годы наблюдается рост числа первоклассников, имеющих нарушения общего и речевого развития, что негативно влияет на развитие познавательной сферы в целом. У многих учащихся не сформировано или недостаточно сформировано наглядно-образное мышление, что, так же, затрудняет развитие словесно-логического мышления.
Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.
Нарушение словесно-логического мышления определяет особенности связной речи у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи.
Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), т.к. речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для полноценного психического развития необходимо наличие определенной социальной среды и воспитания.
Из трех типов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.
Речь же включается в сам процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
Также, дети с речевыми нарушениями, испытывают затруднения при описании предметов, обобщении явлений признаков. Поэтому их рассказы бедны, отрывочны, не логичны друг с другом. При задаче изложить речевой материал кратко, дети с общим недоразвитием речи пропускают важные смысловые звенья даже тогда, когда могли воспроизвести его содержание почти дословно, т.к. для выполнения этого навыка необходимо специальная и достаточно развернутая мыслительная работа, что вызывает значительные трудности у данной категории детей. Это также говорит в пользу того, что при сниженном уровне мыслительной деятельности, снижается и уровень речевых высказываний. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.
Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности» – пишет в своей работе Е.М. Мастюкова.
Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте большое значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь.
Мыслительный процесс «осведомленность» (выявление существенных признаков) указывает на способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных,некритичность и ненаправленность мышления, слабость абстрагирования.
Мыслительный процесс «классификация» выявляет способность к абстрагированию. То, насколько ребенок справился с заданием говорит о возможности ребенка отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием как классификация.
Мыслительный процесс «умозаключения». Выявляется умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли ребенок устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.
Мыслительный процесс «обобщение». Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит нет только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов может быть точным, когда указывается родовое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак.
15