Методические рекомендации. «Работа над гаммами на уроках фортепиано посредством декламационного метода.»
Развитие технических навыков начинающих пианистов посредством декламационного метода.
Алексеева Евгения Владимировна
Педагогу на начальном этапе обучения игре гамм приходится сталкиваться с разными трудностями. Развитие комплекса технических навыков - чувства ритма, артикуляции, аппликатуры часто связано с натаскиванием, многократным повторением, «дрессировкой». Уроки заполняются так называемой «черновой» работой. В результате атмосфера на уроке становится напряжённой и взаимно-недоброжелательной, происходит снижение мотивации учащегося, падает его интерес к занятиям.
Как же построить обучение игры гамм, не перегружая мышление детей непосильными задачами и понятиями? Позитивное решение этих задач возможно с помощью метода подтекстовки. Он представляет собой метод игры на фортепиано с параллельной декламацией, то есть исполнение сопровождается чтением стихотворного текста.
Многие педагоги-музыканты отмечают позитивное влияние декламационного метода на развитие чувства ритма учащегося, на формирование его музыкального мышления, фортепианных навыков и умений, на ускорение процесса запоминания музыки.
Давайте разберём, что же такое декламация. Декламация (лат.declamation - упражнение в красноречии) - искусство выразительного чтения стихов или прозы. Значение термина исторически менялось. В настоящее время принципы декламации в определённом смысле просматриваются в авторском чтении стихов, когда основной акцент делается поэтом не на смысловом содержании, а на метрической и ритмической структуре поэтического произведения. [Большой энциклопедический словарь/Под ред. Прохоров А.М. - СПб., 2000. - С.234.]
Для работы над гаммами мы используем термин «декламация» в значении, близком к канонам романтического театра. То есть главная опора делается на напевность, подчёркнутую ритмичность, а также чередование форте и пиано. Таким образом, достигается ритмически выверенное и выразительное исполнение.
Термин «декламационный метод» пока не обозначен в методической литературе. В некоторых источниках, к примеру, в учебнике А.Д. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» подобный способ работы упоминается и называется «подтекстовка».
Почему же декламационный метод так ценен и необходим в работе с пианистами?
Единство музыки и речи признано всеми учёными: известно, что они восходят к общим корням и имеют общее происхождение - текст словесный и текст музыкальный воспринимаются как осмысленное сообщение, облечённое в определённую форму. И музыка, и речь состоят из звуков - фонем, объединённых в «слова-знаки», которые, в свою очередь, формируют законченные высказывания; их структура опирается на линейные последовательности элементов, организованных в соответствии с правилами.
Музыка и речь - нейропсихологические «соседи». Вероятно, возникнув раньше, музыкальные отделы мозга с развитием речи вынуждены были потесниться и уступить вербальным отделам часть своей мозговой «территории»; при этом родственные отношения «соседей» и обмен информации между ними сохраняются на протяжении многих тысяч лет, образуя в мозгу единое речемузыкальное пространство. Его основы заложило пение; музыка приняла в себя и вырастила в своих недрах словесную речь, первая речь была ещё речемузыкой, где аффективная и сообщающая функции были слиты.
Песня — продукт особо прочного, «двойного залегания» в человеческом мозгу: ее текстовые и музыкальные компоненты и связаны, и в то же время относительно независимы. [Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М., 2004. - С.445].
Отсюда следует вывод, что применение стихотворного текста в разучивании будет способствовать более прочному запоминанию.
Метод декламации - словесной подтекстовки не нов. Многие педагоги- методисты в работе над музыкальным произведением обращались к помощи этого метода, однако чаще отводили ему место приёма, способствующего решению тех или иных задач.
Так, педагог и музыковед Е. Цетлин в своей статье «К вопросу об организации руки начинающего пианиста» указывает, что подтекстовка помогает решению одновременно нескольких задач: организует игровые движения, стимулирует правильность способов звукоизвлечения, облегчает запоминание мелодического рисунка [Цетлин Е.В. К вопросу об организации руки начинающего пианиста // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1. - М., 1979. - С.22].
Многие педагоги-музыканты считают декламационный метод весьма полезным в развитии чувства ритма учащихся. Например, пианист, профессор Евгений Федорович Гировский (1891-1973) в своей работе «Об эффективности методов обучения игре на фортепиано» для развития и укрепления чувства ритма учащегося рекомендовал подбор слов с соответствующими нотным длительностям ударениями. Подтекстовка мелодии, писал он, «помогает более быстро и надёжно усвоить триоли и чередования их с двумя восьмыми» [Гировский Е.Ф. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1. - М., 1979. - С.35.]
О полезности декламационного метода - подтекстовки к музыке пьесы говорила А. Артоболевская. «Каждый образ диктует определённые исполнительские приёмы. Более того, от яркости возникшего образа у ребёнка подчас как бы сама собой рождается способность передать его необходимыми для этого движениями рук» [Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М., 1985. - С.5] То есть, конкретизируя стихотворным текстом музыкальный образ, мы помогаем также и развитию пианистического аппарата.
При разучивании гамм применение декламационного метода возможно на разных этапах занятия, в самых разных видах деятельности - при первом знакомстве ребёнка со строением мажора и минора, с аккордами, арпеджио, хроматической гаммой, выработке у него навыков ориентации на клавиатуре, при освоении музыкальной грамоты, овладении пианистическими движениями.
Использование стихотворного текста в работе над развитием пианистических навыков приводит к восприятию гаммы «не как сухой формулы, а как мелодии, имеющей определённое содержание, метроритмическое оформление, фразировку». [Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. - М., 1994. - С. 108].
Изучение детьми музыкальной грамоты представляет собой значительную сложность, ведь появляется большое количество неизвестных слов, понятий, обозначений. Новый для восприятия материал не должен отпугивать ребёнка от занятий музыкой, поэтому надо давать детям учебный материал ярко, образно, обращаясь к стихам.
Учащиеся с удовольствием слушают стихи, быстро запоминают новый материал.
Для того, чтобы игра гамм была интересной для ребёнка, можно подбирать стихотворный текст. Декламационный текст помогает ритмично выполнять упражнения, диктует заданный темп, а стихи вызывают интерес, таким образом повышается мотивация.
Приведём некоторые примеры работы над гаммами.
При знакомстве учащейся 1 класса с гаммой стихотворный текст помог нам выработать ровность, плавность в движении рук. Ученица сначала играла гамму неровно, с остановками, с вялой артикуляцией. Затем при проговаривании стиха «Паучок», появилась необходимая свобода в движениях рук, и ученица смогла ощутить мерный темп. Слова помогли ощутить глубину прикосновения к клавиатуре, вес руки («ведь рюкзак был тяжёлый»)
Пау-пау-паучок
Несёт тяжёлый рюкзачок.
Друг- паук помог ему,
Ведь, не нести же одному.
Или например игра трехзвучных аккордов стих поможет запомнить аппликатуру для левой руки:
Третий пальчик, (трезвучие)
Третий пальчик, (секстаккорд)
Вот второй он хулиганчик (кварт секстаккорд, трезвучие)
Третий пальчик и второй
Ходят рядышком порой.
Описанные упражнения простые, интересные, нравятся детям. Выполняя их с проговариванием стиха, ребёнок приучается к ритмической точности.
Для запоминания аппликатурных правил в бемольных гаммах предлагаю стих:
Гаммочки бемольные
До чего ж прикольные.
В правой си бемоль- четвёртый.
В левой - новенький бемоль.
Стане палец мускулистым
Вот какая его роль.
Работая над гаммами с учащимися средних и старших классов предлагаю им выбрать понравившуюся пословицу для исполнения одного из видов арпеджио или гаммы с пульсацией по четыре:
Дело мастера боится.
Не до жиру, быть бы живу.
Чем богаты, тем и рады.
В тесноте, да не в обиде.
Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела.
Тише едешь, дальше будешь.
Чтобы прочувствовать пульсацию в исполнении хроматической гаммы предлагаю следующие пословицы:
Осень запасиха, Зима-подбериха
Скатертью дорога.
Понимание характера, сказавшись на интонировании, отразится и на фортепианных приёмах, которыми будет сыграна гамма.
Декламируя пословицу, мы выровняли ритм, ориентация на слова помогла улучшить координацию движений.
Т.Ключарева в своей статье пишет: «Учиться «выражать словами музыку» очень полезно. Это положительно сказывается на исполнении: оно становится живым и осмысленным.» [Ключарева Т. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. - М., 1979. - С.56].
Работая над артикуляцией исполняя гамму на staccato хорошо помогают слова детского стихотворения «Ёжик»:
На жаре в лесу спросонок Умывается ежонок. Мать-ежиха таз берёт, И лапки ему трёт.
Но только спину, только спину Не потрёшь родному сыну. Ходит по росе лесной С грязной спиной.
Подключение к выработке техники игровых движений речевого аппарата помогло значительно дисциплинировать пальцы, стимулировало артикуляционную ясность при взятии звука. Часто дети в исполнении гамм путаются в игре, так как дезориентируются в количестве октав. Слова стихотворения помогли справиться с запоминанием.
Работа над гаммами с применением декламации вызывает особый интерес, скучное многократное проигрывание приобретает определённый смысл. Таким образом, быстрее и основательнее запоминается аппликатура.
Выводы:
Декламационный метод пока чётко не обозначен в методической литературе, однако он сформулирован в педагогической литературе как метод «подтекстовки» к мелодии или как приём с использованием подбора слов.
Дети наиболее склонны к словесному выражению чувств. Следовательно, способ запоминания, при котором используются стихотворные тексты, продуктивен.
Игра с параллельной декламацией помогает создавать ассоциации, включаются эмоциональная, музыкальная, наглядно-образная типы памяти, благодаря чему процесс запоминания происходит быстрее, а память получает дополнительную тренировку.
Результативность и полезность метода декламации проявляется в работе по развитию чувства ритма начинающего пианиста. В процессе игры с параллельным чтением стихов вырабатывается чёткость, ровность в исполнении, налаживается ансамбль рук, а также решается проблема метроритмической устойчивости. Понятный, доступный образ ведёт к более быстрому и качественному запоминанию, к конкретизации игровых движений.
Следует отметить, что применение декламационного метода способствует созданию на уроке комфортной, психологически благоприятной атмосферы, обеспечивающая уверенность учащегося в своих силах и возможностях.
Необходимо также отметить, что применение декламационного метода ни в коей мере не отменят использование целого ряда других методов музыкального обучения: все они должны применяться в совокупности, комплексно, исходя из актуальных для каждого учащегося задач обучения и воспитания.
Список литературы.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М., 1985.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л., 1979.
Баренбойм Л.А. Фортепианно-педагогические принципы Ф.Б.Блуменфельда. - М., 1964.
Большой энциклопедический словарь/Под ред. Прохоров А.М. - СПб., 2000. -
Гировский Е.Ф. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1. - М., 1979.
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М., 2004.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2004.
Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Глекулова О.Д., - М., 2003.
Цетлин Е.В. К вопросу об организации руки начинающего пианиста // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. - М., 1979.
Про рукав
Инна ЗаславскаяЯ с утра обшарил шкаф:У меня пропал… рукав!Был вчера он там, где надо –Со вторым таким же рядом,А сегодня вдруг пропал!Может, кто его украл?Но один – кому он нужен?В этом просто смысла нет!Не сварить его на ужин,Не поджарить на обед!Где ж теперь его искать?Мне давно пора гулять!Но в одном идти нельзя –Засмеют меня друзья,Спросят: «Парень, ты здоров?»Может быть, без лишних словСразу сделать безрукавку –Чтоб совсем без рукавов?Оторву рукав второй…Что-то толстый он какой:Ба, да их тут целых два!Вот дурная голова!Я ж вчера учил сложение,Развивал воображение,С рукавом рукав сложил,А вот вычесть – позабыл! 2007 г.
Запоминатель
Алексей ЕрошинУ меня в руках корзина,К магазину я иду.Что нести из магазина –Повторяю на ходу:Раз – купить пакет кефира,Два – в починку сдать часыТри – одну головку сыраИ четыре – колбасы.Для сестры – тетрадь в линейку,Папе – красный карандаш,Брату – в плеер батарейку,Деду с бабушкой – лаваш.Маме – чаю с бергамотомИ с кроссвордами журнал.Аж спина покрылась потом –Полчаса запоминал!Ни за что не подкачаю,Непременно принесу –Бегемота маме к чаю,Брату в плеер – колбасу.Папе – сырную линейку,Полкило карандаша,И, конечно, батарейкуДля починки лаваша!Я иду из магазина,В небе голуби кружат,У меня в руках корзина,Все покупки в ней лежат:Колбасатая линейка,Полосатый карандаш,Из починки батарейкаИ с кроссвордами лаваш!
Опасная стезя
Алексей ЕрошинМуравьишка Испытал Умиротворенье:В банку джема он упалИ… Умер от варенья.Мне хотя и грустно,Но зато всё ясно:То, что слишком вкусно,Может быть Опасно!Вот жую еду моюВ кухне как всегда я,И об этом думаю,За столом страдая.Пятый блин макаю в мёдИ сгущёнки хочется…Знать бы, братцы, наперёд,Чем всё это Кончится!
Кладоискатели
Алексей ЕрошинМы искали Клад на даче,Словно рыцари удачи.Аж взопрели, как в парной – Нет монетки ни одной!От рассвета До закатаНе нарыли Ни дуката.Столько вложено труда –В результате – Ерунда:Откопали у СерёжкиДвадцать пять мешков картошки,Во дворе у тёти ВалиЦелый погреб откопали.Отыскали Червяка,Ключ от старого замка,Шесть мышей, Сапог один,Восемь банок от сардин,Ржавый штык,Нору крота,Гайку,Шайбу,Два болта,И немного погодяДва потерянных гвоздя.Ноет каждый мускул в теле – Всё, пираты надоели.Лучше В будущем годуВ археологи пойду!:)