Презентация на тему Развитие логического мышления младших школьников


Развитие логического мышления младших школьников учитель начальных классов МБОУ «СОШ №14 пос. Подъяпольское» Галишникова Елена Анатольевна В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Поэтому, необходимо проводить целенаправленную работу по их обучению основным приёмам мыслительных действий. Целью работы по данной теме является решение проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания у детей самостоятельности и активности как черт личности, формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в преодолении сложностей. Главная задача - развитие логики мышления, которая бы позволила детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания. Всё видеть, всё понять, всё знать, всё переживать,Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,Пройти по всей Земле горящими ступнями,Всё воспринять и снова воплотить. Максимилиан Волошин Основная идея деятельностного подхода учебного процесса состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими свое собственное открытие. Х http://aida.ucoz.ru Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.Основные формы мышления Суждение Умозаклю-чение Конкре-тизация Обобще-ние Абстрак-ция Операции мышления Сравне-ние Анализ Синтез Комплекс заданий, направленный на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста 1. Задачи на смекалку.2. Задачи-шутки.3. Числовые  фигуры.4. Геометрические задачи. 5. Логические блоки Дьенеша. 6. Графические диктанты.7. Логические упражнения со словами.8. Математические игры и фокусы.9. Кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.10. Комбинаторные задачи. Этапы работы при решении задач или в играх на развитие мышления: Мотивация. Анализ условий задачи или игровой ситуации. Поиск решения задачи на основе логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приёмов. Доказательство и обоснование правильности решения. Проверка решения; при необходимости - его коррекция. Определи, на каких рисунках части фигур складываются в целые? Какую из фигурок А–Д нельзя составить из двух деталей, изображенных справа? Гном Забывалка записал такой пример и не расставил в подходящих местах знаки сложения и вычитания. Исправь ошибки. Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? У Ивана дома много кактусов. 5 из них не цветут. Сколько кактусов цветёт? Исправь ошибки в задаче, чтобы её можно было решить. * В магазине продают воздушные шары: красные, желтые, зеленые, синие. Какие наборы можно составить из двух разных шаров? Сколько наборов у тебя получилось? Комбинаторная задача * 6 наборов На подоконнике было 8 зелёных помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров осталось? 5 6 0 Задача на смекалку Геометрическая задача Графические диктанты Отгадай ребус. Логические упражнения со словами 1. Подобрать родовые понятия. 2. Найти лишнее слово.3. Назвать причины, следствия событий. 4. Найти закономерность.5. Назвать понятия, которые находятся в функциональных отношениях.6. Составить новое слово из данных.7. Назвать понятия, которые имеют отношение «последовательности». 8. Подобрать противоположные понятия.9. Назвать одним словом.10. Назвать целое по данной части.11. Составить предложения. «Грамматическая головоломка» Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К Назови слово по его части _ОС_ _ _А_ _. Эта оса на луну улетает._ОС_ _ _ _ А. А эта на солнце худеет и тает. Угадай слово по первым буквам. Рассеянный наборщикЕсли правильно расставите буквы, получите названия животных, каждое из которых содержит букву Б. Назови цветок из вторых букв слов:урок, портфель, азбука, парта. А Р Ю Ш Ф «Анаграммы»НИАВД - ДИВАНСЕОТТ - ТЕСТОСЛОТ - СТОЛРАКЫШ - КРЫШАГИАР - ИГРАКООН - ОКНО Найдите в стихотворных строчках спрятавшееся животное. Жили в доме две дикие кошки. А кто ещё? Первый слог местоимение , второй издаёт лягушка. А вместе они - овощ. В конце предложения ставится… С буквой Д растет у мамы … .С К я — на болоте … .Б в начале слова … .О на А заменим — … Слева Т — и слово … .Вместо А кто У возьмет,В небе … поплывет.Маленькую тучку я возьму за … . Отгадайте слово по модели. — очк — С глухим траву она срезает,Со звонким – и листочки объедает. Отгадай предметы из русских народных сказок по их значению. Прочитай пословицу о весне. Март – грозой, апрель - водой, май – травой. Составьте слова из букв слова: ПЛАСТИЛИН Подведём итоги разговора:  Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.Ребенку интересней мыслить, чем запоминать. Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании ребенка, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.  Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.  Проблемные вопросы Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на развитие мышления. Вопросы Где? Что? Когда? Какой? Сколько? контролируют память Никого нельзя ни заставить мыслить, ни запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно. Никого нельзя ни заставить мыслить, ни запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.  «Не мыслям надобно учить – а мыслить»... Спасибо за внимание!