Программа Коллективное музицирование (вокально — инструментальный ансамбль)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №1 им. М. П. Мусоргского г. Твери»
Общеразвивающая рабочая программа
по учебному предмету
«Коллективное музицирование»
(вокально-инструментальный ансамбль)
для учащихся отделения народных инструментов
детских школ искусств
Срок обучения: 3(4) года.
(возраст учащихся от 14 до 17 лет)
Подготовили:
Шмаков Егор Сергеевич
преподаватель по классу гитары
Осипова Алла Александровна
преподаватель по классу фортепиано
г. Тверь
2015
Введение
Коллективное (ансамблевое) музицирование – это одна из форм обучения в музыкальной школе. Учащиеся с большим интересом посещают такие занятия, т. к. работа в творческом коллективе всегда приносит радость общения, ожидание совместных выступлений, развивает чувство ответственности каждого участника ансамбля перед одноклассниками. В группах по ансамблю, численность которых от 4 до 10 человек, всегда есть более способные ученики и ребята со средними музыкальными данными. Как правило, ученики с хорошими способностями могут выступать не только как участники ансамбля, но и как солисты. Для учащихся с менее выраженными музыкальными способностями занятия в ансамбле – это возможность развить свои творческие задатки и музыкальные данные.
Главная роль в работе ансамбля принадлежит руководителю. Именно он подбирает репертуар, разучивает партии, проводит репетиции, организовывает концерты. Руководитель должен быть для ребят образцом профессионализма, обладать организаторскими способностями. Одна из основных задач руководителя – налаживание правильных взаимоотношений между участниками ансамбля, т. к. от этого зависит успех совместной работы и увлечённость учеников.
Руководителю необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику и умение объединять учащихся для достижения положительных результатов работы в коллективном музицировании.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Коллективное музицирование»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Срок обучения: 3 (4) года.
Возраст учащихся: от 14 до 17 лет.
Занятия проводятся в виде группового урока.
Группа от 4-х до 10 человек.
Продолжительность занятия– 45 мин. (1 раз в неделю).
В связи с тем, что в ансамбль привлекаются ученики разных классов и разного возраста, рекомендуется планировать работу не по классам, а по срокам обучения: первый, второй, и третий год обучения.

Настоящая программа предполагает привлечение в музыкальный коллектив учащихся той школы, на базе которой создаётся ВИА.
Вокально-инструментальные ансамбли могут быть однородными (только гитаристы и вокалисты) и смешанными. В создании смешанных ансамблей задействованы преподаватели и ученики разных отделений. В этом случае плодотворная работа и хороший результат зависят от психологической совместимости всех участников ансамбля, от наличия у них потребности профессионального и творческого развития, от общего чувства заинтересованности, чувства долга и ответственности, которые необходимы для работы каждого коллектива.
В вокально-инструментальном ансамбле участвуют ребята разного возраста, поэтому партии, которые разучивает каждый ученик, должны соответствовать его возможностям.
Руководитель подбирает репертуар и расписывает каждое произведение по партиям, которые разучивает с учениками индивидуально в рамках учебного предмета «Ансамбль». Как правило, руководителем вокально-инструментального ансамбля является педагог-гитарист.
Если к коллективному музицированию, кроме учеников-гитаристов, привлекаются учащиеся других специальностей (фортепиано, баян, аккордеон, ударник, духовые инструменты), то партии этих учеников должны разучить педагоги-специалисты этих инструментов (на тех же условиях, что и гитаристы). Состав вокально-инструментального ансамбля может быть разным. Один из вариантов: 3 гитары (соло, ритм, бас), фортепиано (синтезатор), баян (аккордеон), ударник, 1-2 вокалиста. Руководитель ансамбля часто является и его участником.
Цели и задачи учебного предмета
Цели Задачи
1. Объединить заинтересованных учащихся для занятий в музыкальном коллективе 1. Помочь ученикам познакомиться с исполнительскими возможностями и разнообразием игры на гитаре
2.Развить творческие способности учащихся 2. Воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, чувство ответственности, дисциплину
3.Раскрыть индивидуальность каждого ученика 3.Воспитывать у участников ансамбля чувства коллективизма
4. Показать широкие и интересные возможности музыкального инструмента гитара 4. Приобщать подрастающее поколение к музыкальной культуре, воспитание нравственных и эстетических чувств
5. Сформировать практические навыки занятий в вокально-инструментальном ансамбле 5.Формирование у детей и подростков музыкального вкуса
6.Развить навыки самостоятельной работы в области музыкального искусства 6.Дать учащимся знания и навыки, необходимые для практического применения после окончания музыкальной школы
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы «Коллективное музицирование» (вокально-инструментальный ансамбль) ученики получат следующие знания и навыки:
- приобретут навыки ансамблевого исполнительства;
- разовьют свой мелодический и гармонический слух;
- узнают возможности различных музыкальных инструментов;
- улучшат свои исполнительские возможности;
- реализуют свои творческие способности;
- познакомятся с репертуаром для вокально-инструментальных ансамблей;
- научатся решать музыкально-исполнительские задачи ансамблевого исполнения;
-научатся передавать художественное содержание исполняемого произведения;
- приобретут практику репетиционной работы и концертных выступлений;
- поймут и оценят положительные стороны коллективного творчества;
- смогут применить навыки участника ВИА, полученные в музыкальной школе в дальнейшей жизни.
5. Годовые требования по годам обучения
Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Общая гитара" для учащихся народного отделения рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.
Первый год обучения соответствует: 4 классу для 8-летнего обучения, 2 классу по 5-летнему обучению. Задачи: Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение основных способов звукоизвлечения: тирандо, апояндо. Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки, со II полугодия введение двухголосия. Освоение основных видов арпеджио (pima, pami) на открытых струнах и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой позиции. За учебный год учащийся должен сыграть: II четверть- зачёт (без комиссии) - 2 пьесы (можно по нотам) IV четверть - зачёт (с комиссией) - 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть) Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам контрольных точек выставляются педагогом по четвертям. Годовые требования: Упражнения на постановку рук. Разучивание в течение года 8-10 разнохарактерных пьес. -Чтение с листа несложных одноголосных мелодий. -Развитие навыков аккомпанемента в тональностях Ля мажор и ля минор. -"Звукоряд" от ноты "ми" малой октавы до ноты "ля" второй октавы. Примерные программы зачёта. I- полугодие. 1. "Во саду ли, в огороде" р.н.п. 2. "Ах,по морю" 1."Я на горку шла" р.н.п. 2.Калинин В. "Этюд" II -полугодие. 1. Калинин В. "Вальс". 2.Шаинский В. "Песенка про кузнечика" (аккомпанемент) 1. Иванова Л. "Тучка" 2. "Частушка" (аккомпанемент) . Второй год обучения соответствует: 5 классу для 8-летнего обучения, 3 классу по 5-летнему обучению. Задачи: Продолжение работы над совершенствованием приемов игры на гитаре, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Освоение арпеджио в более сложных ритмических фигурациях. Чтение с листа во II позиции. Работа над штрихами legato, staccato. Дальнейшее развитие навыков аккомпанемента. Знакомство с полными шестизвучными аккордами. Ознакомление с настройкой инструмента. За учебный год учащийся должен сыграть: II четверть -контрольный урок(без комиссии) : 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть). IV четверть -контрольный урок(с комиссией) : 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть). Аттестация в I и III четвертях проводится по результатам текущего контроля или публичных выступлений. Годовые требования. - Упражнения на различные виды арпеджио; - Чтение с листа 2-х голосных мелодий; - 4-6 разнохарактерных пьес; - Развитие навыка аккомпанемента в тональностях Ми мажор и ми минор. Примерные программы контрольного урока. I -полугодие: 1) Козлов В."Грустная песенка" 2) Красев М."Ёлочка" (аккомпанемент) 1) Калинин В. "Вальс" соль мажор 2)"Коробейники" р. н. п. (аккомпанемент) II- полугодие. 1) Каркасси М. "Андантино" 2) "Аннушка" ч. н. п. (аккомпанемент) 1) Иванова Л. "Мазурка" 2) "Светит месяц" р. н. п. (аккомпанемент)Третий год обучения соответствует: 6 классу для 8-летнего обучения, 4 классу по 5-летнему обучению. Задачи: Совершенствование техники звукоизвлечения приёмов "апояндо" и "тирандо". Изучение и освоение III - IV позиций. Ознакомление учащихся с техникой исполнения натуральных флажолетов, glissando. Дальнейшее развитие навыков аккомпанемента. Освоение различной сложности ритмических рисунков аккомпанемента. За учебный год учащийся должен сыграть: II четверть - контрольный урок ( без комиссии) : 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть). IV четверть - контрольный урок(с комиссией) : 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть). Аттестация в I и III четвертях проводится по результатам текущего контроля или публичных выступлений . Годовые требования. - Различные ритмические рисунки аккомпанементов; - Чтение с листа в V-VI позициях; - 4-6 разнохарактерных пьес (с применением новых приёмов игры) - 3-4 аккомпанемента. Примерные программы контрольного урока: I- полугодие: 1) Винницкий А. "Дождик" 2) "Изгиб гитары жёлтой" (аккомпанемент) 1) Бекман А. "Ёлочка" 2) Крылатов Е."Колыбельная" (аккомпанемент) II -полугодие: 1) Фетисов Г.обр.у.н.п. "Дивчина кохана" 2) Гладков Г. "Песенка черепахи" (аккомпанемент) 1) Иванова Л."Песенка" 2) Визбор Ю."Милая моя" (аккомпанемент)
Четвёртый год обучения соответствует: - 7 классу для 8-летнего обучения, - 5 классу по 5-летнему обучению. Задачи: Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Совершенствование техники аккордовой игры. Изучение приёма барре. Освоение навыка вибрации. Знакомство с приёмом техническое легато. Закрепление пройденного материала: способы звукоизвлечения, приёмы игры, буквенное обозначение аккордов, термины. За учебный год учащийся должен сыграть: II четверть: - контрольный урок (без комиссии) : 1 пьеса и 1 аккомпанемент (наизусть). IV четверть: -контольный урок (с комиссией): 2 пьесы и 1 аккомпанемент (наизусть). Аттестация в I и III четвертях проводится по результатам текущего контроля или публичных выступлений. Годовые требования. - 4-6 разнохарактерных пьес (с применением новых приёмов игры); - Чтение с листа; - 3-4 аккомпанемента. Примерные программы контрольного урока. I- полугодие. 1)Уиттворт Дж. "Мамба" 2)Крылатов Е. "Прекрасное далёко" (аккомпанемент) 1)Уиттворт Дж. "Медленный блюз" 2)Зацепин А. "Куда уходит детство" (аккомпанемент) Примерные программы контрольного урока. II-полугодие. 1) Зырянов Ю. "В ритмах буги" 2) Иванова Л. "Дюймовочка" 3)Добронравов А."Как упоительны в России вечера" (аккомпанемент)
1) Пресли Э." Люби меня нежно" 2) Фетисов Г. "Гимн восходящего солнца" 3) Намин С. "Мы желаем счастья Вам" (аккомпанемент)
6. Оценка результатов освоения учебного предмета
Система и критерии оценок
В учебном плане не предусмотрен обязательный урок по вокально-инструментальному ансамблю, поэтому оценку рекомендуется ставить за учебный предмет «Ансамбль». В связи с тем, что ученики занимаются в ВИА по собственному желанию, ходят на репетиции во внеурочное время и часто выступают на концертах, итоговая оценка может быть только положительной («отлично» или «хорошо»). Участники ансамбля должны понимать, что больших успехов добивается только тот, кто серьёзно и регулярно занимается на инструменте. Каждая партия требует тщательной отработки, поэтому надо не только ходить на репетиции, но и заниматься дома. Только тогда на репетициях можно будет, играя вместе, прослушивать партии других участников отрабатывать произведение в целом, осмысленно чувствовать форму и гармонический язык, воплощать художественный образ произведения.
Участники ВИА должны не только хорошо играть и петь, но и вырабатывать правильные действия на сцене, т. к. от культуры поведения на сцене зависит успех концертного выступления.
7. Творческое развитие учащихся
Коллективное музицирование – это особый вид творчества, к которому учащиеся относятся с большим интересом. Творческое развитие учащихся предусматривает:
- проведение творческих мероприятий – концерты, творческие встречи;
-участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- посещение концертов бардовской песни и концертов других ВИА;
- творческая и культурно-просветительская деятельность совместно с другими детскими школами искусств;
8. Необходимые условия для успешной реализации программы
Для создания вокально-инструментального ансамбля необходимы три основных фактора:
- музыкальная подготовка учеников в объёме двух-трёх классов музыкальной школы, т. к. занятия начинаются сразу с работы над репертуаром;
- возраст ученика не менее 14 лет, т. к. именно в подростковом возрасте ребята испытывают потребность в общении и осуществления творческой деятельности со своими сверстниками;
- личное желание и заинтересованность каждого участника.
Минимальное материально-техническое обеспечение,
необходимое для занятий ВИА:
-помещение для репетиций;
- концертный зал для выступлений;
- оборудование - фортепиано, 3 электрогитары, 3 акустически гитары, микшерный пульт, усилитель, ударная установка;
- технические средства – метроном, магнитофон, аудио и видеозаписи;
-учебные издания – методическая и учебная литература, музыкальные словари;
- художественный материал – нотные сборники, песенники (библиотечные или личные);
- дополнительные источники - музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.