Статья на тему: Урок музыки — основная форма развития чувства ритма у младших школьников


Урок музыки - основная форма развития чувства ритма у младших школьников
Одна из основных музыкальных задач преподавателей пения в школе - развитие ритмических способностей ребенка.
Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий, и сам принимает участие в них. Он играет, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог музыки может хорошо  использовать  ритмичность детей  и   построить  на этой основе уже сознательную музыкальную работу. Во время занятий по развитию у детей чувства ритма никоим образом нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении.
Занятия надо начинать на основе того музыкального репертуара, который дети знают, с декламации и народных детских песен. Вначале закрепляется понятие об основных ритмических величинах: о восьмой, четверти, половинной. Постепенно продвигаясь вперед, связываем ощущение этих длительностей с их названием и изображением, т.е. с нотами.
При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом важно использовать наглядность, понятную ребенку. Объяснение должно быть простым, ясным, чтобы весь коллектив мог овладеть новыми знаниями. В песенном репертуаре и специальных упражнениях надо избегать таких ритмических трудностей, которые не были достаточно подготовлены. Развитие ритмического чувства способствует заинтересованности детей, успешное выполнение заданий. Опора учителя только на лучших учащихся может вызвать торможение в музыкальном развитии класса.
Для развития чувства метра (равного биения) можно использовать любое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры ("кошение", "кование" и др.). Выбрав известную детскую песню, которую ученики поют хором, мы выделяем 6 - 8 детей, которые, составляя маленький круг, равномерно движутся под музыку. В течение урока группа детей меняется. Педагог показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений учитель подводит детей к пониманию темпа, к ощущению ударений. Ученики обычно хорошо ощущают акценты и отмечают их более сильным движением.
Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок верхнего, другая – нижнего голоса. В качестве такого музыкального репертуара могут быть использованы многие пьесы и сборники «Детям» Беллы Бартока. Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 - 10 минут, но на следующих уроках песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям ритма.
В некоторых песнях и инструментальных пьесах моторного игрового характера ритм воспринимается ребенком ярче, чем мелодия или гармония. Музыка такого характера дает возможность ребенку двигаться разнообразно - танцевать, прыгать и т.д. Для сознания нового ритмического материала, как мы неоднократно убеждались, огромную роль играет движение ребенка. И, напротив, обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей. Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие у детей внутреннего слуха. Эта работа начинается не только тогда, когда ученики уже знают ритмические величины, их названия, нотные знаки, а гораздо раньше. Обычно для этого выбираются известные простые мелодии.
Ученики поют несколько раз один из музыкальных примеров, двигаясь в маленьких кружках или делая равномерные движения. Когда это задание выполняется хорошо, предлагаем детям прохлопать ритм исполняемой мелодии. Затем, обращая внимание только на ритм, продолжая "безмолвное пение" (учитель может аккомпанировать на инструменте, а учащиеся не поют, а только выполняют ритм). Осознание ритмических величин - эта работа может начинаться тогда, когда мы уже убедимся, что ученики хорошо различают длительности - четверти и восьмые. Кроме "безмолвного пения", хорошо использовать музыкальные загадки. Учащиеся прохлопывают или отстукивают ритмические фразы.
После этого учитель выполняет сам один из ритмов, приведенных выше песен, а ученики, мысленно пропевая мелодию, должны догадаться, какой пример он исполнил. Можно сделать и наоборот, педагог называет известные детям слова песни, а они, мысленно напевая, прохлопывают ритм.
Длительность «четверть» дается детям в изображении и в обозначении слогом «та». Наименование «та» полезно потому, что в дальнейшем мы проводим упражнения в различных ритмических соотношениях, и дети выполняют их, называя эти слоги, условно обозначаемые нами как «ритмическое слово». Ученики скоро привыкают к тому, что у каждой длительности есть два наименования: «ритмическое слово» («та») и «настоящее имя» (четверть). Учащиеся еще не знают дробей, и мы спокойно можем пользоваться словом «та», обозначающим четверть.
Следующие наши задачи - дать понятие четверти в ее соотношении с другими длительностями.  Длительность «восьмая» также уже встречалась в песнях, усвоенных по слуху. Ученики выполняли ритмические комбинации четвертей с восьмыми еще без введения их «имен». Когда мы подводим детей к осознанию величины «восьмая» и вводим ее обозначение в запись, мы одновременно даем ее и в обозначении «ритмическим словом» - «ти». Таким образом, дети называют длительности «настоящим именем» (восьмая) и «ритмическим словом» («ти»). Вначале новая длительность «восьмая» появляется в музыкальном материале только как пара, соответствующая одной четверти: «ти-ти» = «та».  Для ощущения и осознания четвертной паузы также используем известные песни. Естественно, что осознание паузы только в пении недостаточно, следует ритмическую фигуру с паузой прохлопать.
В качестве примера берем самую известную песню:
1) Ученики много раз поют эту мелодию и одновременно прохлопывают длительности, шагают четвертями или делают другие равномерные движения.2) После вопросов учителя дети устанавливают, что они шагали четвертями, а на четвертом шаге они не пели.
3) Ученики еще раз поют эту мелодию, но теперь во время паузы вместо шага они разводят руки перед собой (безмолвное движение).
4) Объясним ученикам, что "тихое" движение продолжалось во время одного шага (или хлопка) и обозначало паузу, равную четверти (= "та")
Желательно, чтобы во время занятий на доске было изображение длительностей и пауз. Когда ученики произносят под музыку ритмические слова, они могут сказать шепотом слово "пауза", но позже это не нужно, во время паузы они будут слушать тишину. Добиваясь, чтобы ученики сознательно овладевали материалом, нельзя забывать, что на этой ступени подражание имеет очень важную роль, что нельзя требовать от каждого ученика целиком сознательной работы. Интересным приемом является использование вопросов-ответов: педагог задает "ритмический вопрос", ученики коллективно ищут "ритмический ответ" (позже можно и наоборот). Ученики под руководством педагога исправляют свои ритмические импровизации. Первую и вторую часть ритмического ряда (вопрос-ответ) хорошо давать на инструментах различного тембра. Объяснение последующих длительностей и соответствующих им пауз проводится аналогичным путем. Педагог выбирает популярные песни, где встречаются новые длительности или паузы, и дети осваивают их с помощью движения прохлопывания, пропевая вслух, "про себя" и т.д.
Таким образом, можно сделать следующие выводы об основных путях развития ритмического чувства:
1) Исходным пунктом должны быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т.д., которым дети учились).2) Элементы  сознательности   вводим  в музыкальную деятельность детей постепенно, сохраняя элемент игры.
Процесс формирования музыкальной культуры школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе.
Многими учеными-практиками экспериментально установлено, что художественно-эстетическое развитие школьников начинается в детском саду или внешкольных центрах эстетического воспитания, где обучаются и малыши, и школьники, - естественно осуществляется преемственность в воспитании и обучении. В них закладывается фундамент систематического образования, гуманистического и целостного воспитания, эстетического отношения к миру и самому себе.
Цель уроков музыки в школе - воспитание музыкальной культуры учащихся. Понятие "музыкальная культура" довольно  емкое. Оно включает в себя: 
- нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;- знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);
- музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.
На уроках музыки учитель знакомит учащихся с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, с современной музыкальной культурой. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной  культуры  учащихся.  Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы  учащиеся   приобретали  навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующей осознанному, выразительному исполнению песен, танцев, музыкальных игр.