Об условиях формирования логического мышления младших школьников на уроках математики
Об условиях формирования логического мышления младших школьников на уроках математики.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить», — писал Ф.-А. Дистервег.
Формирование логического мышления выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный непосредственно связано с процессом обучения, формирование первоначальных логических умений при определенных условиях успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны [1, с.39].
Процессу формированию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль и придается особое значение. Общепринято считать, что обучение математике играет первостепенную и наиболее важную роль в формировании мышления. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышлению, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности [1, с.26].
Вместе с тем, школьная учебная практика показывает, что многие учителя начальных классов не всегда уделяют достаточного внимания формированию логического мышления даже на уроках и считают, что все необходимые мыслительные навыки разовьются с возрастом самостоятельно. Данное обстоятельство приводит к тому, что в начальных классах замедляется рост формирования логического мышления детей и, как следствие, их интеллектуальных способностей, что не может не сказаться отрицательно на динамике их индивидуального развития впоследствии.
Поэтому существует объективная необходимость поиска таких условий, которые способствовали бы наиболее эффективному формированию логического мышления у детей младшего школьного возраста, значительному повышению уровня освоения детьми учебного материла, совершенствованию современного начального образования, не увеличивая при этом учебной нагрузки на детей.
В педагогических исследованиях понятие условия используется широко. Мы придерживаемся точки зрения Андреева В.И., согласно которому условие – это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов, а так же организационных форм обучения для достижения дидактических целей.
Таким образом, целесообразно выделить следующие условия, способствующие формированию логического мышления детей на уроках математики:
Организационные условия
1. Целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приемов через решение комбинаторных задач (С.Д. Забрамная, И.А. Подгорецкая и др.);
2.Обеспечение преемственности между детским садом и школой.
3.Организация развивающей среды.
Психолого-педагогические условия
1.Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
2.Учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний.
3.Реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию логического мышления.
Методические условия
1. Подбор специальных заданий по математике направленных на развитие логического мышления младших школьников.
2.Методические рекомендации по развитию логического мышления младших.
Педагогическими условиями формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов.
В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал” [2, с.90].
Важно отметить, что способ мышления учащихся должен основываться на исследовании, поисках, чтобы осознанию научной истины предшествовало накопление, анализ, сопоставление и сравнение фактов.
Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.
Системное формирование логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать активное участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и комбинаторных задач развивающего характера.
Необходимо на уроках систематически использовать комбинаторные задачи, способствующие целенаправленному формированию логического мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, поиска творческого и оригинального подхода к их решению.
Эффективное формирование логического мышления у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, игровых задач. В качестве средств формирования логического мышления могут выступать занимательные задачи (задачи «на соображение», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи).
Как известно, развитие ребенка происходит только в процессе деятельности; чем активнее деятельность, тем успешнее развитие. Следовательно, логическое мышление не может формироваться вне активной деятельности самого школьника и не получает своего развития без его собственных усилий. Это означает, что важнейшее условие формирования логического мышления младших школьников – вовлечение их в активную интеллектуальную и поисковую деятельность.
Таким образом, отмечаем, что для полноценного формирование мышления обучающихся следует создавать такие условия, при которых обучающимся будет интересно учиться, познавать новое, разбираться в комбинаторных задачах, явлениях, логически строить решение, поэтапно, самостоятельно приходить к выводу. В процессе формировании логического мышления на уроках математики учитель создает условия для совершенствования математических умений и навыков, а как же для самореализации личности школьника.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,2010. – 576с. – ISBN 5- 09-007334-1.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176С. – ISBN 5-7695-0445-5.