Статья Открытые мысли (из опыта работы по развитию логического мышления и памяти учащихся на уроках химии)


Открытые мысли
Передо мной открылась удивительно богатая,
неисчерпаемая по красоте грань
педагогического мастерства
– умение учить детей думать.
Это открытие вдохновляло меня,
я переживал необыкновенное счастье творчества
В.А. Сухомлинский
Мой педагогический стаж работы составляет 31 год. И к моему, сожалению, все эти годы Российское образование находится в стадии реформирования. С одной стороны, это естественный процесс, ведь меняется общество, шагают вперёд академические науки, педагогика, дидактика. Но, с другой стороны, вся это реформистская «лихорадка» не даёт возможности учителю, педагогическому сообществу целенаправленно осмыслить вводимые инновации, конструктивно обсудить их с учётом реалий времени, специфики региона, образовательного потенциала детей, семей, социума.
Сейчас образование вновь находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят учителей перед множеством сложных проблем.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем здорового образа жизни ученика и его здоровья.
Итак, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки),
а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую, ребенок выполняет цели, сформулированные самостоятельно или с помощью учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю таким образом… (формирование мировоззрения)
Для реализации такой модели требуется предметно- развивающая среда, которая организуется на основе следующих принципов:
принцип открытости
принцип гибкого зонирования
принцип стабильности-динамичности развивающей среды
принцип полифункциональностиМне, учителю необходимо организовать учебный процесс на уроке так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью учащимся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширялись его адаптивные возможности, развивались его психические задатки - мышление, память, концентрация и переключаемости внимания, логика, абстрактное мышление. Способности к самостоятельному решению не только учебных задач, но и практических, связанных с повседневным общением в школе, семье, социуме.
На сегодняшний день лично меня волнуют проблемы, связанные с развитием внимания у школьников. Вызывает беспокойство, что у многих детей слабо развита произвольная и непроизвольная память, логическое мышление, низкий уровень концентрации внимания, её переключаемость, что чаще всего сочетается, как правило, с гиперактивностью.
Я внимательно изучила не мало учебников по психологии и физиологии подростков, и обратила внимание, что в психологии внимание трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция.
Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учёными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. «Наличие у человека высших форм внимания, — пишет С. Л. Рубинштейн, — в конечном счете означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания»
Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.
Знание психологии внимания важно для решения многих практических задач, встающих перед педагогом. Оно может быть полезно для:
решения тактических задач, возникающих в процессе учебной деятельности, на уроке (сфокусировать внимание на определенном объекте, переключить внимание с одного на другое и т. п.);
выстраивания стратегической программы педагогической, дидактической работы, включающей в качестве необходимой составляющей деятельность, направленную на развитие внимания учащихся (концентрации, способности к переключению и т. п.);
организации образовательной среды
развития умения видеть те, связанные с особенностями внимания, проблемы — возрастные и индивидуальные, которые могут лежать в основе трудностей в поведении, усвоении учебного материала учениками разного возраста и делать из этого правильные педагогические и воспитательные выводы;
организации занятий, направленных на развитие внимания детей;
Замечу, что ещё Константин Дмитриевич Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»
Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие — оторваться от интересной книги или другого занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он старается (сам, по своей доброй воле) их осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.
Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.
Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников:
осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;
интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;
постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;
словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать;
определенная организация деятельности.
Позволю себе процитировать несколько постулатов из статей по психологии
Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом.
Распределение внимания — это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.
Переключение внимания. Существенной стороной внимания является его переключение, т. е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.
Успех переключения внимания зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
Переключение внимания — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.
В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом.
Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки».
Исходя из этих постулатов, я поставила перед собой задачу — строго продумывать на своих уроках специальную работу по организации развития внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается. Следующей задачей я считаю развитие переключаемости внимания, его концентрации. Для этого в моём дидактическом арсенале есть несколько проверенных опытом приёмов.
Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации развития внимания является умение мною, учителем, предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, — возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Чаще всего для этого я использую девизы к уроку или эпиграфы к изучаемому материалу. Каждый девиз, эпиграф обсуждаются с классом. Моя задача состоит в том, чтобы каждый ученик пропустил через своё сознание слова девиза, интерпретировал его в своём понимании. Вот некоторые крылатые фразы. Которые я использую в качестве девизов или эпиграфов:
Дайте мне самому сделать свои ошибки (чаще всего использую на практикумах по решению расчётных или экспериментальных задач)
Верь в себя и всё получится
Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно (Д.И. Менделеев)
Корнем философии должно оставаться положение: человеческое познание исходит из откровения; именно разум открывает свободу, благодаря тому, что он открывает провидение; и все ветви философского учения вырастают из этого корня. (Фридрих Якоби. Данное изречение я использую только в старших профильных классах)
Сколько есть способов познавать вещи, толико же путей и к заблуждению. (Александр Николаевич Радищев)
Познание начинается с удивления. (Аристотель)
Хочешь познать что-нибудь – погрузись в это с головой. ( Пауло Коэльо)
Интуиция — это цельное, разом охватывающее познание (Борис Леонидович пастернак)
Размышления для познания всё равно, что пищеварение для пищи: оно извлекает всё необходимое для жизни. ( Трайон Эдвардс)
Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание… (Иван Сергеевич Тургенев)
Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого! (Сократ)
Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ)
Даже известное известно немногим. (Аристотель)
Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Белинский)
Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано. (И. Бунин)
Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. (И. Гёте)
Знание — это абсолютная ценность нашего времени… (М. Горький)
Доказывать человеку необходимость знания — это все равно что убеждать его в полезности зрения. (М. Горький)
Каждый слышит лишь то, что он понимает (И. Гёте)
Как вы видите, все эти крылатые фразы не имеют прямого отношения к моему предмету- химии. Они носят больше философский, мировоззренческий характер. Но тем ценнее их обсуждение так, как оно позволяет ребятам высказать своё мнение, не привязанное к изучаемому предмету, задуматься над смыслом, подтекстом высказывания, пробудить мысль не только к познанию, но и к саморазвитию. Я никогда не жалею времени урока, ушедшего на обсуждение крылатых фраз. Часто они раскрывают для меня, учителя, детей с совершенно неизвестной мне стороны, показывают уровень развития общего мышления, его направленность. А это, в свою очередь, помогает мне выстроит индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.
Большое внимание на своих уроках я уделяю развитию логики и творческого мышления. В процессе обучения я использую различные приемы и методы мышления:
1.Индукция (переход от частного к общему);
2.Дедукция (переход от общего к частному);
3.Обобщение и конкретизация;
4.Анализ (деление целого на составные части);
5.Синтез (комбинирование элементов);
6.Классификация (деление по критериям);
7.Систематизация (подведение под понятие);
8.Абстрагирование (мысленное отвлечение с целью выделение существенных или достаточных признаков);
9.Аналогия (нахождение сходства).
Вот некоторые виды заданий для развития логики и креативности:
Установи логическую цепочку: вещество → свойство → применение
Разнообразные дидактические игры (как пример «крестики – нолики» для поиска генетической связи между веществами) (Занимательные задачи по химии. Под редакцией Н.Е. Дерябиной, Г.И. Штемпллер. Химия на досуге)
Решение нестандартных задач (В.К. Никоненко. Сборник задач по химии повышенной трудности)
Решение интегрированных задач (задачи, связанные с знанием основных законов физики, биологии, географии, математики, русского языка. Ильченко Р.В. Перекрёстки физики, химии и биологии)
Решение задач, связанных с повседневной жизнью человека (Г.В. Пичугина. Химия и повседневная жизнь человека)
Занимательные задачи по химии (И.А. Леенсон. Занимательная химия, часть 1 и 2, И.А. Леенсон. Занимательные очерки по химии)
Внимание и креативность развиваются постепенно и на определенный момент становятся свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек — это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.
Без сомнения, что лучшим условием развития внимания. памяти, логики и мышления будут индивидуальные или групповые занятия с педагогом – психологом. Но в реальной практике это почти невозможно или в силу отсутствия данного специалиста в школе, или невозможности системных занятий.
В силу особенностей своей работы я, как учитель – предметник, могу изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате этих наблюдений я имею возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании своих учеников и применять упражнения химического содержания для его тренировки. К таким видам работ относятся задания и упражнения типа:
Найди ошибку
Закончи предложение
Вставь пропущенную формулу в схему уравнения реакции
Вставь пропущенное слово в химический текст
Исключи лишнее
«Третий лишний»
Химическая сказка
Конструирование и моделирование
Составь сигнал – опору по теме
Метод неоконченного конспекта
Большим подспорьем для меня являются интернет ресурсы:
1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271 www.mon.gov.ru
2. Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей http://www.effecton.ru/762.html
3. «Рабочая концепция одаренности» Д. Б. Богоявленской edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc
4. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации
5. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (органическая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
6.http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательности элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения
7.http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения
8.http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии. Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы
9.http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ - Химическая страничка Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов)
Развитие мыслительных процессов - долгий процесс. В процессе развития происходит качественная перестройка внимания. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, развитие способностей совершается по спирали: реализующие возможности, которые представляют способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.
Следующей своей задачей по развитию учащихся я считаю развитие концентрации и переключаемости внимания. Для этого на своих уроках я использую динамические разминки с мячом. Задания разминки включают в себя не только материал по химии, но и общекультурные, практико –ориентированные, межпредметные вопросы, вопросы из области литературы, филологии, астрономии, русского фольклора и т.д. Цель таких разминок- снять статическое напряжение с одной стороны, с другой стороны развивать скорость мышления, внимание, его переключаемость, развитие эрудиции.
Приведу пример заданий для динамической разминки (количество вопросов формируется по численному составу класса)

8 Класс
Какой день недели был вчера?
Какой химический элемент назван в честь России?
Сколько протонов содержится в ядре атома …..?
Назовите третью букву в слове «вокзал»
Сколько дней в ноябре?
Как навали ноябрь древние славяне?
Укажите «домашний адрес» химического элемента …..
Что принадлежит нам, а упоминается чаще всего другими? (имя)
Назовите химический элемент названный в честь страны, в которой родился автор сказки «Золушка»
О чём идёт речь- о простом веществе или химическом элементе в фразе «шар наполнили водородом»?
Назовите самый пластичный металл
Сколько букв в слове «яма»
Сколько звуков в этом слове
Назовите самый тугоплавкий металл
Назовите неметалл, который «воду родит»
Сколько будет 2+ 2∙ 2
Разделите 201568949 на 0
О каком явлении физическом или химическом идёт речь в фразе «молоко прокисло»
Продолжи пословицу: мал золотник- да…….
Волков бояться- в ……
Молчание – золото, а …….
Сапоги мои того, пропускают ……
Назовите один из электропроводных металлов
Какой неметалл также проводит электрический ток?
Назовите множественное число для следующих слов: стол-
Человек –
Мука –
Что тяжелее 1 кг сахарной пудры или 1 кг железа?
Быстрый темп разминки, её содержательное разнообразие позволяют из урока в урок развивать переключаемость, концентрацию внимания. Замечу, что вопросы к разминкам на каждый урок разные и обязательно включают в себя изучаемый или повторяемый материал.
В заключении хочу сказать, что сейчас, как никогда ранее, в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются, прежде всего, в образовании. При современных темпах обновления техники и технологий нужны специалисты с гибким, творческим мышлением. Изменчивый мир обязывает нас - учителей готовить новые поколения в духе развития творческих инициатив, требует специалиста, который мог бы переводить полученные знания в инновационные технологии, знать, как обеспечить доступ к глобальным источникам знаний, иметь мотивацию к обучению на протяжении всей своей жизни, владеть навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации.
«Учение – это лишь открытие того, что мы уже давно знаем, а обучение – это напоминание другим, что они знают всё так же хорошо, как и мы. И все мы учащиеся - Учителя и Ученики» - писал Роберт Бах.
Для успешного сотворчества, восхождения к научным вершинам необходимо создать педагогические условия, способствующие развитию личности и учителя, и ребёнка, в том числе и способствующие повышению уровня их творческой активности, креативности, научного поиска, исследовательских и практических навыков. И позвольте напомнить слова великого педагога Шалвы Александровича Амонашвили «Истинное учительство есть вечное наполнение ученика Светом. Истинное же ученичество есть вечное устремление к Учителю, к Свету».
Булгакова Ирина Леонидовна
Учитель химии МБОУ
города Мценска «Лицей № 5»
Заслуженный учитель Российской Федерации
Используемая литература:
Андреев О.А. Тренируйте внимание. - М.: Просвещение. 1994,
Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка - М.: Роспедагенство, 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение,1973.
Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию/ Ред. А.Н., Леонтьева. - М..1976. - С. 184-220,
Гаяьперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974
Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999