Внеклассное мероприятие Моя кукла и мода
Кружок: «КРЕАТИВНОЕ РУКОДЕЛИЕ»
«Моя кукла и мода»
Руководитель кружка
Новикова Наталья Викторовна
Конкурс для маленьких модниц
В конкурсе принимают участие ученицы 5-х классов. Девочки делятся на две команды по 6 человек и болельщики.
ЦЕЛЬ КОНКУРСА: расширить представление детей о моде, классификации одежды; познакомить с историей костюма; воспитывать эстетический вкус в одежде; способствовать организации коллектива, воспитанию навыков сотрудничества.
Конкурс для маленьких модниц ведёт Новикова Н.В.
ОФОРМЛЕНИЕ: лозунги, картинки, куклы в различных нарядах.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: шкатулки с необходимым набором предметов на швейную тему, бумага для рисования, карандаши или фломастеры, миллиметровка для построения выкроек, кусочки тканей.
ЛОЗУНГИ:
Не бывает скуки, коли заняты руки.
Не игла шьёт, а руки.
К большому терпению придёт и умение.
Длинная нитка – ленивая швея.
Шить не сошью, а распороть сумею.
Акуля, что шьёшь не оттуля? А всё равно пороть.
ПЕДАГОГ: Сегодня мы с вами поговорим о моде, об одежде, об искусстве портных – людей, которые нас обшивают. Профессия портных – одна из самых древних. Меняются эпохи, засыпаются песком города. Люди открывают новые земли, воюют, трудятся, развлекаются, осваивают сотни разных профессий и ремёсел. Но во всём мире, во всех городах и маленьких деревнях обязательно найдётся человек с иглой в руках, который шьёт, вышивает…
И сегодня мы поиграем в портных.
Одно из самых древних изобретений человека, которое живёт на Земле уже 30 тысяч лет и не изменило свою первоначальную форму – игла для шитья. Только первая игла была костяной. Археологи установили, что уже 23 тысячи лет тому назад люди не просто что-то надевали на себя, а старались украсить свою одежду. В эпоху неолита человечество научилось делать ткани из растений и шерсти животных.
Древние цивилизации дают нам первые понятия о моде. Слово «мода» - латинское, и означает «правило». До XX века мода была своеобразным сводом законов о том, как следует одеваться представителям разных сословий. Примечательно, что чем знатнее и богаче был человек, тем неудобнее его одежда. Вспомните ужасные корсеты, металлические сетки и обручи, длиннющие носки обуви, немыслимые женские шляпы, в виде корзин с фруктами и т.д. Платье богатой женщины эпохи Возрождения весило до 25 килограммов, длина шлейфов венценосных особ достигала 24 метров. Екатерина Медичи установила правило для придворных дам: иметь окружность талии 33 сантиметра. Иногда мода возникала случайно и становилась эталоном для всех.
Карл VIII прятал некрасивые ноги под длинным камзолом, а Людвиг XIV – лысину под париком…
ПЕДАГОГ: Предлагаю начать нашу игру. Как рождается любая одежда? Сначала платье, шляпа или пальто рисуются, « конструируются» художниками.
НАШ ПЕРВЫЙ ТУР - «ПЛАТЬЕ НА БУМАГЕ»
(Вызываются две участницы. Пока они рисуют модели платьев, педагог играет с залом.) ПЕДАГОГ: Есть много интересных пословиц, поговорок, загадок об одежде, о портных. Некоторые из них вы можете увидеть в зале, мы же постараемся вспомнить другие.
ЗАГАДКИ
Сверху голо, снизу лохмато,
Теплом богато, что твоя хата. (Шуба.)
Надевают для спокойствия, а снимают для учтивости. (Халат.)
Пять мальчиков – пять чуланчиков,
Разошлись мальчики по чуланчикам. (Пальцы в перчатке.)
Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф.)
ПЕДАГОГ: Как ещё можно назвать шарф? (Кашне.) А знаете ли вы, что слово «кашне» состоит из двух французских и в буквальном переводе на русский означает «носопряталка»?
В русском языке есть пословицы со словами «шапка», «шляпа». Давайте вспомним некоторые из них.
(Ребята вспоминают пословицы.)
ПОСЛОВИЦЫ
По Сеньке шапка, по Ерёмке колпак.
Поспел к шапошному разбору.
На воре шапка горит.
Дело в шляпе.
(Педагог объясняет значение пословиц, используя книги Н. Кончаловской и К.Буровика. После этого подводятся итоги первого тура.) ПЕДАГОГ: Рисунки платьев готовы. Дальше следует сделать выкройку нужного размера и выкроить модель. Это очень ответственная работа, за неё берётся технолог. Недаром в народе советуют: «Семь раз отмерь – один отрежь». А ещё говорят: «Крой да песни пой, шить станешь – наплачешься».
НАШ ВТОРОЙ ТУР –
« КРОИТЬ – НЕ ШИТЬ, ПОСЛЕ НЕ РАСПОРЕШЬ»
(Приглашаются участницы второго тура. Пока девочки кроят обновки для кукол, со зрителями проводится литературная викторина.)Викторина «СКАЗОЧНЫЕ ПОРТНЫЕ»
1. «Всю ночь просидели они за работой и сожгли больше 16 свечей, - всем было ясно, что они очень старались кончить к сроку. Они притворялись, что снимают ткань со станков, кроят её большими ножницами и потом шью иголками без ниток». (Портные из сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля».)
2. Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
(Сестра царицы, ткачиха из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.)
3. В какой сказке героиня ткала рубашки для своих братьев из крапивы? (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».)
4. У кого и где было написано «Когда зол бываю, семерых убиваю»? (На поясе у храброго портняжки из одноимённой сказки братьев Гримм.)
5. «Подаёт Иван-Царевич отцу скатерть, – какая же красота выткана: и морями, и лесами, и звёздочками, и месяцем, и кораблями! Невозможно придумать и невозможно описать». (Царевна-лягушка из русской народной сказки.)
ПЕДАГОГ: Выкройки готовы, жюри оценивает работу. Надо приступать к шитью. Не бойтесь уколоться иглой. Это только в сказке принцесса заснула, оцарапав палец веретеном, а в народе говорят, что если девица иглой уколется, то услышит похвалу. И ещё есть такая примета: если найденная булавка лежит к тебе головкой, вспоминает приятель, если острым концом – замышляет враг.
НАШ ТРЕТИЙ ТУР – «КАК ШЬЁТСЯ – ТАК И НОСИТСЯ»
(Пока девочки шьют, зрители разглядывают кроссворд.)
КРОССВОРД
Вопросы:
1. Этот вид одежды появился за 500 лет до нашей эры. А название он получил по созвучию со словом «брюкиш» - тканью, производимой в бельгийскомгороде Брюгге.
2. Блестящая, жёсткая ткань для нарядных платьев.
3. Украшение, надеваемое на шею.
4. Эту одежду придумал Леви Страус. Она не выходит из моды с 1850 года.
Её носят мужчины и женщины, старики и дети. Первые экземпляры, говорят,
были сшиты из корабельных парусов.
ПЕДАГОГ: А теперь угадайте последнее слово. Осталось открыть только гласные, а они все одинаковые. Русская национальная одежда, которую носят уже несколько веков.
Ответы на кроссворд:
1. Брюки. 2. Тафта. 3. Бусы. 4. Джинсы. 5. Сарафан.
ПЕДАГОГ: Наряды почти готовы. Но сейчас хозяйки покажут нам своих кукол в платьях, которые они сшили дома.
(Девочки демонстрируют своих кукол.)
ПЕДАГОГ: Мы переходим к последнему туру нашей игры. Чтобы одежду оценили, её надо показать. Вот уже сто лет, как появилась профессия, представительниц которой называют манекенщицами. Когда-то давно одежду демонстрировали на манекенах, изготовленных из папье-маше. Во второй половине XIX века королевский портной, англичанин Шарль Ворт впервые использовал живую модель. С 1924 года, после блистательного шоу в Париже, которые устроил французский модельер Жан Пату, профессия манекенщицы становится престижной.
Ирина Юсупова, племянница Николая II, стала первой в мире аристократкой-манекенщицей. Будучи в эмиграции, она создала в Париже дом моделей «Ирфе»
(Ирина и Феликс) и сама демонстрировала одежду. А в 1965 году появилось новое понятие – молодёжная мода, которую тоже стали показывать на подиуме. Именно тогда Андре Куреж представил миру мини-юбку.
Наш экскурс в историю моды окончен, и мы приглашаем всех юных мастериц для демонстрации своих моделей.
(Участницы конкурса выходят «на подиум» вместе с куклами, одетыми в сшитые ими наряды. После показа подводятся итоги игры, и награждаются все юные портнихи.)