Метапредметный урок-исследование по химии в 8-м классе по теме: Чистые вещества и смеси

Метапредметный урок - исследование по химии
в 8-м классе по теме: "Чистые вещества и смеси"
Цели урока:
1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
2. Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием.
3. Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности. Воспитывать у учащихся чувство осторожности при работе с бытовым газом, лекарственными средствами и смесями других вредных для здоровья веществ, чувство патриотизма и любви к Родине.
Методы обучения: проблемный, исследование.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Ход урока: Здравствуйте, я рада видеть вас и надеюсь, вы готовы к успешному и плодотворному сотрудничеству сегодня на уроке. Посмотрите, как разнообразен мир веществ. Вспомните, что называется веществом.
-Вещества – это то, из чего состоят тела.
Какие вы знаете вещества?
-Простые (металлы и неметаллы) и сложные (оксиды, основания, кислоты, соли)
Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко. У вас на столах находятся химические стаканы, посмотрите, что вы можете сказать о содержимом?
- в стакане находится вода, песок, смешаны с чем-то, состоят из нескольких веществ (компонентов)
Подберите обобщающее слово, как можно назвать все эти вещества?
-смеси
Попробуйте дать определение:
- состоят из нескольких веществ.
Все делали по - разному, но полного определения не дал никто. Хотели бы узнать?
-да
А с чем в повседневной жизни мы встречаемся чаще с чистыми веществами или со смесями? Чтобы ответить на вопрос, нужно знать, чем отличаются чистые вещества и смеси?
Мы живём среди химических веществ. Мы вдыхает воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ. Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный - лактоза. Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ - здесь и сахар, и яблочная кислота, и витамины... Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек - его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло, резина, сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина - искусственного происхождения, в природе их не было.
О чём же пойдет речь сегодня на уроке?
- смеси
-чистые вещества и смеси
Продолжим нашу беседу. Ребята, представьте, в походе у вас просыпалась соль, а другой нет, соль смешалась с землей. Что делать?
-Очистить. Правильно, разделить на компоненты. Попробуйте теперь сформулировать тему урока.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
Нужны ли вам знания по этой теме? Где вы сможете их применить?
-да (приводят примеры)
Знания сами по себе не столь ценны, как умение их применять, зачастую от этого умения зависит исход какого-либо дела, а в критических ситуациях – иногда даже помогает остаться в живых.
Итак, цель урока - выяснить, чем чистые вещества отличаются от смесей, способы разделения смесей.
1.Познакомиться с текстом определения понятий «чистое вещество» и «смесь» и характеристикой каждого понятия.
2.Познакомиться с классификацией смесей.
3.Провести исследование с целью разделение смеси на компоненты.
Мы выбрали методы работы, я вам помогаю, но достигаете цели вы самостоятельно. Работаем, делая записи в тетрадях.
Лабораторное исследование. Изучение смеси железа и серы. Разделение с помощью магнита. Инструкция по ТБ. Исследуем и опишем свойства веществ – серы и железа (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита). Составьте неоднородную смесь: на листе бумаги смешайте порошок железа и серы стеклянной палочкой. Разделите приготовленную смесь с помощью магнита.
Для научных исследований и в промышленности, в основном, требуются чистые вещества. С помощью особых методов с применением химического анализа получают особо чистые вещества. Некоторые примеси, даже в небольших количествах, способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента(Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя бы ничтожное малое количество примесей.
Посмотрите, в одном стакане находится морская вода, в другом – дистиллированная. Какая из них является чистым веществом, а какая – смесью?
-морская вода – смесь воды и соли
Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми физическими свойствами?
- нет
Какие вы знаете физические свойства веществ?
- агрегатное состояние, цвет, температура кипения и др.
В 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах. У морской воды непостоянная температура кипения в разные промежутки времени, а у дистиллированной воды - температура кипения постоянная. Только чистая дистиллированная вода имеет t пл = 0 °С, t кип= 100 °С, не имеет вкуса. Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными.
Сформулируйте определение, что называется чистым веществом?
Чистые вещества – вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.
А что значит постоянные физические свойства?
- не изменяются Приведите примеры чистых веществ.
Проведите анализ текста определения понятия«смесь» Смесь – это система из нескольких компонентов, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом и и не изменяют при смешивании своих свойств.
Рассмотрите схему классификации смесей, приведите примеры (учебник стр.141).
Расскажите, на какие группы делятся смеси по агрегатному состоянию?
- смеси бывают твердые, жидкие и газообразные
На какие 2 группы можно разделить смеси по внешнему виду? Почему?
Однородные – смеси, в которых нельзя заметить границу раздела между веществами.
Неоднородные – смеси, в которых заметны частицы веществ невооруженным глазом.
запишите синонимы
- гомогенные, гетерогенные
Можно ли разделить смеси на компоненты? На чем основано разделение смесей?
- На различиях в физических свойствах
Выясним, какие существуют способы разделения смесей. Как выбрать способ, с помощью которого можно разделить смесь на компоненты?
Чтобы выбрать способ, с помощью которого можно разделить смесь на составляющие компоненты, нужно провести анализ и выяснить:
1)состав смеси
2)вид смеси
3)физические свойства компонентов смеси.
Я предлагаю проверить усвоение темы и выполнить практическую работу «Анализ почвы» (инструкция).
Достигнута ли цель урока? Узнали ли вы для себя что-то новое сегодня на уроке?
Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Где? Что больше всего понравилось на уроке?















































Творческие задания группам.
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли птицы. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?
При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?

Творческие задания группам.
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли птицы. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?
При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?

Творческие задания группам.
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли птицы. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?
При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?

Творческие задания группам.
Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?
Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли птицы. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?
При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?

15