Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста 
Музыкально-дидактические игрыРазработаламузыкальный руководительШирокинского ясли-садаГлущенко Е.В. «Любим мы играть в оркестр»       Цель:        Учить детей самостоятельно объединяться                                               в ансамбль.Задачи:Активизировать интерес детей к различным видам музыкальных  инструментовРазвитие ритмического слуха.Развитие фантазии и музыкальной памяти детейВоспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.Доставить детям радость от совместной игры. Необходимый  материал: музыкальный центр, музыкальные диски, подбор ударных инструментов (треугольники, бубны, палочки, колокольчики)  Ход игры Педагог:    «Пригласительный билет                     Дарю я вам на свой концерт.                     Концерт немного необычный,                     Для вас он тоже непривычный.                     Приходите, не стесняйтесь,                     На здоровье удивляйтесь!» Дети стоят по кругу, перед ними лежат инструменты ( треугольники,  бубны, палочки, колокольчики).  Звучит музыка, дети идут по кругу.  С окончанием музыки дети берут инструменты, кому не досталось инструмента, выходит дирижировать. Педагог:    Дирижера назначаем – и в оркестре поиграем.                     За рукой его следите, вместе музыкальный ритм ведите. Дети отстукивают ритм по показу дирижера.     «Веселый дождик» Цель:  Закреплять у детей чувство ритма Задачи:Развивать ритмический слух.Развитие фантазии и музыкальной памяти детей.Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.Развивать умение передавать свои впечатления в рисунке Необходимый  материал:  фонограмма звучания дождя, музыкальное сопровождение – «Дождь и радуга» С.Прокофьева,  фланелеграф,  металлофон, карточки  «капельки дождя» и тучки,  альбом для рисования, акварельные краски.            Ход игры Звучит фонограмма звучания дождя. Педагог:       Кап-кап-кап, кап-кап-кап –                         Дождь веселый льется.                        Мы хотим его поймать,                        А он не дается.                        Кап-кап-кап, кап-кап-кап-                        По зонтам, по крышам                        Дождик весело стучит                        То сильней, то тише Этапы игры I этап Дети слушают -  педагог ударяет – тихо или громко – по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием. II этапРитмический рисунок выложен на фланелеграфе - дети отстукивают ритмический рисунок по показу (короткие звуки в ладошки, долгий звук – по коленочкам) Этапы игры  III этап  Дети поочередно импровизируют ритмический рисунок дождя. Педагог предлагает посчитать сколько капелек упало  из тучки.Педагог предлагает поиграть в пальчиковую игру. Пальчиковая играСколько знаю я дождей?      -  прикасаться пальчиками по очереди к Сосчитайте поскорей:               большому, начиная с указательного.Дождик с ветром,                   -   поочередно загибать пальцы    Дождь грибной,Дождик с радугой-дугой,Дождик с солнцем,Дождик с градом,Дождик с рыжим листопадом.    Предложить детям самостоятельно решить , какой дождь будут рисовать.Музыкальное сопровождение – «Дождь и радуга» С.Прокофьева Цель:  Учить детей определять характер музыки, выполнять движения в соответствии с музыкой.  Задачи:Развивать ритмический слух.Развитие фантазии и музыкальной памяти детей.Развивать коммуникативные навыки, моторику рук.   Необходимый  материал:   музыкальные диски с плясовой музыкой и колыбельной, кукла Оля,  фланелеграф, карточки-ладошки разного размера для выкладывания ритмического рисунка,  для определения характера музыки карточки-ладошки желтого и зеленого цвета.            «Веселые ладошки у нашей куклы-крошки»  Ход  игры Педагог на занятие приносит куклу.Педагог:     Кукла Оля к нам пришла,                    Веселиться начала,                    Хлопают, играют Олины ладошки,                    Оле помогают маленькие крошки.                    I этап: Педагог выкладывает ритмический рисунок из ладошек – дети отстукивают  в ладоши. Педагог:     Ну-ка, все в ладошки хлоп,                    Вместе хлоп, дружно хлоп.                    Ну-ка, все в ладошки хлоп,                    Вслед за мною хлоп, хлоп, хлоп. II этап : Звучит веселая музыка  - дети поднимают ладошки желтого цвета.               Звучит колыбельная – дети поднимают ладошки зеленого цвета. Педагог:      Ручки наши тоже пляшут,                     Не желают отставать,                     Вместе с нами, малышами,                     Стали весело играть. III этап:   Звучит веселая музыка – дети хлопают весело в ладошки.                 Звучит колыбельная -  ладошки устали и легли отдыхать. Педагог:    Раз-два! Раз-два!  Вот и кончилась игра!     «Разукрасим  музыку»  Цель:                Создание условий для определенного эмоционального отклика             детей на настроение музыкального произведения Задачи:Привлекать внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы.Развивать эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыкуВызвать радость у ребят от выполнения творческого самовыражения   в рисунках. Необходимый  материал:   музыкальные диски с произведениями П.И.Чайковского «Времена года»«Осенняя песня» и А.Вивальди «Времена года»Концерт «Осень» 2 часть, заготовки листьев разной формы, акварельные краски.  Ход игры                         Педагог:     Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыке. Музыка всегда с нами. Она внутри нас, она вокруг нас.                      Без музыки не проживу и дня,                     Она во мне. Она вокруг меня.                     И в пенье птиц, и в шуме городов,                     В молчанье  трав и в радуге цветов,                     И в зареве рассвета над землей…                     Она везде и вечный спутник мой.                                                                            О. Гаджикасимов                     И сегодня у нас путешествие в волшебный лес.                     Он полон тайн и удивительных чудес! Предложить детям прослушать музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Времена года». «Осенняя песня»  и  А. Вивальди «Времена года» Концерт «Осень» 2-я часть.Педагог:         Листьев целые охапки:                        На дорожках, на траве.                        Соберем букет красивый                        На забаву детворе.        Ход игры Педагог предлагает детям выбрать  и раскрасить листья, свободно импровизируя цветовой гаммой и оттенкамиПедагог:          Посмотрите-ка, какие                         Листья разные, резные.                         Длинной тонкой кистью                          Мы раскрасим листья.                         В красный, желтый, золотой -                           Как хорош ты, лист цветной! В конце занятия педагог проводит арт-терапевтическую технику направленной  визуализации.  Педагог:         Ребята, вы возьмите каждый свой листик, закроете глазки                         и расскажите, какое желание исполнил бы ваш листочек.                        Чтоб листочками нам стать-                         Раз, два, три, четыре, пять,-                         Нужно всем в ладоши хлопнуть,                         А потом, потом, потом                         Повернуться всем кругом! Каждый ребенок рассказывает про свой волшебный  листочек.  «Музыкальные  подарки для ёлочки» Цель:                 Создать игровую мотивацию. Задачи:Развивать фантазию, творчество в процессе создания игрового образа, поощрять неповторимость.Упражнять в изображении музыкально-игровых образов с помощью мимики, жестов, интонации.Необходимый  материал:  диск с музыкальными произведениями «Медведь» муз. В.Ребикова, «Лиса крадется» муз. Е.Тиличеевой, «Зайчиха» муз. Е.Тиличеевой, чудесный мешочек с игрушками мишка, зайчик, лисичка.    Ход игры  Педагог:          Были бы у елочки ножки,                         Побежала бы она по дорожке.                         Заплясала бы она вместе с нами,                         Застучала бы она каблучками.                         Закружились бы на елочке игрушки –                          Разноцветные фонарики, хлопушки. Дети рассматривают елочку.                         Сейчас мы будем с вами елочку наряжать.                           Предлагаю вам одну интересную игру.                         Надо будет отгадать и движеньем показать                         Того, чья  будет музыка звучать! Дети слушают пьесы «Медведь» муз. В.Ребикова, « Лиса крадется» муз. Е.Тиличеевой, «Зайчиха» муз. Е.Тиличеевой.  В соответствии с образным звучанием пьес, выполняют игровые движения, передающие образ мишки, зайчика, лисички.После верного ответа, ребенок  из чудесного мешочка достают игрушку и вешает на елочку. Педагог:         Как хороша музыкальная елка,                         Как нарядилась она, погляди!                         Платье у елки зеленого шелка,                         Ярко на ветках горят огоньки!                         Дружно встанем в хоровод                         И станцуем вместе.                         Пусть сегодня здесь звучат                         Детский смех и песни.                          Хоровод вокруг елочки.