Методическая разработка на тему Развитие свободы пианистического аппарата


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №12»
города Ульяновска
РАЗВИТИЕ СВОБОДЫ ПИАНИСТИЧЕСКОГО АППАРАТА
(методическая разработка)
Автор: Гайдаржи Екатерина Степановна
Концертмейстер, преподаватель фортепиано
Ульяновск 2017
Содержание
Введение………………………………………………………….................3
Психомоторика…………………………………………………………......5
Организация пианистического аппарата………………………………….8
Посадка за инструментом…………………........................8
Осанка………………………………………………………9
Формирование навыка весовой игры……………………10
Гимнастика для пальцев рук и запястья……………...…11
Заключение……………………………………………………….………..14
Список литературы………………………………………………………..16

Введение
Организация пианистического аппарата на начальном этапе обучения пианиста – один из самых важных и самых сложных элементов всего учебного комплекса. Для того чтобы овладеть фортепианной техникой, необходимо использовать все природные анатомические двигательные возможности. Свобода двигательного аппарата пианиста – важная составляющая фортепианной техники.
Вопрос пианистической свободы стали изучать еще в XVI веке, но труды того времени не основывались на подлинных научных данных и во многом шли по ложному пути. Лишь в XIX веке в творчестве выдающихся исполнителей и педагогов стали возникать прогрессивные идеи и большие достижения в этой области, сыгравшие огромную роль в дальнейшем развитии пианистического искусства. Среди великих мастеров того времени – Ф. Шопен, Ф. Лист, Антон и Николай Рубинштейны, Т. Лешетицкий. В их игре содержательность исполнения, певучесть и красочность звука сочетались с блестящей виртуозностью, что было возможным только при свободе пианистического аппарата. Особое внимание развитию пианистической свободы уделяли мастера-пианисты советского времени, чьи исследования и практический опыт стали ценным наследием для современной фортепианной педагогики.
В своей педагогической практике я все чаще сталкиваюсь с такими проблемами двигательного аппарата у детей, как скованность, отсутствие координации, свободы движений, повышенный тонус мышц и, как следствие, – возникновение дискомфорта и болевых ощущений. Это приводит к трудностям в овладении игре на инструменте. Я считаю крайне необходимым уделять внимание работе над двигательным аппаратом ученика, которая поможет предотвратить и устранить различные двигательные дефекты.
Цель моей работы – обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и собственный практический опыт о развитии свободы пианистического аппарата на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Задачи методической разработки:
раскрыть понятие психомоторики и смысл развития ее важнейших составляющих;
осветить наиболее распространенные нарушения двигательного аппарата ученика и причины их возникновения;
изложить методы, приемы и способы работы над развитием свободы пианистического аппарата.
В своей методической разработке я изложу знания и навыки, полученные в результате моих наблюдений и изучения нарушений и проблем, обнаруживаемых при обучении детей игре на инструменте, а также способы и методы развития естественного движения и полнейшей свободы пианистического аппарата ученика.
Психомоторика
Развитие психомоторики – неотъемлемая часть воспитания юного пианиста. Понятие психомоторики включает в себя целый ряд важнейших компонентов, составляющих то, что принято называть пианизмом. Среди этих важнейших компонентов – организация пианистического аппарата, координация, моторика.
В музыкальной педагогике часто встречаются случаи, когда ребенок, наделенный отменной музыкальностью и даже владеющий относительно обширным репертуаром, не обладает очень важным качеством – пианистической свободой, что не дает ему возможности преодолевать технические трудности, а также приводит к различным болезненным явлениям. Самой распространенной причиной является игнорирование природы, которая создала всем здоровым людям идеальный пианистический аппарат.
В этом случае, перед педагогом стоит задача – помочь учащемуся найти контакт с фортепианной клавиатурой, развить технику ребенка, сохранив при этом природную свободу пианистического аппарата. В основе метода, способствующего решению этой задачи, лежит несколько целей:
формирование умения владения пианистическим аппаратом;
обучение основным пианистическим движениям, направленным на развитие цепкости, чуткости и беглости пальцев, округлости свода кисти, подвижности запястья, каждого пальца;
воспитание навыка весовой игры.
Достижение данных целей связано с определенным звуковым результатом, мерило которого должно постоянно находиться в слуховом поле учителя.
Любое движение, совершаемое человеком, – это серия почти автоматических действий, выполняемых последовательно. Большинство этих автоматизмов имеют врожденную природу, некоторые формируются в процессе обучения.
Л. О. Бадалян в своей книге «Невропатология» (М., 1982) работу двигательных отделов головного мозга описывает так: «Кинестетическая система (греч. kineo – движение, asthese – ощущение; – ощущение движения собственного тела и его частей, берущее начало в чувствительных рецепторах мышц, суставов, сухожилий и связок) создает возможность обмена нервными импульсами между работающими органами и командным центром центральной нервной системы (постоянные прямые и обратные связи). По каналу обратной связи постоянно поступает информация о ходе выполнения двигательных команд, и тем самым создается возможность систематической коррекции выполняемого движения. Более того, без кинестетической системы невозможна предварительная настройка двигательного аппарата для совершенствования какого-либо движения».
Механизм целенаправленного действия – это сложнейшая функциональная система. Важнейшие процессы в этой системе:
предварительное обобщение всей информации о предстоящем действии для формирования двигательной задачи;
обеспечение стойкости двигательной задачи;
выбор необходимых двигательных автоматизмов;
обеспечение своевременного переключения автоматизмов;
постоянный кинестетический контроль.
Этот сложный механизм совершения целенаправленного действия называется праксисом. Нарушение любого из вышеперечисленных процессов приводит к расстройствам целенаправленного действия – апраксии.
Игра на фортепиано – праксис высочайшего уровня, т.к. при ней взаимодействуют почти все сенсорные системы, причем задача, решаемая каждой из них, предельно трудна. Сами двигательные акты не менее сложны, т.к. в них задействованы многие мышцы организма, опорно-мышечный аппарат, крупные мышцы спины и шеи, мышцы ног, мелкие мышцы кистей рук и т.д. Точность, синхронность, координация и своевременность движений требует натренированности всего организма. Любые нарушения в двигательной сфере приводят к сложностям в освоении игры на фортепиано. Поэтому для пианиста, особенно для начинающего, важна постоянная забота о физическом состоянии – тренировка двигательной системы, активные движения в целом. Очень полезны занятия плаванием или хореографией. И если второе некоторым детям может быть противопоказано в силу каких-либо проблем со здоровьем, то плавание, в отличие от других физических нагрузок, практически не имеет противопоказаний.
Очень часто причиной возникновения гипертонуса или чрезмерной расслабленности мышц, которая не позволяет совершить какие-либо сложные и требующие определенного мышечного тонуса движения, становятся психические и психологические травмы.
Педагог должен помнить, что различные функциональные системы в человеческом организме независимы друг от друга. Поэтому педагогу следует обращать внимание на осанку учащегося, следить за его физическим развитием, за тем, как он сидит за инструментом, стоит, ходит, бегает. Внимание и контроль педагога должны быть нацелены на выявление и устранение первых признаков какого-либо неудобства учащегося во время игры на инструменте. Это является чрезвычайно важным для изначальной организации правильных пианистических навыков, предотвращает возникновение более сложных проблем, профессиональных заболеваний.
Организация пианистического аппарата
1. Посадка за инструментом
В фортепианной культуре давно сформировался определенный тип посадки за инструментом, который позволяет пианистам с различными физическими данными наиболее полно их использовать и сделать максимально рациональным процесс игры на фортепиано.
Критерии контроля правильности посадки:
Пианист должен занимать 1/3 поверхности стула.
Локоть должен находиться чуть выше клавиатуры.
Между бедром и корпусом должен быть образован прямой угол (по мнению ученых, такой способ посадки – наиболее естественный, способствует наиболее длительному по времени рабочему состоянию и позволяет избежать различных заболеваний).
Расстояние от корпуса до клавиатуры считается наиболее удобным, если вытянутые вперед руки могут коснуться ладонями передней стенки фортепиано; при этом руки и корпус должны быть прямыми.
Ноги должны находиться ближе к педалям (и в том случае, если на начальном этапе обучения они стоят на подставке); ступни стоят параллельно друг другу и внутренней стороной касаются друг друга; корпус опирается на нижнюю часть спины.
Спина должна быть прямой, плечи – не подняты и не напряжены; спина в пояснице чуть прогнута.
Для того чтобы преодолеть или предупредить нарушения в опорно-двигательной системе учащегося, а также развить пианистическую свободу, педагогу следует уделять особое внимание выполнению учеником гимнастических упражнений. В своей педагогической практике я неизменно использую комплекс различных упражнений, который помогает решать стоящие задачи.
2. Осанка
Осанка отражает физическое и психическое состояние ребенка, его характер и настроение. Обязательно всегда необходимо следить за тем, чтобы спина в поясничном отделе была чуть прогнута в положении сидя и стоя, т.к. это способствует равномерному распределению нагрузки на весь позвоночник, его правильному положению, и устраняет многие проблемы и дискомфорт в спине. Также стоит обратить внимание на то, что во время выполнения каких-либо действий, то ли это занятие гимнастикой, то ли игра на инструменте, ребенок должен правильно дышать: его дыхание должно быть бесшумным, спокойным и ритмичным, плечи при вдохе не должны подниматься.
Ниже представлены упражнения, направленные на формирование и поддержание правильной осанки, а также на исправление ее дефектов:
1. «Осанка». Упражнение выполняется в положении сидя. Руки свободно свисают вдоль туловища, плечи свободны, поясница чуть прогнута. Не напрягая рук, поднять плечи, отвести их назад и, не возвращая вперед, опустить вниз. Это упражнение способствует «настройке» осанки. Его стоит выполнять в начале каждого занятия, сидя за инструментом, полезно также и в течение урока. Упражнение помогает избежать напряжения в шее и верхней части спины, способствует хорошей циркуляции крови, а также помогает предотвратить сутулость в грудном отделе позвоночника.
2. «Незнайка». Упражнение выполняется в положении стоя. Поясница чуть прогнута, руки свободно свисают вдоль туловища, плечи свободны. Ребенок максимально поднимает плечи вверх и, задержавшись в таком положении несколько секунд, «бросает» их вниз. Данное упражнение помогает освободить руки от скованности, ощутить их вес и свободу во время работы плеч, улучшает кровообращение
3. «Шейка». Выполняется в положении сидя, плечи не напряжены, руки свободно свисают вдоль тела. Ребенок делает неторопливые повороты головой вправо и влево; педагог при этом следит за тем, чтобы он не наклонял голову, а держал ее прямо. Упражнение направлено на укрепление мышц шеи, что предотвращает возникновение очень распространенной в наше время проблемы у детей – нестабильности шейного отдела позвоночника.
3. Формирование навыка весовой игры
Одна из основополагающих черт пианизма – это принцип весовой игры, т.е. использование при игре на инструменте веса корпуса и его свободный перенос от спины через руку и кисть в кончик пальца. Этот навык необходимо воспитывать с первых занятий. Ниже привожу несколько упражнений, направленных на его развитие:
1. «Ивушка». Выполняется в положении стоя. Ребенок должен поднять руки вверх, одновременно с этим сделав вдох, и с выдохом наклониться вперед, «бросив» руки вниз. При правильном выполнении упражнения свободные руки еще какое-то время будут находиться в произвольном движении (как бы «болтаясь»). Педагогу следует следить, чтобы при наклоне и руки, и шея были свободны.
2. «Пружина». Исходное положение: стоя напротив стены на расстоянии вытянутой руки, ноги вместе. На счет «раз-и» педагог чуть подталкивает ребенка, и он свободно падает вперед, опираясь руками о стену и сгибая их в локтях (как бы пружиня). На счет «два-и» ученик отталкивается от стены руками и возвращает корпус в исходное положение. При этом руки должны быть совершенно свободными, упасть и свисать вдоль тела. Данное упражнение укрепляет мышцы рук и спины, дает ребенку возможность ощутить вес корпуса на руках
3. «Тяжелые руки». Упражнение выполняется в положении сидя. Руки свободно свисают. Педагог поднимает и удерживает в воздухе руку ученика поочередно в плече, предплечье, кисти, а затем за пальцы, при этом внимательно следя, чтобы рука свободно свисала. Это упражнение помогает ребенку ощутить вес руки и как он «стекает» от плеча к пальцам.

4. Гимнастика для пальцев рук и запястья.
В фортепианной педагогике существует установленная форма организации кисти: куполообразное пястье, округлособранные пальцы с видимыми суставами, которые не должны прогибаться при работе пальцев, пластичность запястья и пястья, цепкость кончика пальца.
Ниже приведу ряд упражнений для пальцев, запястья и кисти, которые я использую в своей педагогической практике. С малышами эти упражнения я провожу в форме игры, рассказывая им сказку, что активизирует образно-эмоциональную сферу ребенка, дает возможность осознанно овладеть двигательными навыками:
1. «Сказка о пальцах-братцах». Жили-были пятеро пальцев-братцев. Жили они в двухэтажном доме и были очень дружные. На первом этаже жил старший братец – Первый палец – самый большой, на втором – его младшие братья: Второй, Третий, Четвертый и младшенький, самый маленький, – Пятый.
Каждое утро, когда вставало солнце (ребенок раскрывает ладошку, пальцы прямые – как бы изображает солнышко), Первый просыпался раньше всех и делал зарядку (ребенок сгибает и разгибает крайнюю фалангу, затем – весь палец к ладони), а потом шел будить своих братьев (первый палец поочередно соприкасается с остальными пальцами; при этом педагог должен следить, чтобы пальцы ученика не прогибались и образовывали кольцо). Младшие пальцы-братья также делали утром зарядку (сгибать и разгибать фалангу каждого пальца, затем – палец к ладони). Братья очень любили рисовать (каждым пальцем ученик «рисует» в воздухе круги сначала по часовой стрелке, затем – против; при этом педагогу необходимо следить за тем, чтобы ребенок делал круговые движения не запястьем, а только пальцами) и кататься на качелях (круговые движения запястьем по часовой стрелке и против часовой стрелки). Затем все братцы-пальцы ехали в гости к бабушке. Приехав к бабушке, они стучали в дверь (ребенок, поднимая запястье, стучит одновременно кончиками всех пальцев по столу, затем – поочередно каждым пальцем; при этом предплечье лежит на столе). Наконец бабушка открывала дверь, и внучата с ней здоровались (ученик опускает кисти на стол и следит за тем, чтобы крайние фаланги не скользили, а хватательными движениями «брали» поверхность стола; это упражнение выполнить также поочередно каждым пальцем). Вышеописанные упражнения полезно выполнять как каждой рукой отдельно, так и двумя руками одновременно.
2. «Воробей». Цель данной игры – развитие подвижности и цепкости первого пальца. Предплечье и кисть лежат на столе. В руке-домике (куполообразная кисть) живет воробей (первый палец) и клюет своим острым клювом зернышки хлеба во дворе (первый палец должен быть согнут в первой фаланге и смотреть в сторону кисти; в таком положении постукивать им по поверхности стола).
3. «Воробей и кошка». Воробей клюет зернышки (см. предыдущее упражнение) и замечает крадущуюся за ним кошку (переступающие второй и третий пальцы противоположной руки), но продолжает клевать крошки до тех пор, пока кошка не подкрадывается совсем близко; затем воробышек в одно мгновение прячется в своем домике (необходимо резким движением убрать первый палец в купол кисти). На уроке кошку своей рукой может изобразить педагог.
4. «Мостик». Игра способствует развитию ощущения веса руки, формирует навык переноса веса руки в кончик пальца. Сначала необходимо объяснить ребенку, что такое подвесной мостик, и предложить представить, что один берег реки – это его плечо, а другой – клавиатура, за которую ученик должен цепко держаться третьим пальцем, вся рука – мостик, висящий над речкой. По мостику идет овечка (переступающие второй и третий пальцы педагога) и раскачивает его. При этом рука ученика, когда вы ее раскачиваете, должна быть свободна и «болтаться», как плеть.
Заключение
Должен ли педагог уделять внимание и время выполнению учеником каких-либо гимнастических упражнений, если в силу врожденных способностей у ребенка с самого начала правильная осанка, он правильно сидит, правильно опирается на ноги, непроизвольно дифференцирует работу различных мышц? Я считаю, что педагогу даже в таком случае обязательно следует уделять внимание физическому развитию ученика, так как невнимание к этому может привести к различным профессиональным заболеваниям.
Педагогу очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы ее особенности у детей разного возраста. Наблюдение за развитием организма ребенка, своевременное обнаружение нарушений его функций и содействие в их восстановлении – одна из основных задач педагога. Правильно выполняемая физическая гимнастика способствует развитию свободы пианистического аппарата и должна стать неотъемлемой составляющей учебного процесса. Все вышеописанные упражнения готовят ребенка к выполнению сложных движений.
Очень важно закрепить естественное, свободное, координированное движение рук и тела, чтобы впоследствии пианист не фиксировал на них сознание, так как основной целью развития свободы пианистического аппарата является овладение фортепианной техникой, достижение необходимого звукового результата. Необходимо объяснить ученику, что каждое пианистическое движение создает определенный звуковой эффект. Свобода пианистического аппарата должна стать не самоцелью ученика, а средством для выполнения определенных заданий и достижения желаемого результата.
Движение, направленное на достижение определенной звучности, сначала вырабатывается осознанно, а впоследствии становится средством воплощения тех или иных звуковых представлений. Осознанное овладение базовыми техническими навыками на начальном этапе обучения в дальнейшем формирует умение самостоятельно анализировать технические сложности, возникающие на различных этапах работы пианиста.
Педагогу необходимо всегда помнить, что учащимся движет в работе интерес и любовь к музыке. Основной и конечной целью должна быть не техника, а музыка, которая и будет рождать потребность в занятиях и саму технику. Педагог должен наполнять объяснения того или иного задания эмоционально-образным содержанием, тем самым пробуждая воображение ребенка и желание передать этот образ. Это требует от ученика определенных усилий, формирует необходимость многократного повторения, любовь к работе и умение работать, что неизбежно приведет к высокому результату.
Список литературы
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., 1988г.
Бадалян Л. О. Невропатология. М., 1982.
Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1989г.Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985г.