Классный час на тему Памятники истории и культуры Республики Адыгея


Классный час
«Памятники истории и культуры Республики Адыгея»
На территории Республики Адыгея выявлено 1582 памятника истории и культуры, из них:
-памятников археологии – 1225
-памятников истории – 254
-памятников искусства – 44
-памятников архитектуры –59
Майкопский курган «Ошад»
Наиболее ярким памятником археологии Республики Адыгея является большой Майкопский курган «Ошад», разнообразные и богатые археологические находки, которого дали название т.н. Майкопской археологической культуре, имеющей мировую известность среди специалистов-археологов и историков. Курган был раскопан в 1897 году профессором Петербургского университета и археологического института Н.И.Веселовским.
Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет собой выдающийся памятник на Северном Кавказе. Вся Западная Европа, за исключением Микенских гробниц в Греции не дала такого богатого погребения эпохи ранней бронзы, как Майкопский курган. Предполагается, что в нем был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Большинство исследователей относят Майкопский курган к III тыс. до н.э.
Мегалитические памятники (дольмены)
Дольмены издавна привлекали внимание местного населения. О них складывались поэтические легенды и сказания, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. По преданию адыгов, эти своеобразные монументы были построены «гигантами» с целью укрытия от непогоды малорослого племени людей, у которых не хватало сил для того, чтобы построить себе жилище. От того адыги называли дольмены «испы-уна», что значит карликовые дома.
На самом же деле это погребальные сооружения, своего рода склепы, относящиеся ко второй половине III - II тыс. до н. э.
Одной из наиболее ценных составляющих комплекса памятников древнейшей истории Адыгеи являются мегалитические памятники - дольмены (от кельтских слов tol-стол, men- камень, «каменный - стол»). С момента их открытия академиком П.С. Палласом в 1794 г., и по сей день, они неизменно привлекают внимание ученых самых различных профилей, краеведов и туристов. Этот интерес объясняется, прежде всего, доступностью древних построек.
Если взглянуть на карту распространения дольменов, можно заметить, что они заполняют основной, очень компактный участок, некогда полностью занимаемый абхазо-адыгами. Она простирается вдоль Черного моря, достигая в ширину от 30 до 75км. Восточная граница распространения дольменов проходит в междуречье рек Белой и Лабы. В настоящее время имеются сведения более чем о 2400 мегалитических построек, некогда воздвигнутых на территории Западного Кавказа, из них в целом виде сохранилось не более 20%. По расположению на местности дольмены большей частью образуют небольшие группы по 10 – 12 сооружений, но известны целые дольменные поля. Такие огромные некрополи можно еще видеть на р. Кизинке близ ст. Баговской (564 построек).
Уляпские курганы
Меотская культура складывается в VIII- VII вв. до н. э. и к началу VI в. до н. э. выступает, как вполне сложившаяся яркая и самобытная культура аборигенного населения. К этому времени относятся выдающиеся памятники, расположенные на территории Красногвардейского района Республики Адыгея. Ульские (они же Уляпские), курганы получили всемирную известность благодаря золотым высокохудожественным предметам, найденных при их раскопках. Православные храмы
Для удовлетворения духовной жизни в городе функционировали и сохранились до сих пор Свято–Воскресенская и Свято-Троицкая церкви, построенные в характерном для культовых зданий конца XIX века псевдорусском стиле. Самый крупный православный храм Успенский собор был снесен в 60-х годах XX века, а на его месте был возведен корпус Адыгейского педагогического института. В здании бывшей Армянской церкви, построенном в 1912 году, в настоящее время располагается Северо-Кавказский филиал Государственного музея искусств народов Востока.

Монумент Дружба
В 1957 году в память о 400-летии добровольного присоединения адыгского народа к Русскому государству на одной из центральных площадей Майкопа воздвигнут монумент «Дружбы». На высоком пьедестале плечом к плечу стоят два воина – русский и адыг, снаряжение и вооружение которых переносят нас в XVI век – в царствование Ивана Грозного на Руси. Над величественными фигурами воинов высоко поднимается стела, подчеркивая значение вечного братского союза двух народов. Авторами монумента являются известный советский скульптор, вице президент АХСССР М.Г. Манизер и трижды лауреат Ленинской Премий архитектор И.Е. Рожин.
Свято - Михайловский мужской монастырь
Замечательным памятником зодчего искусства в Майкопском районе, является Свято-Михайловский мужской монастырь, который находится недалеко от поселка Победы.
История этого монастыря начинается в 1876 году. Казаки станиц Майкопского уезда возбудили перед Кавказским Наместником Великим князем Михаилом ходатайство об отводе из юртовых земель 350 десятин в собственность православного монастыря, который они собираются устроить на землях, некогда занимаемые адыгами и которые по окончанию Кавказской войны были переселены на прикубанские равнины или выселены в Турцию. По распоряжению правительства, были водворены казаки бывшей Черномории и прежних «линейных» станиц. Осенью 1877года в религиозный праздник Михайлова Дня, сюда прибыли старцы- монахи: Валериан, Феофан, Мартирий, Амфросий, в последствии настоятелем монастыря стал Мартирий, уроженец города Херсона, получивший духовный сан Архимандрита.
17 мая 1878 года было положено начало строительство монастыря. Основным архитектурным достоинством монастырского комплекса была рациональная ансамблевая привязка к местности. В монастыре было воздвигнуто пять культовых сооружений, которые формировали силуэт и стиль этого комплекса. Строительный материал, камни разного размеров и конфигураций зачастую не требовалось даже обтесывать. Монахи носили их с карьера за 3-4 км в мешках за спиной.
В 1883 году Священный Синод официально присвоил монастырю название «Михайло – Афонская Закубанская общежительская пустынь».
После революции 1917 года монастырь прекратил существование, на его территории размещались различные учреждения. С 1972 года на территории бывшего монастыря располагалась турбаза «Романтика», которая более 25 лет пользовалась большой популярностью у туристов всего бывшего Советского Союза.
На момент Решения Краснодарского исполнительного краевого комитета Совета народных депутатов от 26 августа 1981 года №540 от большого монастырского комплекса сохранились лишь остатки стен бывшей трапезной и часть ограды, которые и были взяты на охрану как памятник истории и культуры.
В 2002 году после многочисленных прошений общественных и религиозных организаций и споров, возникших из-за форм собственности, монастырский комплекс был возвращен православной церкви.