Презентация Формирование творческих способностей дошкольников на основе интеграции разных видов искусств


Формирование творческих способностей дошкольников на основе интеграции разных видов искусств Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.К. Паустовский • Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно- исторической уникальностью. (Википедия. Большой российский энциклопедический словарь)• Творчество - формирующая деятельность человеческого духа, обновляющая и облагораживающая реальную жизнь. (Философский словарь под ред. И.Т.Фролова) Способность - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности. (Б. М.Теплов)Способности – индивидуально-психологические особенности личности,обеспечивающие успех в деятельности, вобщении и легкость овладения ими.(Википедия. Большой энциклопедический словарь) Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, которые определяют успешность выполнения творческой деятельности различного рода. (Психологический словарь под ред. Б.Г.Мещерикова) Креативность - умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. (Эрик Фромм ) Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. (Психологический словарь под. ред. А.В. Петровского) Творческие способности - это синтез интеллекта и особенностей личности, который определяет успешность выполнения творческой деятельности. Креативность – уровень наличия личностных качеств, способствующих творчеству. Этапы развития творческих способностей: накопление впечатлений;спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического. Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды дошкольного учреждения,группы.Искусство (изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр, дизайн и др.) составляет содержание образования, включается в непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность воспитателя с детьми. Искусство используется в разных видах художественной деятельности (художественно –речевая, изобразительная, музыкальная,театрализованная и т.д.), способствуетформированию детского художественного творчества, являясь эталонами прекрасного. 2. Формирование творческих способностей дошкольников вхудожественно-творческой деятельности:изобразительной музыкальной театрализованной художественно-речевой Формированиетворческих способностейв изобразительной деятельности Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. (Пабло Пикассо) Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы (К. Д. Ушинский) Для развития художественного творчества необходимы определённые условия: развивающая среда для поддержки детской инициативы в детском саду и в семье;поддержка педагогом познавательного интереса, нестандартных решений, предоставление ребенку права выбора, диалоговая форма общения;поддержка творчества ребенка в семье;творчество самих взрослых. Типы НОД по изобразительной деятельности: занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения; занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений; занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительныеприемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительностьобраза в творческой деятельности Задачи обучения нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности: Формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально. Возраст: от двух лет.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование пальчиками Рисование ладошкой Возраст: от двух лет.Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Оттиск поролоном Возраст: от четырех лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск мятой бумагой Возраст: от четырех лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: блюдце либопластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. Проступающий рисунок:восковые карандаши + акварель Возраст: от четырех лет.Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага,акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается незакрашенным Отпечатки листьев Возраст: от пяти лет.Средства выразительности: фактура, цвет.Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. КЛЯКСОГРАФИЯ Возраст: от 4 до 7 летМатериалы для работы:Гуашь, тушь или акварель, крупнаякисть, трубочка для напитков илипипетка.Способ получения изображения:Макаем кисть в разведенную краску ибрызгаем на лист бумаги. Чем гущекраска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Берем трубочку, и дуем через неена разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать –кляксы получаются ещё интереснее! Кляксографию можно совмещать сразными техниками изобразительногоискусства, такими как монотипия, аппликация и другими. МОНОТИПИЯ Возраст: от пяти лет.Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада (2-4 года)Рисование жесткой полусухой кистью Пальчиком Ладошкой Ватной палочкой Печатками из картофеляОттиск пробкой (4-5 лет)Оттиск поролономОттиск печатками из ластика, листьевВосковые мелки + акварельСвеча +акварельРисование мятой бумагойМонотипия предметная (5-7 лет)Монотипия пейзажнаяРисование зубной щеткойРасчесывание краскиНабрызг Воздушные фломастерыКляксография с трубочкой Фотокопия – рисование свечойГраттаж черно- белый, цветнойРисование ниткамиРисование солью, рисование песком Развитие творческих способностей вмузыкальной деятельности Виды музыкальной деятельности: Музыкально-ритмические движенияСлушаниеПениеИгра на детских музыкальных инструментах Музыкально-ритмические движения Музыкально-ритмические упражненияТанцы, пляски, хороводыМузыкальные игры Слушание Пластическая импровизация Оркестровка Графическое изображение мелодии «Цвет-настроение» Пение Импровизация имен, звукоподражанийИмпровизация музыкальных вопросов и ответовСочинение попевокДидактические игры Игра на детских музыкальных инструментах ОзвучиваниеОркестровкаКонтрастные сопоставления Материал для озвучивания Стихи Сказки Рассказы о явлениях природы, о животных Рассказы, сочиненные детьми Рассказы по репродукциям Виды контрастных сопоставлений В пределах одного жанраВ пределах одного названияВ пределах настроения Реализация принципа интеграции разных видов искусств в образовательном процессе «Собственно интеграция» - это «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания» Интеграция (с латинского – восстановление, восполнение, целый) в современных исследованиях трактуется как «сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений связей между содержательными разделами; состояние связывания отдельных дифференцированных частей и функциональных систем в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию». Актуальность использования интегрированного подхода на ступени дошкольного образования Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а образовательный процесс зачастую направлен на изучение отдельных явлений этого единства, и не дает представлений о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Вариативность методов, приемов, средств, чередование различных видов деятельности в течение занятия способствует повышению познавательного интереса, развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти.4. Интеграция помогает более глубокому осознанию освоенного (способа действия, информации), т.к. оно представлено во все возможных связях и отношениях. 5. Основной акцент в процессе интегрированных занятий приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развивающий итог – личностные достижения детей.6. За счет усиления межпредметных связей не происходит дублирование информации в рамках разных направлений образования, высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников7. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей Требования к структуре интегрированного занятия: чёткость, компактность, сжатость преподносимого материала;продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;большая информативная емкость образовательного материала;систематичность и доступность изложения материала;необходимость соблюдения временных рамок занятия. Системообразующие факторы интеграции в дошкольном образовании: Образовательные области, реализация задач которых предполагает гармоничное взаимодополнение и взаимопроникновениеКомплексно-тематическое планирование: выбор определенной темы определяет и подбор к ней интегрируемых образовательных областей, которые всесторонне раскроют содержание темыИнтеграция основных видов детской деятельности. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором разных видов деятельности Формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОУ Десять заповедей или условий развития творческой личности (А. Страунинг, Л. Курбатова) 1.Начинать развивать ребенка надо как можно раньше.2. Безопасное окружение ребенка в психологическом плане, так как ребенок в силу неустойчивости психики может быть напуган новым неизвестным.3. Каждый день работы – поиск. Педагог не должен давать готовых ответов, раскрывать истину, ребенок должен ее находить сам. «Помоги мне это сделать самому».4. Постоянно открывать перед детьми «Тайну двойного» во всем: в каждом предмете, явлении, веществе, событии (игра «Хорошо-плохо»). Постоянно создавать противоречия.5. Учить разрешать противоречия. 6. Большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы.7. Свобода должна быть разумная, а помощь – ненавязчивая.8. Помочь ребенку справиться с разочарованиями, сомнениями, иногда с завышенной самооценкой (когда мое – самое лучшее), уважать мнения, идеи других.9. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы не всегда можно ответить, иногда на это уйдет время.10. Не давать отрицательных оценок (нет, неверно, неправильно). У каждого из нас,в душе талант таится,и важно в детстве,дать ему раскрыться.